logo
0499591_E7C10_lekcii_po_konstitucionnomu_pravu_

73. Конституция фрг и ее особенности

Основной закон принимался как временная конституция, а потому не был назван "Конституция". В Преамбуле было указа­но, что он действует вплоть до объединения страны, после чего будет разработана конституция объединенной Германии. Однако Основной закон стал одним из самых удачных конституционных документов в истории Германии. Поэтому после объединения страны положение о временном ха­рактере Основного закона было удалено из Преамбулы.

Основной закон закрепляет основополагающие принципы конституционного строя: приоритет прав и свобод человека и граж­данина как основы общественного и государственного порядка, демократию как форму государства, разделение властей, поли­тический плюрализм и др

По форме правления ФРГ является парламентарной респуб­ликой.

В Основном законе содержится характеристика ФРГ как де­мократического и социального правового федеративного государ­ства

Основной закон не только признает народ единственным источником власти, но и указывает формы реализации власти народа через институты прямой (референдум, народный опрос, народная инициатива) и представительной демократии.

Основной закон говорит о ФРГ как о федеративном государ­стве (ч. 1 ст. 20). Нерушимость федеративного уст­ройства государства гарантирована ч. 3 ст. 79, согласно которой не допускается изменение положений Основного закона, затрагива­ющих деление Федерации на земли и сотрудничество земель

Основной закон регулирует очень важные аспекты во внеш­неполитической сфере. Он устанавливает запрет на действия, спо­собные нарушить мирное сосуществование народов и предприни­маемые с этой целью, в частности для подготовки к ведению аг­рессивной войны. Они должны быть уголовно наказуемы.

По способу изменения Основной закон ФРГ можно отнести к жестким конституциям. Это, однако, не мешало довольно часто изменять его и дополнять. За 50 лет существования Основного закона из 146 его статей были подвергнуты изменениям и допол­нениям свыше 100.

Охрану конституции осуществляет Федеральный конститу­ционный суд (ФКС). ФКС проверяет законы на предмет их фор­мального и материального соответствия конституции. Предвари­тельная проверка конституционности законопроектов недопусти­ма.