68. Конституция Франции 1958 г., ее характерные черты и особенности
Ныне действующая Конституция Франции, оформившая создание Пятой республики, была одобрена подавляющим большинством голосов на референдуме, состоявшемся 28 сентября 1958 г , и вступила в силу 4 октября 1958 г. Принятию этой Конституции предшествовало нарастание глубокого политического кризиса в стране. Конституция Пятой Республики учредила пост Президента, избираемого прямым всеобщим голосованием, а также Премьер-министра, возглавляющего Правительство. Таким образом, Франция эволюционировала из парламентского режима с усиленной президентской властью в режим «полупрезидентский».
Конституция 1958 г. закрепляет республиканскую форму правления во Франции, причем особо оговаривает, что данная форма правления не может быть предметом пересмотра. Основной закон подтверждает приверженность Франции принципам правового, светского и социального государства.
Весьма важное значение имеют определенные в Конституции принципы внешней политики Франции. Согласно этим принципам Французская Республика сообразует свою деятельность с нормами международного публичного права. Должным образом ратифицированные или одобренные международные договоры или соглашения имеют преимущественную юридическую силу по сравнению с внутренним законом.
Основная масса статей посвящена организации публичной власти во Франции. Сравнительно подробно регулирует Конституция статус и полномочия Президента Республики, место и роль Правительства и характер его взаимоотношений с парламентом.
Специфика Конституции заключается прежде всего в том, что она подтверждает доминирующее положение исполнительной власти в общей системе государственных властей.
Конституция 1958 г. наделила весьма значительными, в том числе самостоятельными, полномочиями главу французского государства
Французская Конституция принадлежит к числу жестких конституций, т. е. для осуществления конституционных реформ установлен особый усложненный порядок. Предусмотрены две различные процедуры внесения изменений в текст основного закона:
вотирование конституционного закона посредством референдума,
возможность принятия поправок на основе решения специально созываемого Конституционного конгресса.
Субъектами права конституционного пересмотра являются: Президент Республики, действующий по предложению Премьер-министра, а равно члены Парламента.
72. Конституционный совет представляет собой независимый государственный орган, который осуществляет свою деятельность на коллегиальной основе. Он состоит из 9 членов, назначаемых сроком на 9 лет. Три члена Конституционного совета назначаются Президентом Республики, три - Председателем Национального собрания, три - Председателем Сената.
Председатель Конституционного совета назначается Президентом Республики. Он руководит работой Конституционного совета и представляет его на официальных церемониях, назначает докладчиков по делам, рассматриваемым в Конституционном совете, определяет дату и порядок дня заседаний
Конституционный совет Франции осуществляет контроль за соответствием законопроектов и законо-предложений Конституции. Если законопроекты или законопредложения признаны противоречащими Конституции, они не могут быть вотированы в качестве закона, обнародованы и введены в действие. Решение, вынесенное в этом случае Конституционным советом, является окончательным и обжалованию не подлежит
Конституционный совет не имеет права принимать к своему рассмотрению вопрос о конституционности того или иного закона, уже вступившего в законную силу
В этот орган может поступить запрос о том, соответствует ли международный договор или международное соглашение Конституции. Если Конституционный совет признает наличие расхождения или несовместимости, закон, уполномочивающий ратифицировать международный договор, может быть принят только после внесения изменения в Конституцию.
КС осуществляет надзор за правильностью проведения президентских выборов, производит официальную регистрацию кандидатов, подтверждая тем самым законность их выдвижения, определяет результаты голосования и прокламирует избрание Президента Республики. Он же рассматривает жалобы, подаваемые относительно правильности проведения выбо-ров Президента Республики.
Те же надзорные функции осуществляются Конституционным советом и при проведении референдума.
Конституционный совет рассматривает также жалобы, приносимые на правильность выборов депутатов и сенаторов. Если Конституционный совет констатирует грубое нарушение, допущенное в ходе выборов, он может отменить результаты голосования.
- 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- 4. Конституционные, органические, обычные законы в кпзс.
- 6. Судебные прецеденты.
- 2. Понятие и сущность конституции
- 8. Виды конституций
- 7. Порядок принятия и изменения конституций
- 10. Конституционный контроль в зс (кк)
- 12. Гражданство
- 13. Приобретение гражданства в зс.
- 18. Правовое положение иностранцев и лбг в зс
- 21. Место политических партий в политической системе общества
- Формы государства в зарубежных странах
- 22. Формы правления
- 29. Формы государственного устройства
- Глава 5. Политические режимы в зарубежных странах
- 35. Избирательное право
- 36.Виды избирательных цензов.
- 37. Организация и порядок проведения выборов
- 39. Избирательные системы
- 42. Референдум
- 43. Глава государства в зарубежных странах
- 44. Полномочия главы государства
- 46. Президент как глава государства.
- 44. Компетенция главы государства
- 49. Парламент в зарубежных странах
- 50. Структура парламентов зс
- 51. Законодательный процесс
- 52.Статус парламентариев.
- 54. Правительство в зарубежных странах
- 58 Местное управление и самоуправление в зарубежных странах
- 62. Конституция сша 1787 г и ее особенности
- 65. Конгресс сша
- 63. Президент и вице-президент сша
- 67. Американский федерализм
- Конституция великобритании
- 59. Монарх Великобритании
- 60. Парламент
- 61. Правительство и кабинет Великобритании
- 68. Конституция Франции 1958 г., ее характерные черты и особенности
- 69. Президент Франции
- 73. Конституция фрг и ее особенности
- 74. Федеральный президент
- 76. Федеральное правительство
- 75. Парламент фрг
- 78. Конституция Италии
- 79. Президент Италии
- 80.Парламент Италии
- 81. Правительство Италии
- 82.Конституция Японии
- 83. Император Японии.
- 84. Парламент Японии
- 86.Чрезвычайные полномочия правительства