Оригинальность
Данный критерий патентоспособности промышленного образца введен в российское законодательство впервые. Следует, правда, отметить, что ранее вытекающие из него требования частично выводились из других признаков охраноспособности, в частности признака новизны. Так, в соответствии с Руководством по методике экспертизы заявки на промышленный образец - экспертиза должна была среди прочего определить качество новизны. Необходимым условием охраноспособности промышленного образца признавался творческий характер изменений, внесенных в заявляемый объект по сравнению с прототипом. Для творческого характера изменений считалась характерной их оригинальность, т.е. неизвестность в области, к которой относился заявленный объект.
Подобный подход, который следует признать оправданным по существу, с формальной точки зрения, конечно, представлял собой выход за пределы требования новизны. В этой связи в юридической литературе предлагалось дополнить законодательство о промышленных образцах специальным критерием, устанавливающим требования к уровню художественно-конструкторского решения . Патентный закон РФ ввел такой качественный критерий под наименованием ^оригинальностью, что совпадает с наиболее распространенным названием подобного признака в мировой практике.
Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер эстетических особенностей изделия (п. 1 ст. 6 Патентного закона РФ). Данный признак выполняет применительно к промышленным образцам примерно ту же роль, которую играет относительно изобретений критерий изобретательского уровня. С его помощью охраноспособные промышленные образцы как творческие художественно-конструкторские решения отграничиваются от результатов обычной дизайнерской работы. Правовой охране подлежат лишь те решения, которые, выходя за рамки обычного проектирования, воспринимаются как неожиданные, несхожие с известными художественно-конструкторскими разработками.
Проверка оригинальности промышленного образца включает, во- первых, определение наиболее близкого аналога; во-вторых, выявление существенных признаков, которые отличают заявленный промышленный образец от наиболее близкого аналога, и, в-третьих, выявление из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета, художественно-конструкторских решений, имеющих признаки, совпадающие с отличительными признаками рассматриваемого промышленного образца. Промышленный образец признается соответствующим условию оригинальности, если хотя бы для одного из его существенных отличительных признаков, включенных заявителем в перечень, не выявлены художественно-конструкторские решения, которым присущ такой признак. Кроме того, промышленный образец признается соответствующим условию оригинальности также в том случае, когда для всех его существенных признаков выявлены художественно-конструкторские решения, обладающие такими признаками, однако эти признаки обеспечивают наличие у рассматриваемого промышленного образца эстетических особенностей, не присущих выявленным художественно-конструкторским решениям.
Не признаются в качестве промышленных образцов художественно-конструкторские решения в виде отдельно взятого простейшего геометрического объема (призматического, сферического, конического и т.д.) или отдельно взятой простой геометрической фигуры; игрушки в виде уменьшенного, упрощенного реального объекта, несмотря на его новизну среди класса самих игрушек, так как специфика художественно-конструкторского решения должна быть результатом творческого переосмысления формы реальных изделий и предметов материального мира, в связи с чем они должны быть не простой копией, а художественно перевоплощенным образом общеизвестных предметов. Именно в связи с отсутствием творческого характера не признаются промышленными образцами изделия, искусственно сохраняющие форму, свойственную изделиям определенного назначения, но выполненные на другой технической основе (например, пластмассовый бочонок, имитирующий деревянный); изделие, форма которого полностью заимствована без творческой переработки; изделие, у которого по сравнению с прототипом изменены лишь размеры и пропорции или увеличено количество элементов; и т.д.
- Конспект лекций По дисциплине «Защита интеллектуальной собственности»
- Содержание.
- Аннотация.
- Лекция №1. Результаты интеллектуальной деятельности как объекты правовой охраны. Понятие авторского права. Источники авторского права.
- Лекция №2. Объекты авторского права. Срок действия авторского права.
- Срок действия авторского права
- Лекция №3. Субъекты авторского права, Переход авторского права по наследству.
- Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных авторов
- Авторские права юридических лиц
- Иностранные авторы
- Соавторство
- Наследники и иные правопреемники
- Лекция №4. Содержание субъективного авторского права.
- Право авторства
- Право на авторское имя
- Право на защиту репутации автора
- Право на обнародование произведения и на его отзыв
- Право на опубликование
- Лекция №5. Имущественные права авторов и их ограничение.
- Право на воспроизведение и право доступа
- Право на публичный показ и право на публичное исполнение
- Право на передачу в эфир и право на сообщения для всеобщего сведения по кабелю
- Право на перевод и право на переработку произведения
- Иные права авторов
- Лекция №6. Защита права собственности и смежных прав. Правовая охрана эвм.
- Правовая охрана эвм.
- Лекция №7. Объекты патентного права.
- Лекция №8. Понятие и признаки полезной модели, промышленного образца.
- Новизна
- Промышленная применимость
- Понятие и признаки промышленного образца
- Новизна
- Оригинальность
- Промышленная применимость
- Лекция №9. Права патентообладателя.
- Лекция №10. Оформление патентных прав.
- Лекция №11. Защита прав изобретателей и патентообладателей.
- Лекция №12. Правовая охрана товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товара.
- Лекция №13. Правовая охрана фирменных наименований.
- Так, иск о признании права на коммерческую тайну может быть использован тогда, когда список используемой литературы.