logo
0499591_E7C10_lekcii_po_konstitucionnomu_pravu_

63. Президент и вице-президент сша

Согласно Конституции (разд. 1 ст. II) исполнительная власть предоставляется Президенту США. Первым президентом США стал в 1789 году Джордж Вашингтон.

Действующий президент США — Барак Обама. Официально 44-й президент США вступил в должность 20.01.2009 года

Конституционные полномочия Президента:

Представительские функции. В качестве главы государства Президент осуществляет высшее представительство США внутри страны и в международных отношениях. Ему принадлежит право отсрочки исполнения приговоров и помилования за преступления против Соединенных Штатов, за исключением дел по импичмен­ту. Он же объявляет амнистию. Он награждает высшими военными и другими наградами, что вправе делать и Конгресс.

Участие в законодательном процессе. Формально не пользу­ясь правом законодательной инициативы и не участвуя в заседа­ниях палат при принятии законов, Президент тем не менее ока­зывает огромное влияние на законодательный процесс.

Президент имеет право вето, т. е. право в течение 10 дней не подписывать билли, принятые Конгрессом, и возвращать их на повторное рассмотрение со своими поправками; вето может быть преодолено Конгрессом только при одобрении билля большинством в 2/3 голосов обеих палат.

Президент не вправе созывать или распускать Конгресс, но при чрезвычайных обстоятельствах может созвать обе палаты или одну из них. Президент не обязан являться по вызову Конгресса, и таких случаев в истории не было. Он имеет право на отказ Конгрессу в требовании информации по внутренним вопросам деятельности Президента.

Военные полномочия. Президент является по Конституции Верховным главнокомандующим армии и флота и призванной на действительную службу милиции штатов. Он не вправе объявлять войну, но может направлять войска за границу для "защиты аме­риканских интересов", в миротворческих целях и др

Глава государства присуждает высшие воинские звания, производит назначения военачальников.

Внешнеполитические полномочия. Президент формирует и осуществляет внешнюю политику, ведет сам или через своих пред­ставителей международные переговоры и пр. Им подписываются с совета и согласия Сената международные договоры; Президент их ратифицирует после одобрения Сенатом (двумя третями голо­сов сенаторов)

Президент с одобрения Сената назначает послов, консулов и представителей в международные организации.

В обязанность Президента входит аккредитация и прием послов иностранных государств.

Назначения высших должностных лиц. Это одно из важней­ших управленческих полномочий Президента. Все высшие долж­ностные лица (их примерно 300) назначаются главой исполнитель­ной власти "по совету и с согласия" Сената. Среди них министры, судьи Верховного суда и других федеральных судов, руководите­ли ведомств, послы и другие лица.

От­странение всех этих лиц от их должностей осуществляется Президентом по собственному усмотрению.

Чрезвычайное положение. Президент имеет право объявлять чрезвычайное положение — как в национальном масштабе, так и в отдельных штатах. При объявлении национального чрезвычайного положения за Президентом сохра­няются только те права и полномочия, которые основываются на законах.

В число основных актов, издавае­мых Президентом, входят:

исполнительные приказы, которые основываются на зако­нах или делегированных полномочиях и регулируют многие важные вопросы государственного управления

реорганизационные планы, с помощью которых вносятся из­менения в систему органов исполнительной власти (но с пос­ледующим утверждением Конгрессом). Кроме того, Президентом издаются разного рода инструк­ции, директивы, прокламации, правила и положения. Они также действуют на всей территории страны и периодически подвергаются судебному контролю

Вице-президент

Это второе лицо в государстве, избираемое вместе с Прези­дентом. Он председательствует в Сенате и замещает Президента, когда эта должность оказывается вакантной. Если должность Вице-прези­дента становится вакантной, то Президент назначает Вице-пре­зидента, который вступает в должность по утверждении боль­шинством голосов обеих палат Конгресса. Такой случай, напри­мер, произошел в 1974 г., когда после отставки Президента Р. Никсона его пост занял Вице-президент Д. Форд, который за­тем с одобрения Конгресса назначил Вице-президентом Н. Рок­феллера.

Вице-президент работает под непосредственным руководством Президента, получая от него различные поручения, обычно свя­занные с председательством в различного рода комиссиях. Действующим вице-президентом США является Джозеф Байден, вступивший в должность 20.01.2009.

Глава государства пользуется неприкосновенностью, т. е. сво­бодой от ареста и уголовного преследования, пока он не будет отстранен от должности в соответствии с процедурой импичмента. Это, однако, не освобождает его от гражданско-правовой ответ­ственности, что было установлено Верховным судом в отношении исков, предъявлявшихся в 1997—1998 гг. к Президенту Б. Клинто­ну. Президент получает за свою службу вознаграждение, которое не может быть увеличено или уменьшено в течение того срока, на который он избран; и в течение этого срока он не должен полу­чать какое-либо иное содержание. Президент пользуется государ­ственной охраной, имеет резиденцию (Белый дом), право на вы­сокую пенсию, другие блага, установленные законом.

64. Выборы президента и вице-президента США.

Конституционные требования к Президенту невелики. Им может стать любой прирожденный (т. е. не натурализованный) граж­данин США, достигший 35-летнего возраста и проживающий в течение четырнадцати лет в Соединенных Штатах. Конституцион­но установлено также, что Президент и Вице-президент не мо­гут быть жителями одного и того же штата. На этот пост выдвигаются известные политические деятели с опытом работы на крупных государственных постах (обыч­но из числа губернаторов штатов, сенаторов, генералов).

Президент избирается вместе с вице-президентом сроком на 4 года, досрочные выборы Конституцией не предусмотрены. Президент не может занимать свою должность более двух сро­ков подряд. Однако этот обычай был нарушен Ф. Рузвельтом, ко­торый начиная с 1 9 3 2 г. избирался четырежды, и тогда (в 1951 г . ) в Конституцию была внесена действующая и поныне поправка, зап­рещающая избрание какого-либо лица на должность Президента более двух раз подряд.

Президент избирается косвенным путем. Избиратели голосу­ют за коллегию выборщиков, которая затем избирает Президента. В каждом штате избирается столько выборщиков, сколько от него избрано сенаторов и членов Палаты представителей. В дополне­ние к этому от столицы (федеральный округ Колумбия) избирает­ся три выборщика. Следовательно, коллегия выборщиков включа­ет 100 + 435 + 3 = 538

Коллегия выборщиков никогда не собирается в полном соста­ве, выборщики голосуют за конкретного кандидата, оставаясь в столицах своих штатов. Списки с результатами голо­сования подписываются в штате и в опечатанном виде направля­ются в Сенат, где 3 января следующего года происходит офици­альное провозглашение победивших на выборах Президента и Вице-президента США. Для победы кандидата на этой стадии тре­буется абсолютное большинство голосов выборщиков. Затем 20— 21 января в Вашингтоне происходит инаугурация, т.е. принесе­ние присяги и вступление Президента в должность.

В Конституции (XXV поправка) указаны четыре основания досрочного прекращения полномочий Президента:

отстранение от должности,

смерть, отставка,

неспособность осуществлять полномочия и обязанности по своей должности.

Отстранение от должности возможно только через процеду­ру импичмента, которая осуществляется палатами Конгресса (Па­лата представителей выдвигает обвинение, а Сенат судит под пред­седательством Главного судьи). Президент, как и Вице-президент, может быть отстранен по импичменту за государственную измену, взяточничество, либо за другие серьезные преступления и правонарушения. Добровольная отставка Президента может последовать под влиянием личных причин (состояние здоровья и др.) или под дав­лением обстоятельств.

Неспособность Президента осуществлять свои полномочия и обязанности (XXV поправка) ведет к временному прекращению полномочий при наличии его письменного заявления временному Председателю Сената и Спикеру Палаты представителей. Но с таким заявлением могут обратиться также Вице-президент вмес­те с большинством высших должностных лиц департаментов.

Для того чтобы ни при каких обстоятельствах страна не ока­залась без главы государства, в 1947 г. был принят Закон о преем­ственности президентской власти. В нем была установлена последовательность лиц, замещающих пост Президента, если этот пост окажется вакантным: Вице-пре­зидент, Спикер Палаты представителей, временный Председа­тель Сената, Государственный секретарь и далее все руководите­ли департаментов по хронологии создания этих департаментов. Однако любое из этих лиц может занять пост Президента только в случае, если оно отвечает всем конституционным требованиям, предъявляемым к Президенту.

К кандидатуре на пост вице-президента США предъявляются те же требования, что и к кандидатуре на пост президента (кандидату должно быть не менее 35 лет, он должен быть гражданином США по рождению и проживать на территории США не менее 14 лет). Ограничений на количество сроков, которые может занимать вице-президент, не имеется (в отличие от лимита в 2 срока на президентство, введённого в 1948 году).

66. ВЕРХОВНЫЙ СУД США. Этот Суд занимает высшее место в иерархии судебных органов, а по своему положению в системе органов власти равнозначен Конгрессу и Президенту. Принцип разделения властей и широкие полномочия позволяют ему, оставаясь независимым, активно влиять на деятельность законода­тельных и исполнительных органов федерации и штатов.

Верховный суд состоит из 9 судей (из них один Главный су­дья), назначаемых Президентом по совету и с согласия Сената, многие судьи занимают свою должность по 20—30 лет, так как фактически несменяемы. Сместить судью Верховного суда, как и других судей федеральных судов, можно только с помощью про­цедуры импичмента.

В отличие от многих зарубежных судов такого уровня внут­ри Верховного суда США не предусмотрены коллегии, вследствие чего все судьи участвуют в рассмотрении каждого дела. Решения принимаются по большинству голосов и носят окончательный ха­рактер, в случае несогласия с большинством каждый судья впра­ве опубликовать свое особое мнение.

Верховный суд является высшей апелляционной инстанцией, проверяющей приговоры и решения нижестоящих судов по воп­росам как права, так и факта. В то же время он выступает в качестве суда первой инстанции по всем спорам между двумя и более штатами, по делам послов, государственных посланников, консулов иностранных государств, по спорам между США и шта­том.

Верховный суд принимает к рассмотрению дела в трех основных процедурах:

а)в порядке апелляции, т. е. когда в Суд обращается какая-либо сторона, полагающая, что ее дело содержит "федеральный вопрос", поскольку нижестоящий суд ошибочно признал (или, наоборот, не признал) неконституционным какой-либо закон в связи с гражданским иском или судебным преследованием;

б) в порядке истребования (certiorary), т.е. на основании пе­тиции стороны, указывающей на важные основания для принятия Верховным судом данной апелляции к своему рассмотрению;

в) в порядке "удостоверения", когда в Верховный суд обра­щается какой-то апелляционный суд, желающий в процессуаль­ной форме получить разъяснение по конкретному правовому воп­росу в связи с конкретным делом.

Наиболее значительными по своему резонансу являются ре­шения Верховного суда, связанные с признанием неконституци­онности законов или административных актов. Реше­ния о неконституционности законов могут выносить и нижестоя­щие суды, но Верховный суд США обладает правом их пересмотра.