6.3 Форма государственного устройства: понятие и виды
Форма государственного устройства — это территориальная организация государства, определяющая состав его территории и характер взаимосвязей государства в целом и его отдельных частей, т.е. отношений по вертикали. Все государства можно подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное государство — это единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. Его признаки:
- единые высшие представительные, исполнительные и судебные органы;
- одна конституция, единая система законодательства;
- единое гражданство;
- единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика;
- составные части государства суверенитетом не обладают, не имеют своих законодательных органов, атрибутов государственности;
- все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
- единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;
- унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.
Автономия – это внутреннее самоуправление отдельных частей государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции). В зависимости от объема полномочий существуют 2 формы автономии. В законодательной (политической) автономии ее органы имеют право издавать законы местного значения по определенным вопросам, закрепленным в конституции либо иных актах государства. Такая автономия может иметь внешние признаки государственности: герб, флаг, гимн, свой законодательный орган и пр. Административная (местная) автономия не обладает правом издавать местные законы, а издает только подзаконные акты, но по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена дополнительными полномочиями. В странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создается национально-культурная автономия, которая носит экстерриториальный характер. Представители определенной национальности создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.
Унитарное государственное устройство может быть централизованным (во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления), децентрализованным (местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни) и относительно децентрализованным (обычно верхний уровень территориального деления управляется представителями центра, а низовые уровни самоуправляются).
Федерация - добровольное объединение несколъких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Признаки:
- территория не представляет собой единого целого, состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик;
- верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам, которая распространяется на всю территорию федерации;
- компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией. Суверенитет субъектов федерации носит ограниченный характер;
- субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, законов и иных нормативных правовых актов по закрепленному за ними кругу вопросов;
- субъекты федерации имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы;
- в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;
- при федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации;
- основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы;
- действует двухканальная система налогов.
Федерации строятся по территориальному и национальному принципам.
Конфедерация — это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Признаки:
- образуется на основе соответствующих договоров;
- ее субъекты имеют право свободного выхода;
- суверенитет принадлежит государствам, входящим в ее состав (никакие общие решения не имеют силы без согласия государств-участников конфедерации);
- круг органов ограничен, образуются только те органы, которые необходимы для осуществления задач, выделенных договорными актами, нет судебных органов;
- бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов стран-участниц. Правом непосредственного налогообложения конфедеративные органы не обладают;
- сохраняется гражданство государств- участников;
- конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования данного государственного образования;
- в случае создания единой армии, воинские формирования сохраняют двойную подчиненность: общему командованию и своему государству.
Есть и формы межгосударственных объединений.
Империи – насильственно создаваемые сложные государства, степень зависимости составных частей которых от верховной власти была различной. У их составных частей никогда не было единого государственно-правового статуса. Центральная власть была сосредоточена в государстве-метрополии, которое управляло входящими в его состав государственными образованиями (колониями) через систему своих наместников.
Содружество – организационное объединение государств, характеризующееся наличием общих признаков (экономики, языка, права, культуры, религии), определенной степенью однородности, с полным сохранением их самостоятельности. СНГ, Британское содружество.
Сообщество государств – переходная форма организации общества. В основе сообщества лежит межгосударственный договор, устав, декларация, которые усиливают интеграционные связи государств, входящих в него, и эволюционирует в сторону конфедерации. Члены Сообщества - полностью независимые государства. Они создают надгосударственные органы скорее не для управления, а для координации действий государств.
- 1.1 Предмет теории государства и права
- 1.2 Функции теории государства и права
- 1.3 Место теории государства и права в системе социальных и юридических наук
- 1.4 Методы теории государства и права
- [Gl]Тема 2. Происхождение государства [:]
- 2.1 Общая характеристика экономики, структуры и власти первобытного общества
- 2.2 Возникновение государства
- 2.3 Теории происхождения государства
- [Gl]Тема 3. Понятие и сущность государства [:]
- 3.1 Государственная власть как особая разновидность социальной власти
- 3.2 Понятие и признаки государства
- [Gl]Тема 4. Типология государств [:]
- 4.1 Понятие типа государства и значение типологии государств
- 4.2 «Формационный» и «цивилизационный» подход к типологии государств
- 4.3 Основные исторические типы государства
- [Gl] Тема 5. Функции государства [:]
- 5.1 Понятие и признаки функций государства
- 5.2 Классификация функций государства
- 5.3 Основные внутренние функции государства
- 5.4 Основные внешние функции государства
- 5.5 Формы осуществления функций государства
- [Gl]Тема 6. Форма государства [:]
- 6.1 Понятие и структура формы государства
- 6.2 Форма правления государства: понятие и виды
- 6.3 Форма государственного устройства: понятие и виды
- 6.4 Государственный (политический) режим: понятие и виды
- [Gl] Тема 7. Механизм государства [:]
- 7.1 Понятие механизма государства и его структура
- 7.2 Понятие, признаки и виды государственных органов
- 7.3 Принципы организации и деятельности механизма государства
- [Gl] тема 8. Политическая система [:]
- 8.1 Понятие и структура политической системы
- 8.2 Функции и типы политической системы
- 8.3 Субъекты политической системы
- 8.4 Государство в политической системе общества. Нормативная основа политической системы
- [Gl] тема 9. Государство и гражданское общество [:]
- 9.1 Понятие, признаки и этапы становления гражданского общества
- 9.2 Институты гражданского общества
- 9.3 Гражданское общество, государство и право
- [Gl] Тема 10. Правовое государство [:]
- 10.1 Становление и развитие идеи правового государства в истории политико-правовой мысли
- 10.2 Понятие и признаки правового государства
- [Gl] Тема 11. Возникновение права [:]
- 11.1 Причины возникновения права
- 11.2 Основные теории происхождения права
- [Gl] Тема 12. Понятие, принципы и функции права [:]
- 12.1 Понятие, сущность и признаки права
- 12.2 Принципы права
- 12.3 Функции права
- 12.4 Право, экономика и политика
- 12.5 Ценность права
- [Gl] Тема 13. Право в системе социальных норм [:]
- 13.1 Понятие и виды социальных норм
- 13.2 Право и технические нормы
- 13.3 Соотношение права и других социальных норм
- [Gl] Тема 14. Правовые системы [:]
- 14.1 Право и правовая система
- 14.2 Исторические типы права
- 14.3 Классификация правовых систем
- 14.4 Романо-германская правовая семья
- 14.5 Семья общего права
- 14.6 Социалистическая правовая семья
- 14.7 Религиозная правовая семья
- 14.8 Обычно-традиционная семья