§ 6. Международное гуманитарное право и Российская Федерация
Россия была инициатором многих международных конференций и конвенций в области международного гуманитарного права.
Гаагские конференции мира, проходившие в 1899 и 1907 гг., были созваны по инициативе России для разработки многосторонних согла¬шений в области законов и обычаев войны. Россия предлагала конкрет¬ные положения по ограничению вооружений и запрещению некоторых из них.
Россия на всем протяжении своей истории стремилась в соответст¬вии с духом и буквой международных конвенций строго и точно их вы¬полнять. С этой целью действующие для нашей страны международные договоры трансформировались в российское законодательство, а также в армейские уставы (например, Женевские конвенции 1949 г. и Допол¬нительные протоколы к ним 1977 г.).
В российском законодательстве, регулирующем вопросы обороны, имеются положения, обязывающие военнослужащих соблюдать нормы международного гуманитарного права. Соответствующие статьи включе¬ны в Уголовный кодекс Российской Федерации (например, ст. 353 — Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессив¬ной войны; ст. 355 — Разработка, производство, накопление, приобрете¬ние или сбыт оружия массового поражения; ст. 356 — Применение за¬прещенных средств и методов ведения войны; ст. 360 — Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой).
Российская Федерация продолжает вносить существенный вклад в развитие международного гуманитарного права. Для примера рассмот¬рим сферу действия Протокола II 1996 г. к Конвенции 1980 г. о запреще¬нии или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. Этот Протокол часто называют «минным». Он является достаточно эффективным механизмом примире¬ния гуманитарных и военных интересов применительно к различным типам мин. Предстоит полностью задействовать широкие возможности, предоставляемые этим документом.
Россия предложила создать единую международную методику оцен¬ки надежности механизмов самоуничтожения и самонейтрализации про¬тивопехотных мин. Разработка такой методики способствовала бы со¬вместной работе в отношении мин. отличных от противопехотных. Рос¬сия также считает, что этому документу надо придать подлинно универсальный характер. В Российской Федерации достаточно длитель¬но проходил процесс ратификации этого Протокола, что объясняется прежде всего ее ответственным подходом к этому вопросу. При этом Россия и до ратификации в полном объеме соблюдала положения Про¬токола II. Она придерживалась условий моратория на экспорт мин, не отвечающих требованиям Протокола.
Более восьми лет в России не заказываются, не производятся и не поставляются в войска особо опасные виды мин — противопехотные фу¬гасные мины. По состоянию на 1 декабря 2002 г. Россия утилизировала уже более 7 млн противопехотных мин. Продолжают интенсивно разви¬ваться новые технологии, направленные на обнаружение мин и их раз¬минирование. Ежегодно на территории России разминируются более 100 тыс. мин, оставшихся после Второй мировой войны. В военных учебных заведениях преподается курс по изучению требований Дополнительного протокола II, офицеры обучаются правилам безопасного применения мин в полном соответствии с его положениями. Разработаны и изучают¬ся в войсках специальные наставления по устройству минно-взрывных заграждений в соответствии с положениями Протокола. Ежегодно про¬водятся сборы для офицеров инженерных войск по изучению положе¬ний международного гуманитарного права и требований Протокола.
- 56. Понятие агрессии в международном праве
- 57. Самооборона в международном праве
- 58. Безъядерные зоны
- 59. Понятие и особенности ответственности в мп
- 60. Основания международно-правовой ответственности
- 61. Формы материальной ответственности в мп
- 62. Формы политической ответственности в мп
- 63. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности:
- 64. Ответственность физических лиц по мп
- 65. Правовые аспекты создания и функционирования международных трибуналов и международного уголовного суда
- 66. Основные виды морских пространств по Конвенции по морскому праву 1982г.
- 67. Право мирного и транзитного прохода по Конвенции по морскому праву 1982г.
- 68. Правовой режим международных проливов и каналов
- 69. Правовой режим международных рек
- 70. Международно-правовая охрана морской среды
- 71. Правовой режим Арктики и Антарктики
- 72. Международное космическое право: понятие и отраслевые принципы
- 73. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- 74. Правовой режим космических объектов и космонавтов
- 75. Международно-правовая ответственность в космическом праве
- 76. Понятие, принципы и источники международного воздушного права
- 77. Основания и условия выполнения международных полетов
- 78. «Свобода воздуха»
- 79. Основные системы гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика
- 80. Право международной безопасности: понятие и отраслевые принципы
- 81. Международное атомное право: понятие, принципы, источники
- 82. Международно-правовое регулирование ответственности за ядерный ущерб
- 83. Международное гуманитарное право: основные положения
- § 2. Военные действия: начало, территория, участники, методы и средства, окончание
- § 3. Нейтралитет в войне
- § 4. Защита жертв юйны. Охрана кугьтурных ценностей
- § 4. Защита жертв войны. Охрана культурных ценностей
- § 5. Ответственность в международном гуманитарном праве
- § 6. Международное гуманитарное право и Российская Федерация
- 84. Международное экологическое право: понятие, принципы, источники