50. Структура парламентов зс
Структура парламента бывает однопалатной и двухпалатной. Двухпалатная структура парламента именуется бикамерализмом. Бикамерализм характерен для большинства современных парламентов (Великобритания, Италия, Испания, США, Франция, ФРГ, Япония и т.д.). Однопалатные парламенты существуют лишь в немногих странах (Болгария, Венгрия, Греция, Дания, Израиль и некоторые другие).
Нижние палаты формируются более демократично, поэтому именно им принадлежит, как правило, наиболее важная роль в осуществлении законодательных и контрольных полномочий парламентов, так они выражают в государственном механизме народные интересы. Верхние палаты, осуществляют представительство интересов территориальных единиц государства.
При этом реальная роль Верхней палаты может быть различной. Сильная Верхняя палата предполагает ее равноправие с Нижней палатой при осуществлении парламентских полномочий, прежде всего, законодательных (Италия, США). Это означает, что ни один закон не может быть принят без согласия обеих палат, включая Верхнюю. Система слабой Верхней палаты характеризуется превосходством Нижней палаты в законодательном процессе: при возникновении разногласий между ними относительно текста закона окончательное слово принадлежит Нижней палате, которая может преодолеть возражения Верхней палаты (ФРГ, Великобритания, Испания).
Как правило, чем демократичнее формируется Верхняя палата, тем она сильнее.
Если Нижние палаты формируются по общему правилу, путем прямых выборов, то Верхние в разных странах по-разному: как и нижние — непосредственно избирателями (США); путем назначения (ФРГ); косвенными выборами (Франция). При этом срок полномочий Верхних палат, как правило, больший, чем у Нижних палат, обновляются они.
Парламенты работают в сессионном порядке. Сессия — это период времени, когда парламент может проводить пленарные заседания и принимать решения.
В большинстве парламентов после их созыва создаются партийные фракции (группы).
Фракции оказывают большое влияние на работу представительного органа — выработку повестки дня пленарных заседаний, направление прений, голосование, использование различных форм контроля за исполнительной властью. На уровне фракций ведутся переговоры об образовании правительства.
Крупные фракции могут делиться на группы, секции. Фракцией обычно руководит правление, комитет, в который входят лидеры партии, парламентские организаторы ("кнуты"), секретари.
Руководство парламента (палат) осуществляется либо единолично председателем (спикером), либо коллегиальным органом (президиумом, бюро, комитетом, конференцией).
Председатель представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, обладает дисциплинарной властью. По договоренности с вице-председателем или советом председателей (там, где таковой есть) он определяет повестку дня заседаний, обеспечивает первоочередное рассмотрение вопросов, внесенных правительством, руководит прениями.
Важную роль в деятельности парламентов играют комитеты — вспомогательные органы, избираемые парламентом (палатой), состоящие из парламентариев и содействующие палатам в осуществлении их полномочий. Различают постоянные и временные комитеты: постоянные создаются на весь срок полномочий палаты или на время сессии — как правило, по отраслям и сферам управления, а временные — для выполнения определенной задачи, после чего распускаются (это, например, следственные комитеты). В полномочия комитетов входят права требовать информацию, вызывать на заседания и заслушивать должностных и иных лиц, организовывать парламентские слушания и т.п.
Наиболее распространенная среди последних — согласительная комиссия, задачей которой является выработка согласованных решений при возникновении разногласий между палатами по тому или иному вопросу. Постоянные комиссии имеются во всех парламентах. Они предварительно рассматривают внесенные в парламент законопроекты.
В ряде стран парламенты или палаты вправе создавать следственные и ревизионные комиссии, которые носят временный характер и призваны рассматривать конкретные дела. К созданию таких комиссий парламенты чаще всего прибегали в тех странах, в которых правительство не несет политической ответственности перед парламентом.
Комиссии вправе приглашать на свои заседания в качестве экспертов государственных чиновников и других лиц, в том числе представителей делового мира
- 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- 4. Конституционные, органические, обычные законы в кпзс.
- 6. Судебные прецеденты.
- 2. Понятие и сущность конституции
- 8. Виды конституций
- 7. Порядок принятия и изменения конституций
- 10. Конституционный контроль в зс (кк)
- 12. Гражданство
- 13. Приобретение гражданства в зс.
- 18. Правовое положение иностранцев и лбг в зс
- 21. Место политических партий в политической системе общества
- Формы государства в зарубежных странах
- 22. Формы правления
- 29. Формы государственного устройства
- Глава 5. Политические режимы в зарубежных странах
- 35. Избирательное право
- 36.Виды избирательных цензов.
- 37. Организация и порядок проведения выборов
- 39. Избирательные системы
- 42. Референдум
- 43. Глава государства в зарубежных странах
- 44. Полномочия главы государства
- 46. Президент как глава государства.
- 44. Компетенция главы государства
- 49. Парламент в зарубежных странах
- 50. Структура парламентов зс
- 51. Законодательный процесс
- 52.Статус парламентариев.
- 54. Правительство в зарубежных странах
- 58 Местное управление и самоуправление в зарубежных странах
- 62. Конституция сша 1787 г и ее особенности
- 65. Конгресс сша
- 63. Президент и вице-президент сша
- 67. Американский федерализм
- Конституция великобритании
- 59. Монарх Великобритании
- 60. Парламент
- 61. Правительство и кабинет Великобритании
- 68. Конституция Франции 1958 г., ее характерные черты и особенности
- 69. Президент Франции
- 73. Конституция фрг и ее особенности
- 74. Федеральный президент
- 76. Федеральное правительство
- 75. Парламент фрг
- 78. Конституция Италии
- 79. Президент Италии
- 80.Парламент Италии
- 81. Правительство Италии
- 82.Конституция Японии
- 83. Император Японии.
- 84. Парламент Японии
- 86.Чрезвычайные полномочия правительства