Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, необходимость, виды.
Нормативно-правовые акты в современном государстве принимаются большим количеством самых различных государственных и даже негосударственных органов. При этом каждый орган может принимать множество нормативно-правовых актов. Система законодательства постоянно меняется, вновь принятые акты отменяют, изменяют уже действующие акты, устанавливают новые нормы права.
Для того чтобы эффективно использовать нормативно-правовые акты, оперативно находить нужные нормы права, необходимо упорядочить правовой материал: устранить утратившие силу нормативные предписания, свести воедино акты, изданные по одному вопросу и т.п. Такую деятельность и называют систематизацией нормативно-правовых актов.
Систематизация нормативно-правовых актов – это упорядочение нормативно-правовых актов, придающее им характер системы.
Систематизация отличается по осуществляющим его субъектам, тематике нормативно-правовых актов, их объёму, времени издания, степени упорядочения, глубине переработки. Соответственно этому выделяют три способа систематизации: инкорпорация, консолидация и кодификация.
Инкорпорация – это способ систематизации нормативно-правовых актов без изменения формы и содержания, при котором происходит их объединение в сборники.
Результатом инкорпорации являются сборники нормативно-правовых актов. При инкорпорации не вносятся изменения в правовое регулирования, то есть не принимаются, не изменяются и не отменяются нормы права. Нормативно-правовые акты подвергаются лишь внешней обработке – из них удаляются отменённые статьи и включаются принятые ранее изменения и дополнения с соответствующими указаниями.
Инкорпорация бывает хронологической, когда нормативные акты располагаются в сборнике в соответствии со временем их принятия, и предметной, когда в сборник объединяются нормативно-правовые акты, имеющие общий предмет правового регулирования.
По субъекту осуществления инкорпорация бывает официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация осуществляется компетентными органами. На официальные сборники (своды, собрания) возможны ссылки в процессе правоприменительной деятельности.
Неофициальная инкорпорация может проводиться государственными и негосударственными организациями для удобства использования нормативного материала в собственной правореализующей деятельности либо с коммерческими целями. В этом случае на сборники нельзя ссылаться при решении конкретных юридических дел.
Инкорпорация не решает всех проблем систематизации, с его помощь нельзя, например, устранить множественность нормативно-правовых актов, регулирующих близкие общественные отношения. Такая проблема преодолевается с помощью консолидации.
Консолидация – это систематизация нормативно-правовых актов без изменения содержания путём объединения их в единый акт.
Результатом консолидации является не сборник, а новый нормативно-правовой акт, полностью заменяющий вошедшие в него акты. Но при этом не вносятся изменения в правовое регулирование, новые нормы права не принимаются, может лишь осуществляться редакционная правка, например, устраняться повторы. Субъектами консолидации выступают официальные правотворческие органы. Таким образом, это всегда правотворческая деятельность, но правотворчество в этом случае выступает методом, а суть консолидации заключается именно в систематизации нормативно-правовых актов.
Кодификация – это систематизация и коренная переработка нормативно-правовых актов путём объединения их в единый обобщающий акт.
Результатом кодификации, как и при консолидации, является новый нормативно-правовой акт. Однако, кодификация не ограничивается внешним объединением актов в один акт, она включает качественную переработку правового материала путём изменения, отмены прежних и принятия новых норм права. Поэтому кодификацию можно считать разновидностью и систематизации, и правотворчества.
Таким образом, к признакам кодификации можно отнести:
-
осуществление только компетентным правотворческим субъектом;
-
внесение существенных изменений в правовое регулирование;
-
результатом является новый нормативно-правовой акт, обобщающего характера (кодекс, основы законодательства, устав, положение, правила).
Кодификация часто направлена на создание в отрасли законодательства своеобразного нормативного ядра, вокруг которого группируются иные нормативные акты. Это упорядочивает отрасль в целом, приводит к её устойчивости.
- Правоведение в системе современной науки. Его особенности и состав.
- Предмет теории государства и права. Соотношение с предметами других юридических наук.
- Структура теории государства и права как науки.
- Метод и методология правоведения. Соотношение предмета и метода правоведения.
- Система методов теории государства и права.
- Государственная власть как разновидность социальной власти: понятие, отличие от иных форм власти.
- Государство: понятие, признаки.
- Место и роль государства в политической системе.
- Понятие, значение и объективный характер функций государства. Задачи и цели государства.
- Виды функций современного государства.
- Государственный аппарат – понятие, особенности. Механизм государства.
- Орган государства – понятие, признаки и виды.
- Принципы организации аппарата современного государства.
- Структура аппарата современного государства.
- Понятие и элементы формы государства.
- Форма правления: понятие, виды.
- Форма государственного устройства: понятие, виды.
- Политический (государственный) режим: понятие, виды.
- Теории происхождения государства.
- Понятие и признаки социальных норм. Нормативное регулирование, его виды.
- Право: понятие, признаки.
- Норма права: понятие, признаки.
- Структура юридической нормы.
- Правовосстановительные;
- Штрафные (карательные).
- Виды юридических норм.
- Виды форм (источников) права.
- Закон как нормативный правовой акт: признаки, место и роль в системе нормативных правовых актов. Виды законов.
- Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, связь с законами, виды.
- Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.
- Правотворчество. Правотворческий процесс и его основные стадии.
- Систематизация нормативно-правовых актов: понятие, необходимость, виды.
- Система права: понятие, элементы. Основания деления системы права на отрасли.
- Общая характеристика отраслей российского права.
- Понятие и признаки правоотношения. Состав правоотношения.
- Понятие и виды субъектов правоотношений. Их правосубъектность, правоспособность, дееспособность.
- Содержание правоотношений.
- Объекты правоотношений: понятие, виды.
- Виды правоотношений.
- Юридические факты: понятие, виды.
- Реализация права: понятие, формы.
- Применение права как особая форма его реализации.
- Стадии применения права.
- Акты применения права: понятие, форма, виды.
- Пробелы в праве и пути их преодоления. Аналогия права, аналогия закона.
- Юридические коллизии в праве и способы их разрешения.
- Толкование права: понятие и необходимость. Способы толкования права.
- Виды толкования права по субъектам и по объёму.
- Правомерное поведение: понятие, признаки, виды.
- Правонарушение: понятие и признаки.
- Состав правонарушения. Объект и объективная сторона состава правонарушения.
- Состав правонарушения. Субъект и субъективная сторона состава правонарушения.
- Виды правонарушений.
- Юридическая ответственность: понятие, признаки, содержание, место в правовом регулировании.
- Функции, цели и принципы юридической ответственности.
- Виды юридической ответственности.
- Понятие и содержание законности.
- Понятие правопорядка. Законность и правопорядок. Соотношение правопорядка и общественного порядка.
- Правовая система общества: понятие и структура.
- Виды (типы) правовых систем современности.
- Правовое сознание, его место и роль в правовой системе общества. Виды правосознания.
- Понятие, структура и функции правовой культуры общества.