logo search
госы / ответы СО / Право СО Андрей Дорский-4 вопрос СО

3. Иные случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения:

♦ при обязательном указании имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования (подчеркнем, что среди приведенных целей отсутствуют художественные, что вообще подрывает один из важнейших принципов художественного, особенно современного, творчества и ставит под сомнение излюбленный многими радиостанциями и тележурналистами прием оформления своих программ цитатами из кинофильмов);

♦ при обязательным указании имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования допускается использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, в радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

♦ допускается публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний, а также похорон в объеме, оправданном характером таких церемоний;

♦ с соблюдением ряда условий организация эфирного вещания может делать запись краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на передачу в эфир.

Отметим также случаи правомерного использования объектов смежных прав — фонограмм.

Фонограммы, опубликованные в коммерческих целях, могут публично исполняться и передаваться в эфир (по кабелю) без согласия их производителей и исполнителей, исполнение которых на них записано, но с выплатой вознаграждения. На тех же условиях допускается использование фонограмм, исполнений, записей передач в личных целях. Известно, что на сегодняшний день механизм выплат не отработан и деньги в бюджетах компаний эфирного и кабельного вещания на эти цели не закладываются.

Без согласия исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания и без выплаты вознаграждения использование исполнения, постановки, передачи в эфир, передачи по кабелю и их записей, а также воспроизведение фонограмм разрешается:

1) для включения в обзор о текущих событиях небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю;

2) исключительно в целях обучения или научного исследования; 3)для цитирования в форме небольших отрывков из исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю при условии, что такое цитирование осуществляется в информационных целях.

Таким образом, использование фонограмм, исполнений, записей передач в целях художественного оформления, а тем более в рекламных целях без согласия обладателей смежных прав не допускается. Напомним, что то же можно сказать и об обладателях авторских прав.

В случае передачи смежных прав по договору следует учитывать специфику коллективного исполнения. В этом случае договор заключается с руководителем коллектива. При этом к договору желательно приложить документы, подтверждающие соответствующие полномочия руководителя. При отсутствии такого рода документов необходимо заключение договора со всеми членами коллектива исполнителей. Отметим, что руководитель конкретного исполнения не всегда является руководителем коллектива — широко распространена практика приглашения известных дирижеров для разовых выступлений с «чужими» оркестрами. Относительно же режиссеров-постановщиков спектаклей закон специально оговаривает недостаточность их разрешения на использование постановки (ст. 36).

Производство и размещение рекламного видеоролика может служить хорошим примером, так как ролик — одно из наиболее сложных произведений, охраняемых рассматриваемым институтом. При этом последуем за подробным анализом, который приводит в своих комментариях к нормативным актам по авторскому праву заместитель начальника Отдела правовой защиты Российского авторского общества И. А. Силонов.

Рекламный видеоролик является одновременно объектом и авторского, и смежных прав. Авторским правом защищаются такие составляющие, как литературный сценарий, режиссерский сценарий, работа режиссера-постановщика и оператора-постановщика, эскизы костюмов, художественное решение (компьютерная графика, декорации и т. д.), музыкальное произведение и т. д. Объекты смежных прав — исполнения и фонограммы. Таким образом, очевидно, что даже 30-секундный ролик требует соблюдения огромного количества формальностей. Ситуация упрощается, если ролик полностью создается рекламным агентством (или приобретается им в уже готовом виде). В этом случае достаточно заключения договора на оказание рекламных услуг между заказчиком и агентством, на размещение рекламной информации между агентством и продавцом эфирного времени (а им, как правило, является не сама телекомпания, а посредник, выкупивший у нее все рекламное время оптом), возможных договоров субподряда. Собственно авторские договоры исключаются, поскольку произведение создается в служебном порядке. Если же приглашаются специалисты «со стороны», то количество необходимых бумаг резко возрастает.

Рассмотрим наиболее сложный случай с максимальным количеством выполняемых действий. Изготовителю ролика необходимо заключить следующие договоры: