Дополнительно про прохождение гос службы: Прохождение государственной службы
Прохождение государственной службы начинается с момента поступления на нее и характеризуется любыми изменениями, происходящими в государственно-служебной деятельности лица, вплоть до ее прекращения. Как правовое явление прохождение государственной службы — это совокупность правовых отношений, возникающих в связи с изменениями в государственно-служебной деятельности лица.
прохождение государственной службы — самостоятельная часть института государственной службы, которая включает в себя различные этапы. Общими для всех государственных служащих являются следующие этапы ее прохождения: стажировка, аттестация, повышение квалификации, поощрение и ответственность, перемещение по службе, прекращение.
Прохождение государственной службы начинается с момента замещения должности в результате поступления на нее и заканчивается в связи с ее прекращением. При этом поступление на государственную службу не включается нами в качестве этапа в прохождение государственной службы, а выделяется как ее самостоятельный институт.
СТАЖИРОВКА:
Прохождение стажировки служащими государственного аппарата регламентируется специальным нормативным актом — Положением «О стажировке служащих государственного аппарата Республики Беларусь», утвержденного Постановлением Государственного комитета по труду и социальной защите населения от 31 марта 1994 г. №42*.
Стажировка для государственных служащих проводится в двух видах. Она может осуществляться с целью учебы, привития профессиональных навыков при назначении на должность (если такая стажировка является обязательной)- является условием поступления на государственную службу. Стажировка также может представлять собой этап прохождения государственной службы, являясь одной из форм повышения квалификации после назначения на должность.
Стажировка как этап прохождения государственной службы осуществляется с целью углубления теоретической и специальной подготовки государственных служащих, совершенствования их профессиональных и деловых качеств, проверки практических навыков и организаторских способностей для более эффективной работы служащего на занимаемой должности или на предполагаемой должности более высокого уровня.
Виды стажировки: внутри республики и за рубежом; краткосрочная (до 1 месяца) и долгосрочная (от 1 месяца до 1 года).
Задачами могут быть:
-
обучение с целью восприятия лучшего опыта работы, новых методов организации и управления;
-
изучение опыта работы профильного структурного подразделения государственного органа;
-
получение новых практических навыков в результате непосредственного участия в работе государственного органа на конкретных должностях.
Цели, конкретные задачи, сроки, условия стажировки определяются руководителем органа, направившего на стажировку. Организация и общее руководство ею осуществляется кадровыми службами направляющей организации.
В принимающей стажёра организации приказом руководителя назначается руководитель-консультант из числа высококвалифицированных специалистов, который руководит, организует и контролирует работу стажера. По окончанию стажировки стажёру выдаются все необходимые документы (характеристика-отзыв, свидетельство о прохождении стажировки и др. в соответствии с законодательством), а также стажером представляется отчет об итогах стажировки с приложением методических, практических и других материалов. Руководитель органа на основании представленных материалов выносит свое решение об успешности прохождения стажировки.
АТТЕСТАЦИЯ:
Общая цель- совершенствование системы подбора и расстановки кадров для успешного решения задач государственной службы.
Конкретная цель проведения аттестации - «служащие государственного аппарата проходят аттестацию с целью оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготовки, правовой культуры, способности работать с людьми» . Аттестация должностных лиц таможенных органов проводится также в связи с необходимостью оценки их служебной деятельности, морально-деловых качеств, повышения их персональной ответственности за результаты работы.
Конечной целью проведения аттестации является определение соответствия государственных служащих предъявляемым им требованиям по замещаемым должностям и перспективам их служебного роста.
конкретные задачи: установление соответствия занимаемой должности, выявление перспектив применения способностей государственных служащих, выявление кандидатур в резерв на выдвижение, определение необходимости повышения квалификации, подготовки и переподготовки государственных служащих.
Аттестация осуществляется не единолично должностным лицом органа государственного управления, а специально созданной аттестационной комиссией, в установленном порядке с соблюдением всех необходимых процедурных форм.
Аттестация в органах государственного управления проводится один раз в 5 лет. Сокращенные сроки установлены для руководящих работников — один раз в 2,5 года в виду особого характера замещаемых ими должностей и для дипломатических работников — один раз в 3 года.
Аттестация должностных лиц таможенных органов проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в три года.
Судьи проходят очередную аттестацию как периодически — один раз в 5 лет, так и в исключительном порядке. Он применяется в отношении судей, впервые назначенных на должность судьи и не имеющих квалификационного класса,— в течение первых шести месяцев работы, а также при присвоении очередного квалификационного класса судьи — не позднее одного месяца со дня истечения срока его пребывания в присвоенном квалификационном класс.
Законодательством предусмотрены основания для проведения внеочередной аттестации служащих - в связи с возобновлением контракта, переводом на вышестоящую работу или другую деятельность, в целях присвоения более высокого разряда оплаты труда.
Внеочередная аттестация судей проводится при назначении на должность судьи бессрочно, если судья был назначен (избран) на определенный срок полномочий;
-
при назначении судьи на должность председателя, заместителя председателя соответствующего суда;
-
при назначении судьи на должность судьи в вышестоящий суд;
-
при досрочном присвоении квалификационного класса или понижении в квалификационном классе.
Порядок проведения аттестации определяется законодательством Республики Беларусь. Для различных видов государственных служащих разработаны с учетом особенностей государственной службы и замещаемых ими должностей свои нормативные акты о порядке проведения аттестации.
Во всех органах государственного управления на основании общих нормативных актов принимаются свои акты о порядке и условиях проведения в них аттестации.
Аттестация в органах государственного управления проводится на основании приказа руководителя. Приказ об аттестации утверждает сроки и график проведения аттестации, список аттестуемых, председателя, секретаря и членов аттестационной комиссии, перечень необходимых материалов на аттестуемых и порядок их представления и доводится до сведения работников не менее чем за месяц до начала аттестации.
Аттестационная комиссия состоит из числа руководящих работников органа и его структурных подразделений, высококвалифицированных специалистов. В состав комиссии входят также представители работников и (или) общественных организаций — участников коллективных договоров (соглашений).
При необходимости создаются несколько аттестационных комиссий, специализация которых зависит от особенностей профессионально-квалификационного состава работников, подлежащих аттестации.
От аттестации освобождаются:
-
лица, проработавшие в должности менее одного года;
-
выпускники учебных заведений, направленные в государственные органы по договорам (заявкам) в течение одного года работы после окончания учебного заведения;
-
беременные женщины.
-
Женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода их на работу.
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ:
Основная цель— обеспечение постоянного соответствия уровня их профессиональной подготовки задачам социально-экономического и политического развития республики, совершенствование управленческих знаний, умений и навыков, позволяющих успешно выполнять свои служебные обязанности.
Повышение квалификации строится на принципах системности и периодичности, обязательности, дифференцированного подхода, перспективности.
Формы повышения квалификации:
-
должностное — с отрывом от работы сроком до одного месяца;
-
целевое — с отрывом от работы по мере необходимости по индивидуальной программе;
обучение в виде стажировки, в форме ежемесячных семинаров, которые проводятся по индивидуальной групповой программе, самообразование. Повышение квалификации может осуществляться в структуре органа государственного управления и за его пределами, внутри республики и за рубежом.
Одной из форм повышения квалификации является самообразование. Самообразование по индивидуальным планам осуществляется между периодами систематической учебы путем участия служащих в проблемных семинарах и конференциях, а также через решение актуальных управленческих задач.
Процесс любого вида обучения, кроме самообразования, завершается одной из форм итогового контроля знаний: сдачей экзаменов, зачетов, защитой реферата (выпускной работы). При организованной форме повышения квалификации в учебных группах по итогам положительного завершения процесса обучения выдается соответствующий сертификат установленного образца.
Организация повышения квалификации государственных служащих осуществляется руководством государственного органа.
Общие основы повышения квалификации, целевые учебные программы разрабатываются Академией управления при Президенте Республики. Повышение квалификации на его базе обеспечивается ведущими учеными республики, профессорско-преподавательским составом Академии управления при Президенте Республики Беларусь, другими учебными и научно-исследовательскими организациями. В целях повышения эффективности учебного процесса, его практической направленности проводятся встречи со слушателями и организуются выступления перед ними руководителей органов исполнительной власти, опытных специалистов предприятий, организаций, учреждений.
Руководящие кадры органов государственного управления обязательно не реже одного раза в год повышают квалификацию. Для обеспечения непрерывного роста профессионального уровня руководящих кадров устанавливается порядок, который предусматривает при назначении работника на новую должность обязательное повышение его квалификации по одной из существующих форм обучения.
Для обеспечения надлежащей реализации важного этапа прохождения государственной службы в отраслевых системах управления создаются самостоятельные отраслевые институты повышения квалификации.
Работники правоохранительных органов (суда и прокуратуры) и учреждений юстиции повышают квалификацию в Институте переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры и учреждений юстиции при БГУ.
Прохождение государственной службы связано с процессом перемещения по должностям и продвижением по государственной службе.
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ — это любые изменения, затрагивающие изменения должностей государственного служащего, т.е. любое движение по служебной лестнице.
Перемещение в процессе прохождения государственной- службы может осуществляться на вышестоящую должность, равнозначную должность, нижестоящую должность. Все названные виды перемещения возможны не только в пределах данного органа, но и при переходе (переводе) на службу в другой орган.
Перемещения могут осуществляться по личной инициативе служащего, с его согласия и принудительно.
По личной инициативе служащего возможны перемещения на нижестоящую и равнозначную должность, в том числе по состоянию здоровья и по семейным обстоятельствам.
С согласия государственного служащего осуществляются перемещения в случае его перехода на вышестоящую или равнозначную должность по инициативе нанимателя при отсутствии причин для принудительного перемещения.
Принудительное перемещение без согласия служащего может быть: на равнозначную должность — при необходимости замещения других должностей, для более целесообразного использования служащего с учетом его профессиональных, деловых и личных качеств или на нижестоящую должность — при сокращении штатов или занимаемой должности и невозможности перемещения на равнозначную должность, по состоянию здоровья, по итогам аттестации, в порядке дисциплинарной ответственности.
В процессе прохождения государственной службы осуществляется продвижение государственных служащих по служебной лестнице.
ПРОДВИЖЕНИЕ — это этап служебного роста государственного служащего. Оно может быть связано с перемещением на вышестоящую должность. В этом случае происходит прямой карьерный рост государственного служащего. Он осуществляется в форме вертикального продвижения.
Другие формы положительных изменений в карьере государственного служащего не связаны с ростом по должности. Они осуществляются в виде горизонтального продвижения по службе и проявляются в присвоении более высокого квалификационного или тарифного разряда, категории, повышении в классе, звании, чине, ранге, увеличении денежного содержания.
Прохождение государственной службы завершается ее прекращением. Она может прекращаться по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом (ст. 35), а также по основаниям, предусмотренным в специальном законодательстве.
Основанием для прекращения службы в государственном аппарате в соответствии со статьей 21 Закона «Об основах службы в государственном аппарате» может быть отставка служащего государственного аппарата. Право на отставку возникает при наличии совокупности указанных в Законе условий:
-
достижение определенного возраста,
-
наличие установленного общего и специального (в качестве служащего государственного аппарата) стажа работы.
Таким образом, выход в отставку с назначением пенсии в определенном размере возможен до достижения служащим пенсионного возраста.
Прекращение государственной службы возможно в связи с расторжением контракта по основаниям, предусмотренным в нем.
К ним, в частности, могут относиться:
-
истечение срока контракта,
-
не предоставление декларации о доходах и имуществе или указание в ней неполных (недостоверных) сведений и др. основания для его досрочного прекращения по инициативе нанимателя или по требованию служащего.
Все возможные основания для прекращения контракта со служащими государственного аппарат предусмотрены в Положении «О порядке и условиях заключения контрактов со служащими государственного аппарата».
- Дайте определение понятия «административное право» и назовите его признаки. Охарактеризуйте задачи и принципы ап .
- Охарактеризуйте предмет ап как отрасли права и метод административно-правового регулирования.
- Установите место ап в правовой системе рб.
- Раскройте понятие административно-правовой нормы, ее специфику и структуру. Назовите и охарактеризуйте виды административно-правовых норм.
- Определите понятие реализации административно-правовых норм и опишите формы (способы) их реализации.
- Дайте определение понятия «механизм административно-правового регулирования», назовите и охарактеризуйте элементы его составляющие.
- Определите понятие административного правоотношения и его специфику. Назовите и охарактеризуйте элементы административного правоотношения и виды правоотношений.
- Раскройте систему источников ап .
- Определите понятие науки ап , ее задачи, тенденции и перспективы развития на современном этапе гос строительства.
- Раскройте принципы и функции гос управления, установите между ними взаимосвязи.
- Дайте определение понятия «форма гос управления». Классифицируйте существующие формы управленческой деятельности на виды и охарактеризуйте их.
- Определите понятие и юридическое значение акта гос управления, охарактеризуйте признаки его и классифицируйте существующие акты на виды.
- Назовите требования, предъявляемые к актам гос управления, и последствия их несоблюдения.
- Специальные:
- Определите понятие административно-правового метода и дайте сравнительно-правовую характеристику методов убеждения и принуждения.
- Дайте определение понятия «субъект ап », охарактеризуйте его правовой статус и назовите виды субъектов.
- Крамник:
- Представьте систему органов исполнительной власти, охарактеризуйте организационные и правовые основы ее построения, назовите основные звенья в системе и определите их взаимоотношения.
- При построении системы органов гос управления (исполнительной власти) преследуются основные задачи:
- Охарактеризуйте полномочия Президента рб в области гос управления и правовой статус Администрации Президента рб .
- Опишите порядок образования, компетенцию, структуру, формы и методы деятельности Совета Министров рб .
- Охарактеризуйте исполнительные комитеты (местные администрации) и их полномочия.
- Опишите порядок образования и компетенцию Министерств, гос комитетов рб . Охарактеризуйте правовой статус министра рб.
- Согласно Положению «о Министре»
- Охарактеризуйте местные органы гос управления, их правовой статус и виды.
- Понятие, назначение и виды органов местного управления, основные функции
- Подотчетность и подчиненность органов местного управления
- Организация и форма работы местных органов гу
- Формы работы Исполкомов (местных администраций)
- Представьте администрацию предприятий, учреждений, организаций как орган внутреннего управления.
- Раскройте организационную структуру и штаты органов гос управления.
- Определите понятие и назовите виды государственной службы.
- Определите понятие и назовите виды гос служащих. Расскажите, как осуществляется административно-правовое регулирование прохождения государственной службы.
- Дополнительно про прохождение гос службы: Прохождение государственной службы
- Назовите поощрения и виды ответственности гос служащих. В чем заключается специфика дисциплинарной ответственности, и каковы ее виды.
- 30. Охарактеризуйте административно-правовой статус общественных объединений и политических партий.
- 31.Определите законодательные основы правового положения религиозных организаций.
- 32.Назовите и охарактеризуйте права и обязанности граждан в сфере гос управления.
- 33.Перечислите и охарактеризуйте гарантии прав граждан в области гос управления.
- 34.Определите понятие обращения граждан и охарактеризуйте правовые основы рассмотрения обращений.
- 35.Охарактеризуйте административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
- 36.Охарактеризуйте административно-правовой статус беженцев.
- 37.Назовите и охарактеризуйте органы, должностные лица, имеющие право применять меры административного принуждения, гарантии законности.
- 38.Определите понятие административно-предупредительных мер, назовите их виды и основания применения.
- 39.Дайте определение понятия «меры административного пресечения», назовите их виды и основания применения.
- 40.Раскройте понятие дисциплинарной ответственности, назовите основания ее применения и виды.
- 41.Определите понятие материальной ответственности, назовите основания ее применения и виды.
- 1. Не свыше среднемесячного заработка
- 3. В пределах одного или нескольких месячных окладов денежного содержания
- Долевая ответственность
- Солидарная ответственность
- 42.Раскройте понятие административной ответственности, назовите и охарактеризуйте ее основные черты, укажите отличие от других видов юридической ответственности.
- Отличия от др юр отв-ти:
- 43.Охарактеризуйте административное правонарушение как основание административной ответственности, назовите его признаки и состав, а также укажите отличие от преступления и дисциплинарного проступка.
- 44.Дайте характеристику законодательным основам административной ответственности. Назовите и охарактеризуйте субъекты административной ответственности.
- 45.Опишите обстоятельства, исключающие административную ответственность.
- 46.Назовите и охарактеризуйте ограничения административной ответственности.
- 47.Раскройте понятие, цели и основания применения административных взысканий, а также укажите отличие административных взысканий от уголовных наказаний и дисциплинарных взысканий.
- 48.Представьте систему административных взысканий и охарактеризуйте виды взысканий (основные и дополнительные, их сочетание и др.) в нее входящие.
- 49.Назовите общие правила наложения административных взысканий. Охарактеризуйте обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность
- 51. Назовите и охарактеризуйте виды адм правонарушений, основания их классификации (нет больше инфы)
- Охарактеризуйте и классифицируйте административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина(смотрим КоАп).
- Глава 9 особенНой часТи КоАп административные правонарушения против здоровья, чести и достоинства человека, прав и свобод человека и гражданина
- Дайте общую характеристику административных правонарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта и опишите их виды (смотрим КоАп).
- Глава 18. Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта
- Охарактеризуйте и классифицируйте административные правонарушения против общественного порядка и нравственности (смотрим КоАп).
- Глава 17. Административные правонарушения против общественного порядка и нравственности
- Дайте общую характеристику административных правонарушений против порядка налогообложения и опишите их виды. (смотрим КоАп)
- Глава 13. Административные правонарушения против порядка налогообложения
- Раскройте систему органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
- 57.Охарактеризуйте подведомственность дел об административных правонарушениях.
- Глава 3 суд, органы, ведущие административный процесс, и их должностные лица. Подведомственность дел об административных правонарушениях
- 58.Определите понятие административных производств, назовите их виды и определите, как они соотносятся с административным процессом.
- 59.Охарактеризуйте производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан.
- 60.Дайте определение понятия «дисциплинарное производство», выявите его специфику, охарактеризуйте правовое регулирование и виды.
- Особенности дисциплинарного производства:
- 61. Определите понятия административно-процессуальные нормы и отношения, назовите и охарактеризуйте их виды.
- 62. Назовите и охарактеризуйте процессуальные гарантии прав граждан в административном процессе.
- 63. Определите понятие административный процесс, назовите его принципы и задачи. Перечислите и охарактеризуйте обстоятельства, исключающие административный процесс.
- 64 Назовите и охарактеризуйте участников административного процесса
- 65. Раскройте понятия доказывания в административном процессе и предмет доказывания. Охарактеризуйте источники доказательств.
- 66. Раскройте понятие меры обеспечения административного процесса, определите их назначение и классифицируйте их на виды.
- Охарактеризуйте стадию начала административного процесса.
- Дайте характеристику стадии подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.
- Раскройте стадию рассмотрения дела об административном правонарушении.
- Опишите порядок обжалования и опротестования постановления по делу об административном правонарушении. Охарактеризуйте последствия обжалования и опротестования.
- Раскройте стадию исполнения постановления о наложении административных взысканий (общие положения).
- Исполнение административного взыскания
- 72.Определите понятие и сущность законности в государственном управлении. Разграничьте понятия «исполнение» и «соблюдение» законов.
- 74.Определите понятие дисциплины в государственном управлении, назовите ее виды, охарактеризуйте систему правовых средств укрепления дисциплины и основные принципы их применения
- 74.Назовите и охарактеризуйте способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.(см вопрос
- 2 Разновидности:
- 75.Раскройте понятие контроля в государственном управлении и назовите его виды. Определите назначение и принципы контроля.
- 76.Охарактеризуйте контрольные полномочия Президента рб за деятельностью аппарата гос управления.
- 77.Охарактеризуйте направления и формы контроля представительных органов государственной власти за деятельностью аппарата гос управления.
- 78.Охарактеризуйте существующие виды контроля органов исполнительной власти.
- 79.Охарактеризуйте сложившуюся систему судебного контроля над законностью в государственном управлении. (инфы нет, загоним ему что-нибудь на ходу)))
- 80. Выявите контрольные функции гос инспекций в области гос управления и охарактеризуйте правовую основу их деятельности.
- 81. Охарактеризуйте полномочия Комитета гос контроля.
- Определите административный надзор как способ обеспечения законности в области гос управления, его особенности, формы и методы.
- 83. Охарактеризуйте общий надзор прокуратуры за деятельностью аппарата гос управления, его формы и методы деятельности.
- 84. Охарактеризуйте формы реагирования прокурора на нарушения законности в области гос управления.
- 85.Порядок обжалования незаконных действий органов гос управления и их должностных лиц.
- 86.Раскройте административно-правовую организацию управления отраслями экономики.
- 87.Охарактеризуйте организационно-правовые основы управления промышленностью.
- 88. Охарактеризуйте организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 89.Административно-правовая организация управления социально-культурной сферой.
- 90. Охарактеризовать организационно-правовые основы управления образованием
- 91.Организационно-правовые основы управления здравоохранением
- Организационно-правовые основы управления культурой.
- 93. Охарактеризуйте организационно-правовые основы управления в области труда и социальной защиты граждан.
- 94. Раскройте административно-правовую организацию управления административно-политической деятельностью. Нет инфы!!!
- 95. Охарактеризуйте организационно-правовые основы управления обороной.
- 96. Охарактеризуйте организационно-правовые основы управления в области государственной безопасности.
- 97. Охарактеризуйте организационно-правовые основы управления в области внутренних дел.
- 98. Охарактеризуйте организационно-правовые основы управления иностранными делами.
- 99. Раскройте административно-правовую организацию управления межотраслевой сферой.
- 101. Охарактеризуйте порядок административно-правового регулирования учета, статистики, стандартизации и сертификации. Нет инфы (см мах стр 675)
- 102. Раскройте административно-правовую организацию управления при чрезвычайных ситуациях и в особых условиях.