logo search
PRAVOOKhRANITEL_NYE_ORGANY_uchebnik

14.10. Прокуроры субъектов Российской Федерации и

приравненные к ним прокуроры.

Их полномочия, порядок назначения на должность

Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры правомочны:

1) руководить деятельностью прокуратур городов и районов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов, действующих на территории Российской Федерации, и нормативных актов Генерального прокурора РФ (ст. 18Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

2) вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах численности и фонда оплаты труда, установленных Генеральным прокурором РФ (ст. 18Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

3) назначать на должность и освобождать от должности:

а) работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей;

б) заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров (ч. 2 ст. 40.5Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

4) налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации" (ч. 3 ст. 41.7Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

5) налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором РФ (кроме своих заместителей), за исключением понижения их в классном чине, лишения их нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации", а также увольнения их из органов прокуратуры <145>;

--------------------------------

<145> См.: ПриказГенерального прокурора РФ от 6 августа 2002 г. N 48 "О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной и некоторых других сферах".

6) назначать прокурорских работников в состав коллегии прокуратуры субъекта Российской Федерации;

7) председательствовать в заседаниях коллегии прокуратуры субъекта Российской Федерации;

8) принимать участие в заседаниях федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, где рассматриваются внесенные ими представления и протесты (ч. 3 ст. 7Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

9) по поручению Генерального прокурора РФ присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 7Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

10) присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней (ч. 2 ст. 7Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

11) издавать приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками (ст. 18Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

12) давать поручение нижестоящим прокурорам о необходимости их присутствия на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней (ч. 2 ст. 7Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации");

13) в пределах компетенции прокурора в арбитражном процессе обращаться в арбитражный суд субъекта Российской Федерации (ст. 52АПК).

Согласно Законуи своим должностным обязанностям прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры должны:

1) как и вся прокуратура в целом, осуществлять прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

2) активно использовать свои полномочия для правовой защиты детства;

3) обращать особое внимание на предупреждение пьянства, наркомании, бродяжничества, рецидивной преступности, нарушений порядка приобретения и использования оружия, безнадзорности несовершеннолетних и своевременную передачу в правоохранительные органы материалов о преступлениях;

4) при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, проведении проверок соблюдения финансового, банковского, валютного, налогового, таможенного и трудового законодательства обращать внимание на выявление и предупреждение уголовно наказуемых правонарушений; установив признаки состава преступления в противоправном деянии, направлять материал в орган предварительного расследования для возбуждения уголовного дела и организовывать его расследование <146>;

--------------------------------

<146> См.: ПриказГенерального прокурора РФ от 26 июня 1997 г. N 34 "Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью" // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. М., 1999.

5) использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений;

6) считать основным направлением деятельности органов прокуратуры в борьбе с преступностью пресечение и предупреждение организованной преступности;

7) обращать особое внимание на безусловное выполнение законов, направленных на предупреждение преступности среди несовершеннолетних и прежде всего ее организованных форм;

8) обеспечивать соблюдение всех процессуальных особенностей расследования уголовных дел в отношении подростков;

9) сосредоточить усилия на обеспечении раскрываемости и пресечении умышленных убийств, бандитизма, терроризма, экономических преступлений и коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков;

10) бескомпромиссно осуществлять уголовное преследование должностных лиц, оказывавших содействие криминальным структурам в преступной деятельности;

11) решительно противодействовать попыткам укрытия преступлений от регистрации; принимать все меры к обеспечению своевременного и качественного расследования и раскрытия преступлений, к повышению эффективности в работе следователей, прокуроров-криминалистов; остро реагировать на бездеятельность в установлении и розыске преступников, на факты необоснованного приостановления и прекращения уголовных дел <147>;

--------------------------------

<147> См.: Там же.

12) обеспечить высокий уровень поддержания государственного обвинения в судах;

13) при проведении проверок соблюдения законности и режима содержания в местах лишения свободы принципиально реагировать на выявленные нарушения, не допускать послабления опасным преступникам <148>;

--------------------------------

<148> См.: Там же.

14) установить личный контроль над соблюдением законности при расследовании по делам о преступлениях, совершенных депутатами и кандидатами в депутаты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

15) исходя из своей компетенции, организовывать, обеспечивать и осуществлять постоянный и действенный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований УПКи иных федеральных законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях <149>;

--------------------------------

<149> См.: ПриказГенеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 года N 277 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" // Законность. 2011. N 12.

16) способствовать повышению и укреплению авторитета Российской прокуратуры на международной арене, отстаивать и пропагандировать принципы ее деятельности, направленной на борьбу с преступностью, иными нарушениями законности, защиту прав и свобод человека;

17) проявлять инициативу в развитии международно-правовых отношений, вносить руководству Генеральной прокуратуры РФ предложения о постановке перед компетентными органами Российской Федерации и международными организациями актуальных вопросов в борьбе с преступностью;

18) обеспечить участие прокуроров в международных совещаниях, конференциях, семинарах и других мероприятиях, проводимых международными организациями и правоохранительными структурами других государств по этим вопросам <150>;

--------------------------------

<150> См.: ПриказГенерального прокурора РФ от 3 августа 1998 г. N 50 "Об организации международного сотрудничества прокуратуры Российской Федерации".

19) всемерно расширять и укреплять сотрудничество с правоохранительными органами других государств, обеспечить строгое и неуклонное исполнение международных договоров и соглашений, регулярно анализировать и обобщать практику исполнения международных поручений о правовой помощи, принимать необходимые меры к ее совершенствованию <151>;

--------------------------------

<151> См.: ПриказГенерального прокурора РФ от 26 июня 1997 г. N 34 "Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью" // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. М., 1999.

20) способствовать формированию правового сознания и правовой культуры населения <152>;

--------------------------------

<152> См.: Там же.

21) рассматривать взаимодействие со средствами массовой информации и общественными организациями как одно из важнейших направлений работы, в этой связи:

- обеспечивают размещение в сети Интернет информации о деятельности возглавляемых прокуратур в соответствии с Перечнеминформации о деятельности прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратур, размещаемой на их официальных сайтах в сети Интернет, достоверность и ее своевременное обновление;

- ежедневно обновляют новостные ленты официальных сайтов прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур в сети Интернет;

- еженедельно направляют в управление взаимодействия со средствами массовой информации наиболее актуальные материалы о деятельности органов прокуратуры для их размещения на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет, а также освещения в средствах массовой информации;

- не реже одного раза в квартал организуют выступления прокурорских работников в средствах массовой информации;

- ежегодно проводят личные встречи руководителей органов прокуратуры с редакциями ведущих периодических изданий, электронных средств массовой информации, информационных агентств, журналистами, организуют пресс-конференции по наиболее актуальным вопросам прокурорской деятельности <153>;

--------------------------------

<153> См.: ПриказГенеральной прокуратуры РФ от 31 мая 2011 года N 153 "Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации" // Законность. 2011. N 10.

22) вносить предложения по укреплению правопорядка в представительные (законодательные), исполнительные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации; при необходимости приглашать их руководителей на заседания коллегий и оперативных совещаний, посвященных обсуждению проблем борьбы с преступностью <154>;

--------------------------------

<154> См.: ПриказГенерального прокурора РФ от 26 июня 1997 г. N 34 "Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью" // Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. М., 1999.

23) обобщать и анализировать практику прокурорского надзора и иных направлений деятельности нижестоящих прокуроров;

24) улучшать постановку информационно-аналитической и методической работы, системно использовать в этих целях статистические и иные данные, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, контролирующих органов, а также дела об административных правонарушениях, результаты проверок заявлений и жалоб граждан, научных исследований, сообщения средств массовой информации и другие сведения, характеризующие криминогенную обстановку <155>;

--------------------------------

<155> См.: Там же.

25) осуществлять иные предусмотренные нормативными актами обязанности.

Порядок назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации закреплен в ч. 3 ст. 129Конституции РФ. На должность прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и освобождаются им от занимаемой должности. В законе отсутствует требование о согласовании с органами государственной власти субъектов Российской Федерации решения об освобождении прокурора субъекта Российской Федерации от должности.

О назначении и об освобождении от должности прокуроров субъектов Российской Федерации в печати публикуются сообщения.