logo search
МП-часть 2

83. Международное гуманитарное право: основные положения

Понятие и особенности международного гуманитарного права. Меж-дународное право запрещает применение силы или угрозы ее примене¬ния в межгосударственных отношениях. Однако реалии современной международной жизни таковы, что постоянно то в одном регионе, то в другом, а то и в нескольких одновременно происходят вооруженные конфликты. Международное право не могло оказаться в стороне от того, чтобы не гуманизировать правила ведения вооруженных конфликтов. Поэтому оно содержит комплекс принципов и норм, которые направле¬ны на регулирование поведения государств и иных субъектов междуна¬родного права в период вооруженных конфликтов в целях гуманизации данных правил и скорейшего прекращения конфликта. Этот комплекс принципов и норм международного права составляет его отдельную от¬расль — международное гуманитарное право1.

Таким образом, международное гуманитарное право — отрасль меж-дународного права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения государств в период вооруженных конфликтов.

Становление и развитие международного гуманитарного права. От-дельные обычные нормы международного гуманитарного права появи¬лись в глубокой древности. Затем они были закреплены в международ¬ных договорах. В этих правилах поведения воюющим сторонам предпи¬сывалось, как им следует вести себя по отношению друг к другу. Например, почти повсеместно существовало правило, согласно которо¬му нельзя было начинать войну, не объявив об этом предварительно сво¬ему противнику. Международное гуманитарное право как отрасль нача¬ло формироваться в XIX в. Специалисты считают, что начало междуна¬родному гуманитарному праву было положено принятием' в 1864 г. Конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих ар-миях2. Полностью международное гуманитарное право сформировалось лишь в XX в. Причем на смену обычным нормам пришли договорные писаные нормы.

Нормы международного права, регламентирующие ведение военных действий, были в значительной степени кодифицированы в результате работы двух Гаагских конференций мира в 1899 и 1907 гг. Эти нормы в международном гуманитарном праве получили название «право Гааги».

В 1949 г. в Женеве были приняты четыре конвенции о защите жертв войны. Нормы этих конвенций, а также двух дополнительных протоколов к ним 1977 г. в международном гуманитарном праве получили назва¬ние «право Женевы».

Существенный вклад в становление и развитие международного гу¬манитарного права внес и продолжает вносить Международный комитет Красного Креста (МККК) — неправительственная международная орга¬низация. Во многом по инициативе МККК совершенствуется междуна¬родное гуманитарное право. Члены организации проводят большую практическую работу по защите жертв вооруженных конфликтов в раз¬личных регионах мира. В России есть представительство МККК.

Источники и принципы международного гуманитарного права. Суще¬ствует большое число международных договоров, составляющих между¬народно-правовую базу отрасли международного гуманитарного права. В их числе:

1) Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.;

2) Гаагская декларация о запрещении применять пули, легко разво-рачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле 1899 г.;

3) Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопугной войны 1907 г.;

4) Конвенция о положении неприятельских торговых судов при на¬чале военных действий 1907 г.;

5) Конвенция об обращении торговых судов в суда военные 1907 г.;

6) Конвенция о постановке подводных, автоматически взрываю¬щихся от соприкосновения мин 1907 г.;

7) Конвенция о бомбардировании морскими силами во время вой¬ны 1907 г.;

8) Конвенция о некоторых ограничениях в пользовании правом за¬хвата в морской войне 1907 г.;

9) Женевский протокол о запрещении применения на войне удуш¬ливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств 1925 г.;

10) Правила о действиях подводных лодок по отношению к торго-

вым судам в военное время 1936 г.;

Нионское соглашение о мерах борьбы с пиратскими действиями подводных лодок 1937 г.;

12) Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.: а) об улуч¬шении участи раненых и больных в действующих армиях; б) об улучше¬нии участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море; в) об обращении с военнопленными; г) о защите гражданского населения во время войны;

13) Дополнительные Протоколы 1 и II 1977 г. к Женевским конвен¬циям 1949 г.;

14) Гаагская конвенция о защите культурных ценностей 1954 г. с двумя протоколами к ней;

15) Конвенция о запрещении производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г.;

16) Конвенция о запрещении военного или любого иного враждеб¬ного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.;

17) Конвенция о запрещении или ограничении применения кон¬кретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие 1980 г. с протоколами: а) Протокол I — о необнаруживаемых осколках; б) Протокол II с поправками, внесенными 3 мая 1996 г., — о запреще¬нии или ограничении применения мин, мин-ловушек и других уст¬ройств; в) Протокол III — о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия; г) Протокол IV 1995 г. — об ослепляющем ла¬зерном оружии; д) Протокол V 2003 г. — по взрывоопасным пережиткам войны;

18) Конвенция о запрещении разработки, производства, накопле¬ния и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г.;

19) Конвенция о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении

1997 г.

Среди региональных международных договоров следует назвать Со¬глашение государств — участников СНГ о первоочередных мерах по за¬щите жертв вооруженных конфликтов 1993 г.

В международное гуманитарное право прочно вошла оговорка Мар-тенса, выдающегося русского ученого, который в 1899 г. предложил при¬менять для защиты воюющих и гражданского населения следующее по¬ложение: «...население и воюющие остаются под охраной и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установив¬шихся между образованными народами обычаев, из законов человечно¬сти и требований общественного сознания». Это значит, что независимо от того, участвует ли данное государство в договорах международного гу¬манитарного права или не участвует, нормы этого права распространя¬ются на население этого государства. Иными словами, международное гуманитарное право имеет общеобязательную силу в рамках всей нашей планеты.

Принципы международного гуманитарного права1. Обобщающим принципом данной отрасли является принцип гуманизации вооружен¬ных конфликтов, т. е. во время вооруженных конфликтов воюющим нужно в обязательном порядке соблюдать законы и обычаи войны.

Другими принципами международного гуманитарного права, выте¬кающими из обобщающего принципа — гуманизации вооруженных кон¬фликтов, можно считать следующие:

1) в период вооруженных конфликтов главной заботой воюющих остается защита жертв войны;

2) воюющие ограничиваются в выборе методов и средств ведения военных действий;

3) гражданские объекты и культурные ценности должны всемерно охраняться и защищаться;

4) воюющим надлежит защищать интересы нейтральных государств.

Подробнее о принципах международного гуманитарного права см., в частно¬сти: Арцибасов И. Я., Егоров С. А. Вооруженный конфликт: право, политика, ди¬пломатия. М., 1989. С. 74—79; Котляров И. И. Международное право и вооруженные конфликты. М., 2003. С. 13—20; Полторак А. К, Савинский Л. И. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1976. С. 123—137.

Названные принципы вытекают из содержания международно-пра¬вовых актов, регулирующих ведение вооруженных конфликтов. Их должны соблюдать государства, международные организации, все воюю¬щие.

Предмет регулирования международного гуманитарного права — меж-дународные вооруженные конфликты, а также частично вооруженные конфликты немеждународного характера.

Международные вооруженные конфликты — это конфликты с при¬менением оружия, в которых участвуют два или более государств.

Вооруженный конфликт немеждународного характера обладает сле¬дующими признаками:

1) наличие организованных военных действий между противоборст-

вующими силами;

2) в военных действиях участвуют силы;

3) достаточно массовый и устойчивый характер вооруженных вы¬ступлений;

4) противоборствующие силы должны иметь органы, ответственные за их поведение;

5) каждая из сторон должна иметь контролируемую сю часть терри¬тории государства.

Вооруженный конфликт немеждународного характера — это своего рода гражданская война в пределах государства. Международное право запрещает вмешательство какого-либо государства в вооруженный кон¬фликт немеждународного характера. Вместе с тем оно может предложить содействие в мирном урегулировании конфликта между противоборст¬вующими сторонами. О. Кимминих полагает, что иностранное государ¬ство может вмещаться во внутренний международный конфликт для того, чтобы он не принял затяжного характера и тем самым не увеличил страдания гражданского населения1.

В последнее десятилетие мир был свидетелем ряда вооруженных конфликтов немеждународного характера. Так, например, после распада СССР такого рода конфликты происходили на территории Грузии (гру¬зино-абхазский и грузино-осетинский), на территории Азербайджана (вокруг Нагорного Карабаха), на территории Молдовы (Приднестровье), на территории Таджикистана (внутритаджикский конфликт)2.

Усилия мирового сообщества должны быть направлены на предот¬вращение вооруженных конфликтов. 3 июля 2003 г. Генеральная Ас¬самблея ООН одобрила консенсусом резолюцию по вопросу о предот¬вращении вооруженных конфликтов. Российская делегация принимала самое активное участие в разработке этого документа. В резолюции от¬ражено стремление международного сообщества к более активному пе¬реходу от практики реагирования на конфликты к их предотвращению и мирному урегулированию. Выражена общая позиция членов ООН на

Kimminich О. Schutz der Menschen in bewaffnenen Konflikten: Zur boreutwicklu-ng des humanitaren VdUcerrechts, Miinchen, 1970. S. 13.

Подробнее см., в частности: Моисеев Е. Г, Десятилетие Содружества: Между-народно-правовые аспекты деятельности СНГ / науч. консультант К. А. Бекя¬шев. М., 2001. С. 230-266.

коллективной основе добиваться предотвращения вооруженных кон¬фликтов мирными дипломатическими средствами и устранения их глу¬бинных социально-экономических, гуманитарных и прочих причин.

Подтверждается центральная роль Совета Безопасности ООН в под¬держании международного мира и безопасности, своевременном преду¬преждении вооруженных конфликтов политическими средствами, а так¬же его ответственность за их мирное улаживание. Резолюция нацеливает все государства на использование обширного арсенала превентивных средств и механизмов, имеющегося в распоряжении ООН и всего меж¬дународного сообщества.