Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных поправок, изменения ст.65 Конституции.
Конституция 1993 года применяет новую терминологию – вводятся понятия пересмотр Конституции и поправки к ней. Посвященная этому гл. 9 носит название «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
В действующей Конституции, в отличие от предшествующих, отсутствует положение о том, что право принятия Конституции относится к компетенции какого-либо органа государственной власти. Устанавливается лишь, что принятие и изменение Конституции Российской Федерации составляет предмет исключительной компетенции Федерации (ст.71).
Тем самым принята концепция установления конституции особой, учредительной властью, а не обычной законодательной властью. Принятие новой Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять ее 2/3 голосов от общего числа его членов или вынести на всенародное голосование. При проведении референдума Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосо-вании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Порядок образования Конституционного Собрания определяется, как предусмотренно Конституцией, федеральным конституционным законом.
Конституция в ст. 134 ввела новую норму, устанавливающую перечень субъектов, которые могут инициировать процесс пересмотра Конституции и внесения в нее поправок. В прежней Конституции вопрос о таких субъектах не регламентировался.
Теперь предложение о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
На повышение стабильности Конституции направлено то, что ее главы, выражающие концептуальную сущность Конституции, не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это относится к гл. 1,2 и 9: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные Поправки и пересмотр Конституции».
Предложения о пересмотре статей перечисленных глав требуют значительной поддержки обеих палат. Их число должно составлять 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Но и тогда поправки в эти главы и пересмотр их не допускаются. Созываемое в таком случае Конституционное Собрание либо подтверждает незыблемость данной Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции (ст. 135).
Поправки в соответствии с действующей Конституцией (ст. 136) допускаются только к гл. 3–8. Они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, т.е. требуют одобрения не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Кроме того, Конституция закрепляет в качестве необходимого условия вступления поправок в силу их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовым актом, которым вносится поправка, является закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Такое толкование ст. 136 о форме правового акта дано, как отмечалось выше, в постановлении Конституционного Суда от 31 октября 1995 г.
Федеральный закон от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»* детально урегулировал процедуры рассмотрения поправок палатами Федерального Собрания, принятия закона о поправке к Конституции Российской Федерации, одобрения последнего законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, а также порядок опубликования закона и вступления его в силу, внесения поправки в текст Конституции. Процесс рассмотрения закона в субъектах Федерации должен завершиться не позднее одного года со дня его принятия. Результаты рассмотрения устанавливает Совет Федерации. Если закон не получит одобрения 2/3 субъектов Федерации, повторное внесение предложений о данной поправке допускается не ранее чем через один год. Федеральный закон предусматривает участие Верховного Суда Российской Федерации в проверке правильности результатов рассмотрения закона о поправке в субъектах Федерации, и в соответствующих случаях вопрос о результатах пересматривается по решению Верховного Суда в порядке, установленном законом.
Положения Конституции 1993 года о ее изменениях относятся только к нормам ст. 65, определяющей состав Российской Федерации. На основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, об -.изменении конституционно-правового статуса субъекта вносятся соответствующие изменения в ст. 65.
При изменении наименования субъекта Федерации, что относится к его собственной компетенции, новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур указом Президента Российской Федерации (это определено в постановлении Конституционного Суда по делу о толковании ст. 137 Конституции).
Конституция РФ отличается весьма сложным порядком принятия конституционных поправок, а также пересмотра текста самой конституции. Этот порядок установлен и закреплён в главе 9 статьях 134-137 и преследует 2ную цель:
1. Обеспечение стабильности существования в стране государственного и общественного строя
2. Поддержание динамически развивающегося государственного и общественного строя под воздействием постоянных изменений экономической, социальной и иной среды
Правом на внесение предложений о поправках и пересмотре положений конституции пользуются:
• Президент
• Совет Федерации
• Государственная Дума
• Правительство РФ
• Законодательные органы субъектов РФ
• Группа численностью не менее 1/3 членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы
Все положения, соединенные в главе 9 теоретически и практически можно поделить на 3 части:
I часть
I чать касается пересмотра положений глав 1, 2, 9. Положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ.
В случае возникновения необходимости пересмотра созывается Конституционное Собрание. Для его созыва требуется поддержка не менее 3/5-ми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы РФ. В силу того, что главы 1, 2, 9 являются основополагающими, то Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Последний принимается Конституционным Собранием 2/3-ми голосов от общего числа его членов или выносится на референдум. При проведении референдума в нём должны принять участие не менее 1/2 зарегистрированных избирателей и более 1/2 проголосовать «за».
II часть
II часть касается пересмотра глав 3-8 кроме статьи 65 главы 3. Все поправки к этим главам принимаются в порядке, предусмотренным для принятия ФКЗ – 3/4 членов СФ и 2/3 депутатов ГД. Однако они вступают в силу лишь после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 Субъектов РФ
Все поправки должны приниматься и оформляться в виде особых ФЗ.
III часть
III часть касается пересмотра статьи 65 КРФ.
Изменения в статью 65, определяющую состав субъектов РФ, вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в её составе нового субъекта РФ. А новое наименование Субъекта РФ вносится в Конституцию с помощью указа Президента РФ на основании соответствующего решения Субъекта РФ.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Список вопросов для подготовки к экзамену по конституционному (государственному) праву России
- Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права в системе российского права.
- Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые институты.
- Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды.
- Источники конституционного права России как отрасли права.
- Конституционная реформа в России в кон. 80-х – нач. 90-х годов XX века. Современные перспективы конституционной реформы в России.
- Понятие, предмет, функции, система и источники науки конституционного права Российской Федерации.
- Понятие, юридические свойства, виды, формы конституций. Особенности Конституции Российской Федерации 1993г.
- Принципы, сущность и функции Конституции Российской Федерации.
- Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных поправок, изменения ст.65 Конституции.
- Реализация Конституции Российской Федерации: понятие и формы.
- Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: понятие и формы.
- Правовая охрана Конституции Российской Федерации. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в охране Конституции Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция. Поводы и основания к рассмотрению дел в Конституционном Суде рф.
- Решения Конституционного Суда рф: понятие и виды. Правовые позиции Конституционного Суда рф.
- Толкование Конституции Российской Федерации.
- Основные этапы развития конституционного законодательства в России.
- Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие, принципы.
- Конституционная характеристика Российского государства.
- Народовластие в Российской Федерации: понятие, особенности, основные формы.
- Понятие и система институтов прямой (непосредственной) демократии.
- Понятие избирательной системы и избирательного права. Избирательное право как конституционно-правовой институт.
- Принципы избирательного права и проведения референдума в Российской Федерации.
- Понятие и основные стадии избирательного процесса.
- Конституционно-правовой статус кандидатов.
- Предвыборная агитация. Финансирование выборов и референдумов в Российской Федерации.
- Понятие общественных объединений, принципы их создания и деятельности, права и обязанности. Организационно-правовые формы общественных объединений.
- Общественная палата Российской Федерации: цели и задачи, состав и порядок формирования, основные формы работы.
- Конституционно-правовые основы деятельности политических партий в России.
- Конституционные основы экономических и социальных отношений в Российской Федерации
- Понятие, содержание, основные принципы российского гражданства. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве, их полномочия.
- Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
- Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности, виды, правовое регулирование.
- Конституционная свобода совести, свобода вероисповедания в Российской Федерации.
- Конституционная свобода мысли, слова, массовой информации.
- Конституционное право на свободу передвижения, выбор места жительства, на свободу выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
- Основные политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности, виды, правовое регулирование.
- Конституционное право на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
- Основные экономические, социальные и культурные права человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности, виды, правовое регулирование. Конституционное право на образование.
- Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие и виды.
- Система государственных органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, их компетенция.
- Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
- Конституционное право человека и гражданина на судебную защиту. Жалоба граждан в Конституционный Суд рф.
- Конституционное закрепление ограничений прав и свобод человека и гражданина. Конституционные основы чрезвычайного и военного положения в России.
- Конституционные обязанности человека и гражданина в рф. Конституционная обязанность граждан Российской Федерации по защите Отечества.
- Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Право политического убежища.
- Основы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
- Понятие, особенности и принципы государственного устройства Российской Федерации.
- Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
- Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
- Предметы ведения Российской Федерации: понятие, виды, содержание.
- Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, механизм их реализации.
- Предметы ведения субъектов Российской Федерации: понятие, виды, содержание.
- Конституционные основы порядка принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Федерации.
- Автономия в России: понятие, виды, правовое регулирование.
- Понятие и принципы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Виды административно-территориальных единиц.
- Понятие и система органов государственной власти в Российской Федерации. Общие принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации: конституционный статус. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.
- Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция.
- Законодательный процесс в России: конституционно-правовые основы. Особенности принятия федеральных конституционных законов.
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура и компетенция.
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура и компетенция.
- Процедура роспуска Государственной Думы.
- Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации Федерального Собрания и депутатов Государственной Думы Российской Федерации, основные гарантии их деятельности.
- Правительство Российской Федерации: место в системе федеральных органов исполнительной власти, состав, порядок формирования, компетенция.
- Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации.
- Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
- Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
- Законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации: структура, компетенция, правовые акты.
- Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации: система, порядок формирования, структура, компетенция, правовые акты.
- Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации: правовой статус, порядок утверждения, компетенция, ответственность.
- Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.