58 Местное управление и самоуправление в зарубежных странах
Управление на местах осуществляется двумя видами органов: органами государственной администрации и органами местного самоуправления.
Органы государственной администрации назначаются сверху и полностью подчинены центральному правительству. Они действуют в качестве агентов государственной администрации, представляют правительство, министерства, департаменты и т.п.
Управление государственными делами в административно-территориальных единицах, осуществляемое представителями центральной администрации, обычно именуется местным управлением. Во всех странах в административно-территориальных единицах действуют периферийные органы центральных министерств и ведомств - департаменты, отделы, управления. В странах континентальной правовой семьи, как правило, на места назначаются также представители правительства (префекты, супрефекты, бургомистры), призванные обеспечивать выполнение государственных функций и надзирать за законностью в деятельности органов местной власти.
Местным самоуправлением именуется управление делами преимущественно местного значения, осуществляемое населением, его выборными органами и их административным аппаратом.
Главными признаками этих органов являются их выборность и сравнительная самостоятельность в руководстве делами местного значения (наличие собственного исполнительного аппарата, материальной базы в виде муниципальной собственности, права устанавливать и взимать местные налоги, издавать нормативные акты).
Компетенция и финансовая база органов местного самоуправления
Законодательство относит к ведению органов местного управления дела, связанные главным образом со сферой обслуживания и охраной порядка, функции в области просвещения, дорожного строительства и частично - жилищно-коммунального хозяйства.
Полномочия органов МСУ обычно устанавливаются специальными законами о местном управлении и законами, регулирующими отдельные отрасли государственного управления (просвещение, здравоохранение и т.п.). В федеративных государствах определение прав и обязанностей муниципалитетов относится к ведению законодательных органов субъектов федерации.
Пределы полномочий местных органов в США, Англии и других англосаксонских государствах устанавливаются путем детального перечисления их прав, обязанностей и предметов ведения. В этих странах муниципалитеты могут совершать лишь такие действия, которые прямо предписаны законодательством. В противном случае акты местных властей признаются противоправными.
В странах континентальной правовой семьи компетенция муниципальных органов регулируется иными способами: разрешено осуществлять любые полномочия, не запрещенные законом либо не отнесенные к компетенции других органов.
Законодательство нередко подразделяет полномочия муниципальных органов на:
обязательные - полномочия по вопросам, имеющим наибольшее значение для обеспечения жизнедеятельности населения. Так, муниципалитеты обязаны поддерживать в порядке дороги, обеспечивать санитарное состояние населенных пунктов, противопожарную службу, содержать школы.
Необязательными являются полномочия, реализуемые по собственному усмотрению муниципальных властей. - осуществление различных видов обслуживания населения: создание муниципальных коммунально-бытовых предприятий, жилищное строительство, организация муниципального транспорта, газо- и электроснабжения, муниципальных больниц, библиотек, театров.
Основными методами муниципальной деятельности являются регулирование, контроль и непосредственное управление муниципальным имуществом, предприятиями и учреждениями.
Регулирующая и контрольная деятельность муниципальных властей в области местного хозяйства и обслуживания населения в основном состоит в выдаче лицензий на право открытия и содержания магазинов, бытовых и зрелищных предприятий, торговлю спиртными напитками, занятия различными промыслами и т.п., в установлении правил торговли, застройки, благоустройства, в планировке застройки населенных пунктов (выделение участков под жилищное, промышленное строительство, зеленых зон), в наблюдении за соблюдением природоохранительного законодательства.
Под непосредственным управлением муниципальных органов находятся составляющие муниципальную собственность предприятия, главным образом в сфере коммунального хозяйства и бытового обслуживания, и некоторая часть жилого фонда, а также школы, муниципальные библиотеки, парки, благотворительные учреждения. В ряде стран муниципалитеты ведают учреждениями здравоохранения, выплатой пособий по безработице и пенсий.
Финансовая база органов управления складывается из их собственных доходов и дотаций из государственного бюджета.
Главный источник собственных доходов муниципальных органов - налоги и сборы с населения. Они устанавливаются и взимаются муниципалитетами под контролем центральных органов. Основную долю платежей дает налог на недвижимое имущество (домовладения и хозяйственные сооружения, земельные участки).
При недостаточнорсти доходовмуниципальные органы широко прибегают к займам у финансовых корпораций.
Широкое распространение получила практика выделения муниципалитетам правительственных субсидий.
Порядок формирования, структура и организация работы
органов местного самоуправления
Муниципальные выборы. Органы МСУ состоят из выборных муниципальных советов (или собраний) и исполнительного аппарата. Порядок выборов в муниципальные советы регулируется специальными избирательными законами.
В странах с давними демократическими традициями при выборах в муниципальные советы установлен принцип всеобщего избирательного права. Однако этот принцип порой нарушается сохранением различных избирательных цензов (особенно ценза оседлости). Пассивным избирательным правом обычно пользуются лица, достигшие 21 - 25 лет. Как правило, не допускается избрание в муниципальный совет его служащих, а также лиц, объявленных несостоятельными должниками.
- 1. Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран
- 4. Конституционные, органические, обычные законы в кпзс.
- 6. Судебные прецеденты.
- 2. Понятие и сущность конституции
- 8. Виды конституций
- 7. Порядок принятия и изменения конституций
- 10. Конституционный контроль в зс (кк)
- 12. Гражданство
- 13. Приобретение гражданства в зс.
- 18. Правовое положение иностранцев и лбг в зс
- 21. Место политических партий в политической системе общества
- Формы государства в зарубежных странах
- 22. Формы правления
- 29. Формы государственного устройства
- Глава 5. Политические режимы в зарубежных странах
- 35. Избирательное право
- 36.Виды избирательных цензов.
- 37. Организация и порядок проведения выборов
- 39. Избирательные системы
- 42. Референдум
- 43. Глава государства в зарубежных странах
- 44. Полномочия главы государства
- 46. Президент как глава государства.
- 44. Компетенция главы государства
- 49. Парламент в зарубежных странах
- 50. Структура парламентов зс
- 51. Законодательный процесс
- 52.Статус парламентариев.
- 54. Правительство в зарубежных странах
- 58 Местное управление и самоуправление в зарубежных странах
- 62. Конституция сша 1787 г и ее особенности
- 65. Конгресс сша
- 63. Президент и вице-президент сша
- 67. Американский федерализм
- Конституция великобритании
- 59. Монарх Великобритании
- 60. Парламент
- 61. Правительство и кабинет Великобритании
- 68. Конституция Франции 1958 г., ее характерные черты и особенности
- 69. Президент Франции
- 73. Конституция фрг и ее особенности
- 74. Федеральный президент
- 76. Федеральное правительство
- 75. Парламент фрг
- 78. Конституция Италии
- 79. Президент Италии
- 80.Парламент Италии
- 81. Правительство Италии
- 82.Конституция Японии
- 83. Император Японии.
- 84. Парламент Японии
- 86.Чрезвычайные полномочия правительства