Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации Федерального Собрания и депутатов Государственной Думы Российской Федерации, основные гарантии их деятельности.
Конституционно-правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы определяется Конституцией РФ (ст. 97 и 98) и Федеральным законом от 8 мая 1994 г. (в редакции от 5 июля 1999 г.) «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». *
Членом Совета Федерации является представитель от субъекта РФ, уполномоченный осуществлять в Совете Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом. Депутатом Государственной Думы является избранный представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и федеральным законом.
Осуществление полномочий. Срок полномочий члена Совета Федерации определяется сроком его полномочий в качестве главы законодательного (представительного) и соответственно исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а срок полномочий представителя двухпалатного законодательного органа субъекта РФ определяется совместным решением обеих палат. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания депутатом и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.
Досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы возможно в случаях:
1) утраты гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства (таким образом, закон не поощряет приобретение членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы двойного гражданства);
2) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
3) признания недееспособным на основании решения суда, вступившего в законную силу;
4) смерти;
5) призыва на военную службу с его согласия.
Закон устанавливает также дополнительные основания прекращения полномочий для депутата Государственной Думы:
1) письменное заявление о сложении своих полномочий;
2) избрание депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или местного самоуправления;
3) поступление на государственную или муниципальную службу, вхождение в состав органа управления коммерческой организации, занятие предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
4) роспуск Государственной думы в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции РФ.
Депутат Государственной Думы осуществляет свои полномочия на профессиональной постоянной основе и не вправе быть депутатом законодательного органа субъекта РФ, органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа государственной власти или местного самоуправления; находиться на государственной или муниципальной службе; заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; состоять членом органа управления коммерческой организации.
Формы деятельности. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы осуществляют свои полномочия в различных формах:
1) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, участие в работе комитетов и комиссий, палат Федерального Собрания, в работе согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы участвуют в заседаниях соответствующей палаты лично и пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, комитетом, комиссией, согласительной комиссией.
Закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы устанавливает такую форму деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, как совместные заседания палат Федерального Собрания. Однако Конституция РФ в ст. 100 предусматривает, что палаты заседают раздельно. Совместные заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств не являются заседаниями палат Федерального Собрания;
2) участие в выполнении поручении соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов,
3) участие в парламентских слушаниях;
4) внесение законопроектов в Государственную Думу (право законодательной инициативы);
5) внесение парламентского запроса, депутатского запроса. Под парламентским запросом понимается запрос палаты Федерального Собрания, принятый большинством голосов членов (депутатов) соответствующей палаты и обращенный к указанным в законе должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса или в иной установленный соответствующей палатой срок. Депутатский запрос - запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (инициатора запроса), обращенный к указанным в законе должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов;
6) обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания;
7) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
Депутат Государственной Думы также осуществляет свои полномочия в следующих формах:
1) работа с избирателями. Депутат, избранный по одномандатному округу, поддерживает связь с избирателями своего округа, а депутат, избранный по общефедеральному списку - с избирателями в субъекте (субъектах) РФ, определенном (определенных) соответствующей фракцией в Государственной Думе, созданной избирательным объединением, по списку которого он был избран. В рамках работы с избирателями депутат рассматривает их обращения, ведет прием граждан, вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения, информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации;
2) участие в работе депутатских объединений (фракций и депутатских групп) в Государственной Думе.
Неприкосновенность (парламентский иммунитет). Важнейшей гарантией осуществления членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы своих полномочий является их неприкосновенность в течение всего срока полномочий. Неприкосновенность означает, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления); подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность распространяется также на занимаемые членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.
Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 20 февраля 1996 г. * указал, что парламентский иммунитет предполагает наиболее полную защиту депутата при осуществлении им собственно депутатской деятельности (реализации депутатских полномочий, выполнении депутатских обязанностей). Неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности.
В отношении действий по осуществлению депутатской деятельности (деятельности в качестве члена Совета Федерации), совершенных депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, они не могут без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания быть привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), допросу, личному досмотру (за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей).
В отношении действий, не связанных с осуществлением полномочий депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации, указанные лица могут быть без согласия соответствующей палаты привлечены к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также подвергнуты допросу. Иные действия, перечисленные в ст. 98 Конституции РФ (задержание, арест, обыск, личный досмотр), не могут быть произведены без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.
В случае возбуждения уголовного дела или начала производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, орган дознания или следователь в трехдневный срок сообщает об этом Генеральному прокурору РФ и соответствующей палате Федерального Собрания. Если дело возбуждено или производство начато в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, связанных с осуществлением ими своих полномочий. Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
Вопрос о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания в соответствии со своим регламентом. Палата принимает по данному представлению мотивированное решение, о котором в течение трех дней извещает Генерального прокурора РФ. Отказ палаты дать согласие на лишение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по делу и влекущим прекращение такого дела. Решение о прекращении дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.
В случае возбуждения дела или начала производства в отношении действий члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, не связанных с осуществлением ими своих полномочий. Генеральный прокурор РФ в любое время до передачи дела в суд направляет в соответствующую палату представление о даче согласия на передачу дела в суд.
Частью парламентского иммунитета является также «свидетельский иммунитет» - право отказа члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий.
Закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы также устанавливает широкий круг социальных, финансовых и организационных гарантий деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Список вопросов для подготовки к экзамену по конституционному (государственному) праву России
- Понятие и предмет конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Место конституционного права в системе российского права.
- Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, виды. Конституционно-правовые институты.
- Конституционно-правовые отношения: понятие, особенности, виды.
- Источники конституционного права России как отрасли права.
- Конституционная реформа в России в кон. 80-х – нач. 90-х годов XX века. Современные перспективы конституционной реформы в России.
- Понятие, предмет, функции, система и источники науки конституционного права Российской Федерации.
- Понятие, юридические свойства, виды, формы конституций. Особенности Конституции Российской Федерации 1993г.
- Принципы, сущность и функции Конституции Российской Федерации.
- Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных поправок, изменения ст.65 Конституции.
- Реализация Конституции Российской Федерации: понятие и формы.
- Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: понятие и формы.
- Правовая охрана Конституции Российской Федерации. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в охране Конституции Российской Федерации.
- Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция. Поводы и основания к рассмотрению дел в Конституционном Суде рф.
- Решения Конституционного Суда рф: понятие и виды. Правовые позиции Конституционного Суда рф.
- Толкование Конституции Российской Федерации.
- Основные этапы развития конституционного законодательства в России.
- Основы конституционного строя Российской Федерации: понятие, принципы.
- Конституционная характеристика Российского государства.
- Народовластие в Российской Федерации: понятие, особенности, основные формы.
- Понятие и система институтов прямой (непосредственной) демократии.
- Понятие избирательной системы и избирательного права. Избирательное право как конституционно-правовой институт.
- Принципы избирательного права и проведения референдума в Российской Федерации.
- Понятие и основные стадии избирательного процесса.
- Конституционно-правовой статус кандидатов.
- Предвыборная агитация. Финансирование выборов и референдумов в Российской Федерации.
- Понятие общественных объединений, принципы их создания и деятельности, права и обязанности. Организационно-правовые формы общественных объединений.
- Общественная палата Российской Федерации: цели и задачи, состав и порядок формирования, основные формы работы.
- Конституционно-правовые основы деятельности политических партий в России.
- Конституционные основы экономических и социальных отношений в Российской Федерации
- Понятие, содержание, основные принципы российского гражданства. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве, их полномочия.
- Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
- Гражданские (личные) права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности, виды, правовое регулирование.
- Конституционная свобода совести, свобода вероисповедания в Российской Федерации.
- Конституционная свобода мысли, слова, массовой информации.
- Конституционное право на свободу передвижения, выбор места жительства, на свободу выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
- Основные политические права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности, виды, правовое регулирование.
- Конституционное право на собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
- Основные экономические, социальные и культурные права человека и гражданина в Российской Федерации: понятие, особенности, виды, правовое регулирование. Конституционное право на образование.
- Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие и виды.
- Система государственных органов по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, их компетенция.
- Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
- Конституционное право человека и гражданина на судебную защиту. Жалоба граждан в Конституционный Суд рф.
- Конституционное закрепление ограничений прав и свобод человека и гражданина. Конституционные основы чрезвычайного и военного положения в России.
- Конституционные обязанности человека и гражданина в рф. Конституционная обязанность граждан Российской Федерации по защите Отечества.
- Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации. Право политического убежища.
- Основы правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации.
- Понятие, особенности и принципы государственного устройства Российской Федерации.
- Конституционно-правовой статус Российской Федерации.
- Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
- Предметы ведения Российской Федерации: понятие, виды, содержание.
- Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, механизм их реализации.
- Предметы ведения субъектов Российской Федерации: понятие, виды, содержание.
- Конституционные основы порядка принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Федерации.
- Автономия в России: понятие, виды, правовое регулирование.
- Понятие и принципы административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации. Виды административно-территориальных единиц.
- Понятие и система органов государственной власти в Российской Федерации. Общие принципы организации и деятельности органов государственной власти в Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации: конституционный статус. Прекращение полномочий Президента Российской Федерации.
- Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации: порядок формирования, структура, компетенция.
- Законодательный процесс в России: конституционно-правовые основы. Особенности принятия федеральных конституционных законов.
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура и компетенция.
- Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура и компетенция.
- Процедура роспуска Государственной Думы.
- Конституционно-правовой статус членов Совета Федерации Федерального Собрания и депутатов Государственной Думы Российской Федерации, основные гарантии их деятельности.
- Правительство Российской Федерации: место в системе федеральных органов исполнительной власти, состав, порядок формирования, компетенция.
- Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации.
- Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
- Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
- Законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации: структура, компетенция, правовые акты.
- Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации: система, порядок формирования, структура, компетенция, правовые акты.
- Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации: правовой статус, порядок утверждения, компетенция, ответственность.
- Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации.