logo search
АП ответы экзамен

Дополнительно про прохождение гос службы: Прохождение государственной службы

Прохождение государственной службы начинается с момента поступления на нее и характеризуется любыми изменениями, происходящими в государственно-служебной деятельности лица, вплоть до ее прекращения. Как правовое явление прохождение государственной службы — это совокупность правовых отноше­ний, возникающих в связи с изменениями в государственно-слу­жебной деятельности лица.

прохождение государственной службы — самостоятель­ная часть института государственной службы, которая включает в себя различные этапы. Общими для всех государственных слу­жащих являются следующие этапы ее прохождения: стажировка, аттестация, повышение квалификации, поощрение и ответствен­ность, перемещение по службе, прекращение.

Прохождение государственной службы начи­нается с момента замещения должности в результате поступле­ния на нее и заканчивается в связи с ее прекращением. При этом поступление на государственную службу не включается нами в качестве этапа в прохождение государственной службы, а выде­ляется как ее самостоятельный институт.

СТАЖИРОВКА:

Прохождение стажировки служащими государственного аппа­рата регламентируется специальным нормативным актом — По­ложением «О стажировке служащих государственного аппарата Республики Беларусь», утвержденного Постановлением Государ­ственного комитета по труду и социальной защите населения от 31 марта 1994 г. №42*.

Стажировка для государственных служащих проводится в двух видах. Она может осуществляться с целью учебы, привития профессиональных навыков при назначении на должность (если такая стажировка является обязательной)- является условием поступления на государственную службу. Стажировка также может представлять собой этап прохождения государствен­ной службы, являясь одной из форм повышения квалификации после назначения на должность.

Стажировка как этап прохождения государственной службы осуществляется с целью углубления теоретической и специаль­ной подготовки государственных служащих, совершенствования их профессиональных и деловых качеств, проверки практических навыков и организаторских способностей для более эффективной работы служащего на занимаемой должности или на предполагае­мой должности более высокого уровня.

Виды стажировки: внутри республики и за рубежом; краткосроч­ная (до 1 месяца) и долгосрочная (от 1 месяца до 1 года).

Задачами могут быть:

Цели, конкрет­ные задачи, сроки, условия стажировки определяются руководи­телем органа, направившего на стажировку. Организация и общее руководство ею осуществляется кадровыми службами направля­ющей организации.

В принимающей стажёра организации приказом руководите­ля назначается руководитель-консультант из числа высококвали­фицированных специалистов, который руководит, организует и контролирует работу стажера. По окончанию стажировки стажёру выдаются все необходимые документы (характеристика-отзыв, сви­детельство о прохождении стажировки и др. в соответствии с за­конодательством), а также стажером представляется отчет об ито­гах стажировки с приложением методических, практических и других материалов. Руководитель органа на основании представ­ленных материалов выносит свое решение об успешности про­хождения стажировки.

АТТЕСТАЦИЯ:

Общая цель- совершенствование системы подбора и расстановки кадров для успешного решения задач государствен­ной службы.

Конкретная цель проведения аттестации - «служащие госу­дарственного аппарата проходят аттестацию с целью оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготов­ки, правовой культуры, способности работать с людьми» . Аттес­тация должностных лиц таможенных органов проводится также в связи с необходимостью оценки их служебной деятельности, морально-деловых качеств, повышения их персональной ответствен­ности за результаты работы.

Конечной целью проведения аттестации является определение соответствия государственных служащих предъявляемым им тре­бованиям по замещаемым должностям и перспективам их служеб­ного роста.

конкретные задачи: установление соответствия занимае­мой должности, выявление перспектив применения способностей государственных служащих, выявление кандидатур в резерв на выдвижение, определение необходимости повышения квалифика­ции, подготовки и переподготовки государственных служащих.

Аттестация осу­ществляется не единолично должностным лицом органа государ­ственного управления, а специально созданной аттестационной комиссией, в установленном порядке с соблюдением всех необхо­димых процедурных форм.

Аттестация в органах государ­ственного управления проводится один раз в 5 лет. Сокращенные сроки установлены для руководящих работников — один раз в 2,5 года в виду особого характера замещаемых ими должностей и для дипломатических работников — один раз в 3 года.

Аттестация должностных лиц та­моженных органов проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в три года.

Судьи проходят очередную аттеста­цию как периодически — один раз в 5 лет, так и в исключительном порядке. Он применяется в отношении судей, впервые назначенных на должность судьи и не имеющих квалификационного класса,— в течение первых шести месяцев работы, а также при присвоении очередного квалификационного класса судьи — не позднее одного месяца со дня истечения срока его пребывания в присвоенном ква­лификационном класс.

Законодательством предусмотрены основания для проведе­ния внеочередной аттестации служащих - в связи с возобновлением контракта, переводом на вышестоящую работу или другую деятельность, в целях присвоения более высокого разряда оплаты труда.

Внеочередная аттестация судей проводится при назначении на должность судьи бессрочно, если судья был назначен (избран) на определенный срок полномочий;

Порядок проведения аттестации определяется законодатель­ством Республики Беларусь. Для различных видов государствен­ных служащих разработаны с учетом особенностей государствен­ной службы и замещаемых ими должностей свои нормативные акты о порядке проведения аттестации.

Во всех органах государственного управления на основании общих нормативных актов принимаются свои акты о порядке и условиях проведения в них аттестации.

Аттестация в органах государственного управления прово­дится на основании приказа руководителя. Приказ об аттестации утверждает сроки и график проведения аттестации, список аттес­туемых, председателя, секретаря и членов аттестационной комис­сии, перечень необходимых материалов на аттестуемых и поря­док их представления и доводится до сведения работников не менее чем за месяц до начала аттестации.

Аттестационная комиссия состоит из числа руководящих работников органа и его структурных подразделений, высококва­лифицированных специалистов. В состав комиссии входят также представители работников и (или) общественных организаций — участников коллективных договоров (соглашений).

При необхо­димости создаются несколько аттестационных комиссий, специа­лизация которых зависит от особенностей профессионально-ква­лификационного состава работников, подлежащих аттестации.

От аттестации освобождаются:

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ:

Основная цель— обеспечение постоянного соответствия уровня их профессиональной подготовки задачам социально-эко­номического и политического развития республики, совершен­ствование управленческих знаний, умений и навыков, позволяю­щих успешно выполнять свои служебные обязанности.

Повышение квалификации строится на принципах систем­ности и периодичности, обязательности, дифференцированного подхода, перспективности.

Формы повышения квалификации:

обучение в виде стажировки, в форме ежемесячных семинаров, которые проводятся по индивидуальной групповой программе, самообразование. Повышение квалификации может осуществлять­ся в структуре органа государственного управления и за его пре­делами, внутри республики и за рубежом.

Одной из форм повышения квалификации является самооб­разование. Самообразование по индивидуальным планам осущес­твляется между периодами систематической учебы путем участия служащих в проблемных семинарах и конференциях, а также че­рез решение актуальных управленческих задач.

Процесс любого вида обучения, кроме самообразования, за­вершается одной из форм итогового контроля знаний: сдачей экза­менов, зачетов, защитой реферата (выпускной работы). При орга­низованной форме повышения квалификации в учебных группах по итогам положительного завершения процесса обучения выдает­ся соответствующий сертификат установленного образца.

Организация повышения квалификации государственных слу­жащих осуществляется руководством государственного органа.

Общие основы повышения квалификации, целевые учебные программы разрабатываются Академией управления при Прези­денте Республики. Повыше­ние квалификации на его базе обеспечивается ведущими учены­ми республики, профессорско-преподавательским составом Акаде­мии управления при Президенте Республики Беларусь, другими учебными и научно-исследовательскими организациями. В целях повышения эффективности учебного процесса, его практической направленности проводятся встречи со слушателями и организу­ются выступления перед ними руководителей органов исполни­тельной власти, опытных специалистов предприятий, организа­ций, учреждений.

Руководящие кадры органов государственного управления обязательно не реже одного раза в год повышают квалификацию. Для обеспечения непрерывного роста профессионального уровня руководящих кадров устанавливается порядок, который предус­матривает при назначении работника на новую должность обяза­тельное повышение его квалификации по одной из существую­щих форм обучения.

Для обеспечения надлежащей реализации важного этапа про­хождения государственной службы в отраслевых системах управления создаются самостоятельные отраслевые институты повышения ква­лификации.

Работники правоохранительных органов (суда и прокурату­ры) и учреждений юстиции повышают квалификацию в Институ­те переподготовки и повышения квалификации судей, работников прокуратуры и учреждений юстиции при БГУ.

Прохождение государственной службы связано с процессом перемещения по должностям и продвижением по государствен­ной службе.

ПЕРЕМЕЩЕНИЯ — это любые изменения, затрагивающие изме­нения должностей государственного служащего, т.е. любое дви­жение по служебной лестнице.

Перемещение в процессе прохождения государственной- служ­бы может осуществляться на вышестоящую должность, равноз­начную должность, нижестоящую должность. Все названные виды перемещения возможны не только в пределах данного органа, но и при переходе (переводе) на службу в другой орган.

Перемещения могут осуществляться по личной инициативе служащего, с его согласия и принудительно.

По личной инициати­ве служащего возможны перемещения на нижестоящую и равноз­начную должность, в том числе по состоянию здоровья и по се­мейным обстоятельствам.

С согласия государственного служащего осуществляются перемещения в случае его перехода на вышестоя­щую или равнозначную должность по инициативе нанимателя при отсутствии причин для принудительного перемещения.

Принуди­тельное перемещение без согласия служащего может быть: на равнозначную должность — при необходимости замещения других должностей, для более целесообразного использования служащего с учетом его профессиональных, деловых и личных качеств или на нижестоящую должность — при сокращении штатов или занимае­мой должности и невозможности перемещения на равнозначную должность, по состоянию здоровья, по итогам аттестации, в поряд­ке дисциплинарной ответственности.

В процессе прохождения государственной службы осущес­твляется продвижение государственных служащих по служебной лестнице.

ПРОДВИЖЕНИЕ — это этап служебного роста государ­ственного служащего. Оно может быть связано с перемещением на вышестоящую должность. В этом случае происходит прямой карьерный рост государственного служащего. Он осуществляется в форме вертикального продвижения.

Другие формы положительных изменений в карьере государ­ственного служащего не связаны с ростом по должности. Они осуществляются в виде горизонтального продвижения по службе и проявляются в присвоении более высокого квалификационного или тарифного разряда, категории, повышении в классе, звании, чине, ранге, увеличении денежного содержания.

Прохождение государственной службы завершается ее пре­кращением. Она может прекращаться по основаниям, предусмот­ренным Трудовым кодексом (ст. 35), а также по основаниям, пре­дусмотренным в специальном законодательстве.

Основанием для прекращения службы в государственном аппара­те в соответствии со статьей 21 Закона «Об основах службы в го­сударственном аппарате» может быть отставка служащего госу­дарственного аппарата. Право на отставку возникает при наличии совокупности указанных в Законе условий:

Таким образом, выход в отставку с назначением пенсии в определенном размере возможен до достижения служащим пенси­онного возраста.

Прекращение государственной службы возможно в связи с расторжением контракта по основаниям, предусмотренным в нем.

К ним, в частности, могут относиться:

Все возможные основания для прекра­щения контракта со служащими государственного аппарат пре­дусмотрены в Положении «О порядке и условиях заключения контрактов со служащими государственного аппарата».