Международно-правовой режим судоходства по реке Дунай
История дунайского судоходства – неотъемлемая часть многовековой истории народов, населявших с глубокой древности берега Дуная. XYIII в. знаменуется распадом Оттоманской империи и выходом России к Черному морю. По мирному договору (трактату), подписанному между Россией и Турцией в июле 1774 г. в Кючук-Кайнарджи, русским подданным разрешалось торговать на Дунае не только на своих кораблях, но и на суше.
По Бухарестскому мирному договору с Турцией (1812 г.) к России отошла Бессарабия, граница между двумя странами стала проходить по общим для них реке Прут и Килийскому гирлу. Конвенция 1826 г., подписанная в Аккермане (ныне г. Белгород-Днестровский), перенесла границу к Сулинскому гирлу, а затем после русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Адрианопольский мирный договор установил границу между двумя странами по Георгиевскому гирлу.
Изменение режима судоходства на Дунае в XYII-XYIII вв., развитие капиталистических отношений и возникновение крупных городов на придунайских землях способствовали оживлению внешней торговли по реке. Однако из-за порогов в районе Катарактов транзитного сообщения между Средним и Нижним Дунаем практически не было.
К 30-м годам XIX в. относится возникновение на Дунае первых пароходных обществ. Вначале в Австрии создается Первое Дунайское пароходное акционерное общество, затем Привилегированное королевское Баварско-Вюртенбергское пароходное общество. Хотя первый пароход “Carolina” был построен еще в 1818 году, но из-за своего технического несовершенства просуществовал довольно недолго.
Интенсивное развитие в начале XYIII в. международного судоходства на внутренних водных путях Европы побудило правительства ведущих государств континента согласовать основные принципы судоходства по рекам. Это было сделано в Акте Венского конгресса 1815 г., подписанном уполномоченными восьми стран – Австрии, Испании, Франции, Великобритании, Португалии, Пруссии, России, Швеции. И хотя при разработке Акта имелись в виду принципы международного права о свободе навигации на западноевропейских реках (Рейн, Неккар, Майн,Мозель, Маас, Шельда),основные положения документа оказали в последующем влияние и на установление международно-правового режима на Дунае.
Акт Венского конгресса определил, по сути, основные признаки режима международных рек, развитые затем в XIX-XX вв. в других многосторонних соглашениях и конвенциях о свободе судоходства на таких реках. Первым юридическим документом, подтвердившим желание сторон применить на Дунае положение Акта Венского конгресса, было заключенное между Россией и Австрией в 1840 г. соглашение о судоходстве на национальных участках реки этих стран.
Период между серединами XIX-XX вв. в международном дунайском судоходстве является периодом многосторонних договоров с участием не придунайских государств.
После поражения России в Крымской войне 1853-1856 гг. семью странами – Россией, Турцией, Великобританией, Францией, Сардинией, Австрией и Пруссией был подписан Парижский трактат, который объявил Черное море открытым и свободным для торговых судов всех наций. Новая граничащая черта России была перенесена в Бессарабию.
Парижский трактат объявил Дунай международной рекой. Акт Венского конгресса 1815 г., касающийся свободы судоходства по рекам, отныне распространялся на Дунай и его устье. Указанным трактатом в 1856 г. была образована Европейская Дунайская Комиссия (ЕДК), которой предназначалось привести в исполнение работы, нужные для очистки дунайских гирл, начиная от Исакчи. В состав ЕДК вошли представители стран, подписавших Парижский трактат. ЕДК имела свой флаг, свою администрацию, флот, полицию, суд.
По окончании двухлетней войны между Россией и Турцией по Берлинскому трактату 1878 г. изменились государственные границы на Нижнем Дунае: к России вновь была присоединена Южная Бессарабия с границей по Пруту и Килийскому гирлу с выходом в Черное море. На Берлинском конгрессе территориальная власть ЕДК была расширена до Галаца, в состав Комиссии вошла Румыния.
Во второй половине XIX в. и вплоть до начала первой мировой войны происходило неуклонное развитие флота и перевозок по Дунаю. В 1850-1856 гг. ежегодно по реке перевозились в среднем 2,5 млн. т грузов, в 1875-1880 гг. – 3,1, в 1906-1910 гг. -9,8 млн. т. Значительно увеличился среднегодовой тоннаж судов ,прошедших Сулинским каналом, – с 0,55 млн. т (в среднем за период 1866-1870 гг.) до 1,97 млн. т (1906-1910 гг.).
По статистике ЕДК в 1900 г. из Дуная в море вышло 1018 судов под флагами 13 государств общим тоннажем 1228 тыс. т.
Срочное сообщение между устьевыми дунайскими (Галац и Брэила) и морскими портами поддерживали в 1900 г. суда пяти судоходных обществ, в том числе Русского Черноморско-Дунайского пароходства, созданного в 1883 г.
С началом первой мировой войны и приближением военных действий к низовьям Дуная ЕДК практически прекратила свою деятельность.
После окончания войны в развитие Версальского мирного договора в июле 1921 г. в Париже между Великобританией, Австрией, Бельгией, Болгарией, Чехословакией, Францией, Германией, Грецией, Венгрией, Италией, Румынией и Сербско-Хорвато-Словенским Государством (позже – Югославией) была заключена конвенция, утверждающая так называемый «окончательный статут Дуная».
Парижская конвенция 1921 г. постановила, что навигация по Дунаю свободна и открыта для судов всех флагов на условиях полного равноправия по всей судоходной части от Ульма до Черного моря и по всей речной части, объявленной международной. Последняя включала устьевые участки притоков Дуная-Моравы (с притоком Тайя), Дравы, Тисы, Мароша.
Были созданы две комиссии, ставшие органами контроля над судоходством по реке: помимо ЕДК, которой подчинялся «морской Дунай» от Брэилы до Черного моря, была образована Международная Дунайская комиссия (МДК), распространившая свое влияние на остальную часть Дуная с указанными притоками.
Кроме того, для улучшения условий навигации между Туриу-Северином и Молдовой на участке Катарактов (Железных Ворот) Конвенцией предусматривалось создание в Оршове специальных административных и технических служб из представителей сопредельных стран (Югославии и Румынии) с участием •представителей МДК.
По Версальскому мирному договору в состав ЕДК (местопребыванием которой на Парижской конференции был определен Галац) вошли представители Великобритании, Италии, Франции и Румынии. Таким образом, на устьевом участке Дуная было узаконено преимущественное влияние не придунайских государств. Компетенция ЕДК не претерпела существенных изменений.
В компетенцию МДК входило наблюдение за исполнением Парижской конвенции, составление общих планов работ на реке, контроль за их исполнением, установление сборов и тарифов и др.
По довоенному режиму Дуная иностранным судам не предоставлялось права перевозок между портами одного прибрежного государства. Парижская конвенция 1921 г. такую возможность предоставила другим флагам, хотя и с оговоркой о согласии на то местных властей.
После заключения конвенции 1921 г. на Дунае заметно усилилось влияние Великобритании и Франции, которые распределили значительную часть флота Германии и бывшей Австро-Венгрии между государствами Малой Антанты (Румынии, Югославии, Чехословакии).
В начале 20-х годов были образованы Югославское речное пароходство и Чехословацкое Дунайское речное пароходство. С конца 20-х годов на бассейне значительно увеличивается влияние Германии.
Современный период развития дунайского судоходства начался с заключения в 1948 г. Белградской конвенции.
Конвенция включает 47ст.:
■Общие положения
■Организационные положения
■Режим судоходства
■Порядок покрытия расходов по обеспечению судоходства
■Заключительные постановления
■Приложения
■Дополнительный протокол – 18.08.1948 г.
■Дополнительный протокол – 26.03.1998 г.
В Будапеште состоялось заседание 75-й сессии Дунайской Комиссии. В нем приняли участие делегации всех государств-членов комиссии, делегации государств-наблюдателей – Франции и Бельгии, а также представитель Центральной комиссии по судоходству по Рейну. Украинскую делегацию возглавляла заместитель председателя Укрморречфлота Ирина Марич. Одним из пунктов повестки дня стал вопрос пересмотра Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 года. Председатель Подготовительного комитета Дипломатической конференции по пересмотру Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 года Иштван Хорват сообщил, что в 2009 году было проведено лингвистическое согласование текста проекта Конвенции и Протокола о внесении изменений. По его словам, единственным препятствием для созыва Дипломатической конференции для подписания пересмотренной Конвенции является отсутствие окончательного согласия на текст проекта со стороны Румынии, которая заявила, что приняла текст только «ad referendum», то есть предварительно. В то же время конструктивная работа Сессии и надлежащий уровень подготовки позволили Комиссии принять «Основные направления судоходной политики на Дунае», «Основные положения о плавании на Дунае», «Рекомендации по использованию InlandAIS», «Рекомендации по организации профессионального обучения речников», сообщает Министерство инфраструктуры Украины.
За эти годы произошли существенные геополитические и экономические изменения. Тем не менее, принципы и нормы подписанной 60 лет назад Белградской конвенции не утратили своего значения, а сама Конвенция, актуализированная Дополнительным протоколом 1998 года, осталась надежной основой дунайского сотрудничества, правовой базой обеспечения свободы судоходства на Дунае.
Во многом такая жизнеспособность объясняется тем, что Конвенция основана на принципах и нормах международного речного права, сложившихся на основе международной практики и регулирующих судоходство по международным рекам Европы – Дунаю, Рейну Шельде, Мозелю. Речь идет о принципе свободы судоходства, праве всех прибрежных государств на выход к морю, равном праве участвовать в определении режима судоходства и в международном органе, создаваемом для управления судоходством.
Эти основополагающие принципы и нормы являются основой деятельности Дунайской Комиссии, которая в прошедшие десятилетия внесла достойный вклад в расширение и углубление дунайского сотрудничества. И сегодня государства-члены Комиссии и ряд других европейских государств связывают с ней свои ожидания относительно будущего развития международного судоходства по Дунаю и общеевропейской сети внутренних водных путей. Об этом свидетельствует, в частности, планируемое расширение круга государств-членов Комиссии. В то же время можно ожидать, что новые договаривающиеся стороны пересмотренной Конвенции потенциалом своей промышленности и транспорта смогут активизировать экономику дунайского судоходства.
Предстоящий пересмотр Конвенции несомненно станет новым важным этапом в ее истории. Хотелось бы подчеркнуть при этом, что пересмотр не будет означать отказа от основных положений Конвенции. Сохранится преемственность в режиме международного судоходства. В то же время Конвенция будет модернизирована, будут, в частности, зафиксированы дополнительные функции Дунайской Комиссии, многие из которых на практике она выполняет и сейчас.
18 ноября 2011 года Президент Украины Виктор Янукович утвердил состав делегации для участия в Подготовительном комитете Дипломатической конференции по пересмотру Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 года.
- 1. Понятие, особенности и функции современного международного права.
- Понятие и функции международного права. Система международного права
- Сущность международного права.
- 2. Система мп и её основные элементы. Кодификация отраслей мп.
- Система международного права. Институты и отрасли международного права
- Понятие и классификация норм международного права
- 3. История развития мп и отличительные черты отдельных периодов.
- Возникновение международного права и его периодизация.
- 4. Международно-правовая доктрина. Теории международного права в трудах российских ученых.
- 5. Современное международное право, тенденции его развития.
- 6. Мпп и мчп: вопросы взаимодействия
- Соотношение международного публичного и частного права
- Соотношение и взаимодействие мпп и мчп
- Отличие международного права от международного частного права.
- 7. Понятие, классификация, иерархия международно-правовых норм. Эффективность норм мп.
- Понятие и классификация норм международного права
- 8. Процесс создания норм мп. Общая характеристика источников мп и их взаимодействие в процессе правового регулирования.
- Источники международного права, их общая характеристика и соотношение
- 9. Международный договор как источник мп. Венская конвенция о праве международных договоров.
- Заключение международного договора
- Вступление в силу международного договора
- Недействительность международных договоров
- Международные конференции как средство многосторонней дипломатии
- Международный договор: понятие, виды
- Стадии заключения международных договоров
- Форма и структура международных договоров
- Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров
- Заключение договоров
- Оговорки
- Вступление в силу договоров и их временное применение
- Соблюдение, применение и толкование договоров Соблюдение и применение договоров
- Толкование договоров
- Договоры и третьи государства
- Поправки к договорам и изменение договоров
- Недействительность, прекращение и приостановление действия договоров
- Недействительность договоров
- Прекращение договоров и приостановление их действия
- Процедура
- Последствия недействительности, прекращения договора или приостановления его действия
- Депозитарии, уведомления, исправления и регистрация
- 10. Международный обычай как источник мп. Формирование международно-правовых обычаев.
- Понятие
- Формы санкционирования государством обычных норм
- 11. Акты, принимаемые международными межправительственными организациями. Пределы обязательности.
- 12. Соотношение международного и внутригосударственного права: теории и механизм взаимодействия.
- Соотношение международного и национального права
- Соотношение международного и внутригосударственного права: теоретические аспекты
- Теория инкорпорации
- Теория трансформации
- Дуализм
- 12. Понятие и особенности основных принципов международного права. Установление системы принципов в международных договорах.
- Основные принципы международного права
- Система основных принципов международного права
- 14. -19 Принципы принцип неприменения силы и угрозы силой
- Принцип разрешения международных споров мирными средствами
- Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств
- Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом
- Принцип равноправия и самоопределения народов
- Принцип суверенного равенства государств
- Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву
- Принцип нерушимости государственных границ
- Принцип территориальной целостности государств
- Принцип уважения прав человека и основных свобод
- Основные принципы международного права
- 20. Понятие и виды субъектов мп. Международная правосубъектность.
- Понятие и виды субъектов международного права. Правосубъектность
- Субъекты международного права понятие, виды, содержание
- Международная правосубъектность государств
- Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость
- Международная правосубъектность международных организаций
- Международная правосубъектность государствоподобных образований
- 21. Государство – основной субъект мп. Внешнеполитические интересы рф.
- Государства как основные субъекты международного права
- 22. Международная деятельность субъектов федерации. Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов рф. Участие субъектов Российской Федерации в международных отношениях
- Правовое регулирование международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации
- 23. Институт признания в мп, юридические последствия признания. Теории и доктрины признания государств и правительств.
- Понятие и сущность признания государств
- Признание правительств. Признание de jure и de facto
- Признание, его виды и юридические последствия. Правопреемство в международном праве
- 24. Правопреемство в мп: Объекты и теории
- Понятие и сущность правопреемства государств
- Правопреемство государств
- 25. Правопреемство государств в отношении международных договоров
- 26. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов
- 27. Прекращение ссср и вопросы правопреемства.
- 28. Международные организации как субъект мп: признаки и виды. Функции международных организаций.
- Понятие и классификация международных организаций
- Понятие «права международных организаций»
- Понятие и источники права международных организаций и конференций
- Компетенция, полномочия и функции международной организации
- 29. Оон: история создания, цели деятельности и система оон.
- Организация объединенных наций. Цели и принципы
- Организация Объединенных Наций
- Организация Объединенных Наций
- Органы Организации Объединенных Наций
- 30. Генеральная Ассамблея оон: состав, порядок работы, компетенция, комитеты, виды и юридическая сила актов.
- 31. Совет безопасности оон: состав, полномочия по обеспечению международного мира и безопасности, порядок принятия и юридическая сила решений.
- 32. Международный суд оон: состав, порядок образования, компетенция. Порядок рассмотрения споров и принятия решения.
- Разрешения международных споров
- 33. Специализированные учреждения оон: правовая основа и направления деятельности (на примере отельных специализированных учреждений)
- 34. Проблемы и основные реформирования оон.
- Реформа оон
- Проблемы реформирования
- Участие стран в миротворческих операциях
- 35. Региональные международные организации: общая характеристика, понятие, признаки, особенности.
- Региональные международные организации (общая характеристика)
- 36. Обсе: создание, структура и основные направления деятельности.
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
- 37: Нато: создание структура и основные направления деятельности.
- Организация Североатлантического договора (нато) и Организация американских государств
- 38. Содружество Независимых Государств: создание, структура и основные направления деятельности.
- Членство в Содружестве Независимых Государств
- Органы Содружества Независимых Государств
- Сотрудничество государств Содружества в сфере экономики
- 39. Заключение международного договора. Право на участие в международном договоре. Действие международного договора во времени и пространстве.
- Стороны в международных договорах
- Стадии заключения международных договоров
- Действие международных договоров во времени и в пространстве, по кругу лиц
- Понятие и виды международных договоров
- Заключение международных договоров
- Действие договоров
- Заключение, исполнение и прекращение международных договоров Российской Федерации
- Влияние войны на международные договоры
- Недействительность, прекращение и приостановление действия международных договоров
- 44. Вопросы разоружения в современном международном праве.
- Разоружение. Меры контроля за разоружением
- Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
- 45. Меры доверия в международном праве. Договор по открытому небу 1992.
- Меры укрепления доверия, международный контроль
- История
- Основные элементы договора
- Участники договора
- Выполнение договора
- 46. Международное экономическое право: характеристики отрасли.
- Международное экономическое право
- Международное экономическое право
- 47. Международные экономические организации (мвф, Всемирный Банк, вто). Вступление России в вто.
- Специализированные международные экономические организации
- Международно-правовое сотрудничество в области валютных и финансовых отношений
- Международные экономические организации
- Цели и задачи
- Виды и направления деятельности
- Мобилизация денежных средств
- Кредиты
- Другие услуги
- Направления (сферы) деятельности
- Управление деятельностью банка
- Россия и вто
- История вступления России в вто Переговоры
- Условия присоединения
- Ратификация
- Критика вступления России в вто
- Попытка проведения референдума против вступления в вто
- 48. Международное воздушное право: понятия, источники и принципы.
- Международное воздушное право. Международные полеты в пределах государственной территории, полеты над открытым морем
- Понятие и источники международного воздушного права
- 49. Виды воздушного пространства и их правовой режим. Виды воздушного пространства и их правовой режим. Концепция «открытого неба»
- Правовой статус воздушного пространства
- 50. Правовое регулирование международных воздушных сообщений (коммерческие права).
- Режим полетов в суверенном воздушном пространстве
- Режим полетов в международном воздушном пространстве
- 51. Понятие, принципы, источники международного права окружающей среды.
- Международно-правовая охрана окружающей среды: понятие и принципы
- Понятие и источники международного права охраны окружающей среды
- 52. Программа оон по окружающей среде (юнеп). Взаимодействие межправительственных и неправительственных организаций по вопросам охраны окружающей среды.
- Структура
- Исполнительный директор
- Международные Года юнеп
- Реформирование юнеп
- Известные международные проекты
- Таяние ледников
- 53. Роль международных конференций в развитии международного права окружающей среды.
- 54. Международно-правовая охрана Мирового океана, климата, озонового слоя и биологического разнообразия. Конвенции.
- Международно-правовая охрана Мирового океана
- Международно-правовая охрана воздушной среды, климата, озонового слоя
- Международно-правовая защита животного и растительного мира
- Международно-правовая охрана Мирового океана
- 55. Мирные средства разрешения международных споров. Посредничество и добрые услуги как первоначальные механизмы разрешения международных споров.
- Непосредственные переговоры, посредничество, добрые услуги
- 56. Разрешения межгосударственных споров в рамках международных организаций (на примере оон и снг)
- 57. Разрешение споров в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
- 58. Международный арбитраж, следственные и примирительные комиссии.
- 59. Международный механизм защиты прав человека на универсальном уровне (оон).
- 60. Международное гуманитарное право: история развития, понятия и источники.
- Международное гуманитарное право
- 61. Сфера применения и принципы международного гуманитарного права.
- Международное гуманитарное право и сфера его применения
- 62. Начало войны и его правовые последствия. Ограничения на средства и методы ведения военных действий.
- Правовые последствия начала войны
- Запрещенные средства и методы ведения войны
- Участники вооруженных конфликтов
- Правовой режим военного плена
- Нейтралитет в войне
- Военная оккупация
- Понятие жертв войны. Комбатанты и некомбатанты
- Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
- Ограничение средств и методов ведения войны
- 63. Окончание войны и его международно-правовые последствия. Перемирие, капитуляция, мирный договор.
- Международно-правовые последствия окончания войны
- История
- История
- 64. Право международной безопасности: понятие, системы, цели. Концепция национальной безопасности рф.
- Понятие права международной безопасности
- Понятие и источники права международной безопасности
- 65. Универсальная и региональная системы коллективной безопасности.
- Универсальная система коллективной безопасности
- Региональные системы коллективной безопасности
- 66. Договор о запрещении испытания ядерного оружия в трёх средах 1963 г. Проблема всеобщего запрещения ядерных испытаний.
- 67. Конвенция о запрещении химического оружия 1993. Контрольный механизм её реализации.
- История
- Организация по запрещению химического оружия (озхо)
- Ключевые пункты Конвенции
- Ключевые организации стран-участниц
- Классификация химикатов
- Запасы химического оружия в мире
- Сроки уничтожения
- Ход уничтожения
- ]Запасы Ирака
- Финансирование
- Известные заводы по производству
- Оставленное и старое химическое оружие
- Выполнение Конвенции в России
- Выполнение Конвенции в сша
- 68. Виды территорий по международному праву. Территории с особым режимом. Территориальные споры. Территория в международном праве: понятие, объекты регулирования, виды территорий
- Государственная территория: понятие и виды
- Понятие и виды территорий в международном праве
- Государственная территория
- 69. Состав и юридическая природа государственной территории. Изменение принадлежности государственной территории.
- Изменение границ и территориальные споры
- 70. Правовой режим Арктики. Юридический статус морских пространств.
- Правовой режим Арктики
- Внутренние воды – вид морских пространств.
- Государственная граница
- Государственные границы
- 72. Международные реки. Правовой режим Дуная.
- Международные и пограничные озера и реки
- Международные реки
- Международно-правовой режим судоходства по реке Дунай
- 73. Международно-правовой режим Антарктики.
- Правовой режим антарктики
- 74. Международно-правовые вопросы гражданства.
- Международно-правовые вопросы гражданства
- 75 Право убежища: понятия, виды, международно-правовое регулирование
- Право политического убежища
- Право убежища
- Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
- 76. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. И факультативные протоколы к нему
- Структура пакта
- Факультативные протоколы
- 77. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
- Каталог прав
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека
- 78. Конвенции о запрещении геноцида 1948 г. И апартеида 1973 г.: содержание и механизм реализации. Конвенции о запрещении геноцида и апартеида. Конвенция о запрещении пыток
- Конвенция о запрещении геноцида 1948 года и апартеида 1973 года: содержание и механизм реализации
- 79. Механизм защиты прав человека в рамках Совета Европы Механизмы защиты прав человека
- Международные стандарты прав человека. Международные процедуры и механизмы защиты прав человека
- Рассмотрение индивидуальных петиций. Международная защита прав человека как отрасль международного права
- Защита прав человека в законодательстве рф
- 80. Международное морское право: история развития, понятие и источники. Значение Конвенции оон по морскому праву.
- Понятие и источники международного морского права
- Международное морское право
- Внутренние воды
- Территориальное море
- Прилежащая зона
- Исключительная экономическая зона
- Континентальный шельф
- Архипелажные воды
- Проливы, используемые для международного судоходства Открытое море
- Международный район морского дна
- 81. Международный трибунал по морскому праву.
- 82. Внутренние воды, «исторические воды»: понятие, правовой режим. Юрисдикция прибрежного государства.
- Внутренние морские воды. Территориальное море. Открытое море
- 83. Территориальное море: понятие, отсчёт ширины, правовой режим. Законодательство рф о территориальном море.
- 84. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим. Фз «об исключительной экономической зоне» 1998 г.
- Исключительная экономическая зона, континентальный шельф, открытое море
- 85. Континентальный шельф: понятие, отсчёт, правовой режим. Закон о Континентальном шельфе 1995.
- Континентальный шельф
- Международно-правовой режим континентального шельфа
- 86. Открытое море: понятие, правовой режим, свободы открытого моря.
- Правовой режим открытого моря
- 87. Международные проливы: понятие и право транзитного прохода. Конвенция о режиме Черноморских проливов. 1936 г.
- Международные проливы
- История
- Основные положения конвенции
- Значение конвенции
- 88. Правовой режим Международного Района морского дна. Международный орган по морскому дну и Предприятие.
- Международный район морского дна
- История
- Деятельность момд
- 89. Международные каналы. Правовой режим отдельных каналов.
- Международные каналы и проливы, их правовой режим
- 90. Понятие и источники права внешних сношений. Органы внешних сношений государств. Их правовой статус (на примере рф)
- Внутренние и зарубежные органы внешних сношений государств
- Понятие и источники права внешних сношений
- Органы внешних сношений государств
- Посольство Российской Федерации
- 91. Понятие, виды и функции дипломатических представительств. Персонал. Порядок назначения и прекращение функций главы дипломатического представительства.
- Дипломатические представительства
- 92 Дипломатические привилегии и иммунитеты. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- 93. Консульские учреждения: понятия, функции. Классы консулов.
- Консульские представительства
- 94. Порядок назначения консулов. Почётный консул.
- 95. Консульские привилегии и иммунитеты, их отличие от дипломатических привилегий и иммунитетов.
- Консульские привилегии и иммунитеты.
- 96. Представительства государств при международных организациях. Постоянные представительства государств при международных организациях
- 97. Международно-правовая ответственность: понятие и проблемы квалификации. Основания международно-правовой политики. Понятие и основания международно-правовой ответственности
- Международно-правовая ответственность. Понятие и виды
- Формы реализации международно-правовой ответственности
- Виды и формы международно-правовой ответственности
- Основания возникновения международно-правовой ответственности и случаи освобождения от нее.
- 98. Международно-правовая ответственность государств. Особенности ответственности международных организаций.
- Виды и формы международной правовой ответственности государств
- Особенности ответственности международных организаций
- Виды и формы международно-правовой ответственности государств
- Ответственность международных организаций
- 99. Состав и виды международных правонарушений. Примеры.
- Виды международных правонарушений
- 100. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
- Обстоятельства, исключающие противоправность. Ответственность за правомерную деятельность
- 101. Виды, формы и механизм реализации международно-правовой ответственности.
- 102. Международная уголовная ответственность физических лиц: особенности как субъекта, характеристика международных преступлений.
- 103. Уставы международных трибуналов по Югославии и Руанде: причины создания, правовые основания деятельности, юрисдикция и структура.
- История
- Полномочия
- Деятельность
- Критика
- 104. Международный уголовный суд: правовые основы деятельности, юрисдикция, структура.
- Государства-участники
- Состав суда
- Компетенция Составы преступлений
- Территория и гражданство
- Порядок возбуждения дел
- Функционирование суда
- 105. Ответственность за вредные последствия правомерной деятельности.
- 106. Международное сотрудничество государств в борьбе с преступностью.
- Сотрудничество и обмен информацией в борьбе с отдельными видами преступлений
- 107. Преступления международного характера: понятия, классификация, общая характеристика на примере нескольких деяний.
- Преступления международного характера
- 108. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача преступников в международном праве.
- 109. Борьба с международным терроризмом (в том числе на основе анализа отдельных конвенций)
- 111. Роль международных организаций в борьбе с преступностью. Интерпол, Европол.
- Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
- Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- История
- Структура
- Интерпол в России
- История
- Организация Цели, задачи и финансирование
- Европол в России
- Критика Европола
- Европол и скандалы
- 112. Понятие, источники и принципы международного космического права.
- Международное космическое право. Правовой режим космического пространства и небесных тел
- 113. Международно-правовой режим космического пространства, небесных тел и правовой статус космических объектов.
- Правовой статус космонавтов
- Правовой статус космических объектов и космонавтов
- Международные космические организации
- 114. Международно-правовая ответственность в космическом праве.