Понятие и основные стадии избирательного процесса.
Избирательный процесс - это деятельность по подготовке и проведению выборов.
Он проходит в несколько стадий:
Назначение выборов является первой стадией любого избирательного процесса. Сущность назначения выборов заключается в установлении даты голосования. Институт назначения выборов выступает гарантией своевременного проведения и обеспечивает, таким образом, принцип периодичности проведения выборов.
Для стадии назначения выборов характерны следующие существенные моменты:
1) выборы органов и депутатов являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Такие сроки могут устанавливаться различным образом. Возможно установление твердой даты проведения выборов (например, выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области проводятся в последнее воскресенье марта того года, в котором истекают полномочия Законодательного Собрания прежнего созыва). Срок проведения выборов может устанавливаться в зависимости от истечения полномочий выборного органа (например, днем выборов Президента РФ является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ). В региональном законодательстве содержится также такой способ установления срока проведения выборов, когда определяется период (интервал) между датой назначения выборов и датой голосования.
В случае досрочного прекращения полномочий органа или депутатов выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня понятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или соответствующая часть депутатов коллегиального органа;
2) выборы назначаются уполномоченным на то органом в соответствии со сроками, установленными соответствующими правовыми актами. Так, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ, а выборы Президента РФ - Советом Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации выборы всех региональных органов государственной власти назначает законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, реже применяется взаимное назначение выборов органов двух ветвей власти. Выборы органов местного самоуправления могут назначаться либо законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо представительным органом местного самоуправления;
3) голосование может быть назначено только на календарный выходном (но не праздничный) день;
4) в случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лица) не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении выборным органом или депутатами исполнения своих полномочий, а также при отсутствии уполномоченного на то органа (должностного лица) выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов, а при досрочном прекращении полномочий - не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутатов;
5) в случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы органов или депутатов, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законом порядке, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединении (блоков), органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, формируемая Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;
6) в случае, если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо не может быть применен вследствие установленного судом его несоответствия Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, соответствие которым является обязательным для проведения соответствующих выборов, то эти выборы проводятся непосредственно на основе Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». При этом закон субъекта Российской Федерации применяется в части, не противоречащей этим федеральным законам.
2. Составление списков избирателей
? в список включаются все граждане, достигшие возраста 18 лет;
? списки составляются участковой избирательной комиссией на основании сведений, полученных с использованием государственной системы учета избирателей;
? гражданин должен быть включен в список только на одном избирательном участке;
? список избирателей предоставляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 15 дней до выборов;
? каждый гражданин вправе заявить в избирательную компанию о не включении его в список избирателей, а так же о любой ошибке или неточности в списке избирателей, но только до начала подсчета голосов.
3. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков
? границы ИО и число избирателей в каждом ИО определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом не позднее, чем за 60 дней до выборов;
? для проведения голосования и подсчета голосов образуются избирательные участки. Они формируются руководителем территориального органа исполнительной власти, главой местной администрации, руководителем дипломатических представительств и консульств, командирами воинских частей и вышестоящей избирательной комиссией в труднодоступных местностях.
Требования к образованию избирательных участков:
1) образуются из расчета не более, чем 3000 избирателей на каждом избирательном участке;
2) границы ИУ не должны пересекать границы ИО;
3) в местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных местностях, образуемые ИУ входят в ИО по месту их расположения или по месту прописки морского судна.
4. Формирование избирательных комиссий (см. таблицу)
- в систему избирательных комиссий входят:
• ЦИК РФ - центральная избирательная комиссия
• ИКС РФ - ИК субъектов
• ИК МО - ИК муниципальных образований
• ОИК - окружные ИК
• ТИК - территориальные ИК
• УИК - участковые ИК
- принципы деятельности избирательных комиссий:
1) независимость, т.е. никто не может вмешиваться в деятельность ИК.
2) гласность, т.е. все заседания и деятельность ИК - открытые.
3) сменяемость состава, т.е. ИК действует в течение определенного срока полномочий.
4) соподчинение, т.е. решения вышестоящей ИК обязательно для нижестоящей.
5) коллегиальность, т.е. все решения ИК принимаются коллегиально.
5.Выдвижение и регистрация кандидатов
непосредственное выдвижение выдвижение в составе списка кандидатов
избирательным объединением самовыдвижение
6. Предвыборная агитация
Это деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании.
Она может осуществляться через СМИ, публичные дебаты и дискуссии, митинги, демонстрации, выпуск и распространение печатных агитационных материалов.
Запрещается проводить предвыборную агитацию:
1) федеральным органам государственной власти
2) органам власти субъектов РФ
3) органам МСУ
4) различным военным учреждениям и воинским частям
5) благотворительным и религиозным организациям
6) избирательным комиссиям в целом и их членам в отдельности
7) иностранным гражданам, апатридам и иностранным юридическим лицам
8) международным организациям.
7. Голосование
Проводится всегда в выходной день - воскресенье. ИК обязана обеспечить тайну голосования, сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при подведении итогов.
8. Подсчет голосов и установление результатов выборов
Поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, причем подсчет ведется гласно, начинается немедленно после окончания голосования и проводится без перерыва. Сначала устанавливается общее число голосов по избирательному участку, затем определяется число действительных и недействительных бюллетеней, о чем сообщается наблюдателям. На основании протоколов УИК и ТИК ОИК устанавливает результаты выборов по ИО, аккумулирует все данные ЦИК. ЦИК объявляет результаты выборов и публикует их в печать.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Список вопросов для подготовки к экзамену по конституционному (государственному) праву России
- Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права в системе российского права.
- Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые институты.
- Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды.
- Источники конституционного права России как отрасли права.
- Конституционная реформа в России в кон. 80-х – нач. 90-х годов XX века. Современные перспективы конституционной реформы в России.
- Понятие, предмет, функции, система и источники науки конституционного права Российской Федерации.
- Понятие, юридические свойства, виды, формы конституций. Особенности Конституции Российской Федерации 1993г.
- Принципы, сущность и функции Конституции Российской Федерации.
- Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных поправок, изменения ст.65 Конституции.
- Реализация Конституции Российской Федерации: понятие и формы.
- Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: понятие и формы.
- Правовая охрана Конституции Российской Федерации. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в охране Конституции Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция. Поводы и основания к рассмотрению дел в Конституционном Суде рф.
- Решения Конституционного Суда рф: понятие и виды. Правовые позиции Конституционного Суда рф.
- Толкование Конституции Российской Федерации.
- Основные этапы развития конституционного законодательства в России.
- Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие, принципы.
- Конституционная характеристика Российского государства.
- Народовластие в Российской Федерации: понятие, особенности, основные формы.
- Понятие и система институтов прямой (непосредственной) демократии.
- Понятие избирательной системы и избирательного права. Избирательное право как конституционно-правовой институт.
- Принципы избирательного права и проведения референдума в Российской Федерации.
- Понятие и основные стадии избирательного процесса.
- Конституционно-правовой статус кандидатов.
- Предвыборная агитация. Финансирование выборов и референдумов в Российской Федерации.
- Понятие общественных объединений, принципы их создания и деятельности, права и обязанности. Организационно-правовые формы общественных объединений.
- Общественная палата Российской Федерации: цели и задачи, состав и порядок формирования, основные формы работы.
- Конституционно-правовые основы деятельности политических партий в России.
- Конституционные основы экономических и социальных отношений в Российской Федерации
- Понятие, содержание, основные принципы российского гражданства. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве, их полномочия.
- Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
- Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности, виды, правовое регулирование.
- Конституционная свобода совести, свобода вероисповедания в Российской Федерации.
- Конституционная свобода мысли, слова, массовой информации.
- Конституционное право на свободу передвижения, выбор места жительства, на свободу выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
- Основные политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности, виды, правовое регулирование.
- Конституционное право на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
- Основные экономические, социальные и культурные права человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности, виды, правовое регулирование. Конституционное право на образование.
- Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие и виды.
- Система государственных органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, их компетенция.
- Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
- Конституционное право человека и гражданина на судебную защиту. Жалоба граждан в Конституционный Суд рф.
- Конституционное закрепление ограничений прав и свобод человека и гражданина. Конституционные основы чрезвычайного и военного положения в России.
- Конституционные обязанности человека и гражданина в рф. Конституционная обязанность граждан Российской Федерации по защите Отечества.
- Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Право политического убежища.
- Основы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
- Понятие, особенности и принципы государственного устройства Российской Федерации.
- Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
- Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
- Предметы ведения Российской Федерации: понятие, виды, содержание.
- Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, механизм их реализации.
- Предметы ведения субъектов Российской Федерации: понятие, виды, содержание.
- Конституционные основы порядка принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Федерации.
- Автономия в России: понятие, виды, правовое регулирование.
- Понятие и принципы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Виды административно-территориальных единиц.
- Понятие и система органов государственной власти в Российской Федерации. Общие принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации: конституционный статус. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.
- Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция.
- Законодательный процесс в России: конституционно-правовые основы. Особенности принятия федеральных конституционных законов.
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура и компетенция.
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура и компетенция.
- Процедура роспуска Государственной Думы.
- Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации Федерального Собрания и депутатов Государственной Думы Российской Федерации, основные гарантии их деятельности.
- Правительство Российской Федерации: место в системе федеральных органов исполнительной власти, состав, порядок формирования, компетенция.
- Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации.
- Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
- Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
- Законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации: структура, компетенция, правовые акты.
- Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации: система, порядок формирования, структура, компетенция, правовые акты.
- Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации: правовой статус, порядок утверждения, компетенция, ответственность.
- Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.