Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые институты.
Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм.
Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, надо прежде вссто отметить, что им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права.
Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.
От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:
1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, – в Конституции Российской Федерации;
3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);
4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного нрава определяют и саму систему государственных органов;
5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);
6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, нации и народности, представительные (законодательные) органы государственной власти;
7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, – гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях – санкция.
Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны. А для того чтобы правильно применять норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности, связи с иными нормами данной отрасли. Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации конституционно-правовых норм. Их принято классифицировать по следующим основаниям:
1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие – с основами правового статуса человека и гражданина, третьи с федеративным устройством, четвертые – с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанныс комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия на соответствующие отношения, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной нормы;
2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида к общей системе нормативных актов, а также ог разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулировании нормы закреплены в Конституции Российской Федерации, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих консгитуционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение;
3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление;
4) по характеру предписания. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различный характер, в своеобразной форме определять права и обязанности субъектов возникающих на основе данной нормы конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72,73,83–90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи т.и. Их предписания закрепляют правомочия всех субьектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента Российской Федерации подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.
Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренних. Это обычно такие формулы: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации, запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.
Установление вида конституционно-правовой нормы по характеру предписания важно при ее применении для точного понимания содержания нормы, рамок прав и обязанностей субъектов регулируемых ею отношений;
5) по степени определенности предписаний. По этому основанию, различают императивные и диспозитивные нормы.
Императивные нормы – такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.
Диапозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.
В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в ст. 23 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации». Часть 2 этой статьи содержит диспозитивную норму, устанавливающую, что ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено при наличии предусмотренных в норме условий. Часть 3 содержит императивную норму, в соответствии с ко горой выход из гражданства не допускается при указанных в норме условиях
6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.
Если материальная норма предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.
Рассмотренные основания классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с родственными ей нормами.
Как отмечалось, определенный правовой результат достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности конституционно-правовых норм. Вот почему важно установить принадлежность соответствующей нормы к этой совокупности. Такие совокупности родственных правовых норм именуются конституционно-правовыми институтами. Рамки этого понятия как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли конституционного права. Главный критерий объединения норм в правовой институт – однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.
Высказываются суждения, что конституционно-правовыми институтами являются только комплексы норм, выступающие как часть, элемент системы конституционного права. Только такие комплексы и можно именовать конституционно-правовыми институтами. Однако поскольку в правовой теории и практике не сложилось понятия, предназначенного для обозначения более узкого круга взаимосвязанных норм (а такой определитель необходим), то применяется также расширительное толкование и использование понятия института. Например, можно говорить об институте гражданства, хотя входящие в него нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.
В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы Конституции, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.
В качестве примера можно сослаться на тот же институт гражданства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик, в федеральных законах и законах республик в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.
Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Список вопросов для подготовки к экзамену по конституционному (государственному) праву России
- Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права в системе российского права.
- Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые институты.
- Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды.
- Источники конституционного права России как отрасли права.
- Конституционная реформа в России в кон. 80-х – нач. 90-х годов XX века. Современные перспективы конституционной реформы в России.
- Понятие, предмет, функции, система и источники науки конституционного права Российской Федерации.
- Понятие, юридические свойства, виды, формы конституций. Особенности Конституции Российской Федерации 1993г.
- Принципы, сущность и функции Конституции Российской Федерации.
- Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных поправок, изменения ст.65 Конституции.
- Реализация Конституции Российской Федерации: понятие и формы.
- Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: понятие и формы.
- Правовая охрана Конституции Российской Федерации. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в охране Конституции Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция. Поводы и основания к рассмотрению дел в Конституционном Суде рф.
- Решения Конституционного Суда рф: понятие и виды. Правовые позиции Конституционного Суда рф.
- Толкование Конституции Российской Федерации.
- Основные этапы развития конституционного законодательства в России.
- Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие, принципы.
- Конституционная характеристика Российского государства.
- Народовластие в Российской Федерации: понятие, особенности, основные формы.
- Понятие и система институтов прямой (непосредственной) демократии.
- Понятие избирательной системы и избирательного права. Избирательное право как конституционно-правовой институт.
- Принципы избирательного права и проведения референдума в Российской Федерации.
- Понятие и основные стадии избирательного процесса.
- Конституционно-правовой статус кандидатов.
- Предвыборная агитация. Финансирование выборов и референдумов в Российской Федерации.
- Понятие общественных объединений, принципы их создания и деятельности, права и обязанности. Организационно-правовые формы общественных объединений.
- Общественная палата Российской Федерации: цели и задачи, состав и порядок формирования, основные формы работы.
- Конституционно-правовые основы деятельности политических партий в России.
- Конституционные основы экономических и социальных отношений в Российской Федерации
- Понятие, содержание, основные принципы российского гражданства. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве, их полномочия.
- Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
- Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности, виды, правовое регулирование.
- Конституционная свобода совести, свобода вероисповедания в Российской Федерации.
- Конституционная свобода мысли, слова, массовой информации.
- Конституционное право на свободу передвижения, выбор места жительства, на свободу выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
- Основные политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности, виды, правовое регулирование.
- Конституционное право на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
- Основные экономические, социальные и культурные права человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности, виды, правовое регулирование. Конституционное право на образование.
- Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие и виды.
- Система государственных органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, их компетенция.
- Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
- Конституционное право человека и гражданина на судебную защиту. Жалоба граждан в Конституционный Суд рф.
- Конституционное закрепление ограничений прав и свобод человека и гражданина. Конституционные основы чрезвычайного и военного положения в России.
- Конституционные обязанности человека и гражданина в рф. Конституционная обязанность граждан Российской Федерации по защите Отечества.
- Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Право политического убежища.
- Основы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
- Понятие, особенности и принципы государственного устройства Российской Федерации.
- Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
- Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
- Предметы ведения Российской Федерации: понятие, виды, содержание.
- Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, механизм их реализации.
- Предметы ведения субъектов Российской Федерации: понятие, виды, содержание.
- Конституционные основы порядка принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Федерации.
- Автономия в России: понятие, виды, правовое регулирование.
- Понятие и принципы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Виды административно-территориальных единиц.
- Понятие и система органов государственной власти в Российской Федерации. Общие принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации: конституционный статус. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.
- Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция.
- Законодательный процесс в России: конституционно-правовые основы. Особенности принятия федеральных конституционных законов.
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура и компетенция.
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура и компетенция.
- Процедура роспуска Государственной Думы.
- Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации Федерального Собрания и депутатов Государственной Думы Российской Федерации, основные гарантии их деятельности.
- Правительство Российской Федерации: место в системе федеральных органов исполнительной власти, состав, порядок формирования, компетенция.
- Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации.
- Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
- Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
- Законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации: структура, компетенция, правовые акты.
- Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации: система, порядок формирования, структура, компетенция, правовые акты.
- Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации: правовой статус, порядок утверждения, компетенция, ответственность.
- Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.