logo search
Экономика зачет 1 курс КИСЛЯКОВА

22. Сущность и основные черты рыночного хозяйства.

Рынок – это система отношений обмена, устанавливающих непосредственные связи между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем). В рыночной экономике домашние хозяйства принимают решения о покупках, а предприятия – о производстве самостоятельно и независимо друг от друга. Рыночный механизм согласовывает, координирует планы покупателей и производителей, посредством рынка учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются индивидуальные, свободно выбранные решения.

Для рыночной экономики характерны следующие черты:

• наличие разнообразных и равноправных форм частной собственности. Именно частная собственность порождает такую важнейшую черту рыночной экономики как экономическая свобода;

• экономическая свобода. Она предполагает для потребителя возможность в пределах своих денежных доходов покупать те товары и услуги, которые ему требуются для удовлетворения его потребностей, и там, где он считает это необходимым, а для производителя – возможность выбора видов и форм деятельности и осуществление этой деятельности в любой допускаемой законом форме;

• свобода потребительского выбора. Она имеет в рыночной экономике особое значение, ибо свобода предпринимательства производна, она определяется потребительским выбором. Рыночное хозяйство отличает суверенитет потребителя. Именно потребитель решает, что должны производить предприятия;

• саморегулирование хозяйственной деятельности. Рыночный механизм обеспечивает самонастройку экономических процессов на рациональный, эффективный режим хозяйствования. Неэффективные предприятия в условиях конкуренции, имманентно присущей рыночной экономике, разоряются и удаляются с рынка;

• всеобщность рынка. Она означает проникновение рыночных отношений во все сферы общественного производства. Объектами купли-продажи в рыночной экономике являются земля и природные ресурсы, деньги, валюта, ценные бумаги, информация, труд и т.д. Однако в любой рыночной экономике существуют объекты, которые представляют собой народное достояние, находятся в государственной собственности и не могут быть проданы;

• договорные отношения между взаимодействующими экономическими субъектами. Отношения между последними устанавливаются не государственными планами, программами, приказами, а самостоятельно и добровольно на основе договоров, контрактов, соглашений. При этом договор – это не только юридически оформленный документ, но практически любое экономическое действие, которое предлагает соблюдение сторонами определенных условий. Принцип договорных отношений есть одновременно и принцип обязательности их соблюдения;

• экономическая ответственность. Она возникает и становится действительной в условиях господства частной собственности.

• конкуренция, состязательность. Они объективно порождаются свободой предпринимательства, свободой выбора и личным интересом. Конкуренция между покупателями и продавцами, стремящимися добиться своих целей, приводит к формированию рыночных цен. Конкуренция между производителями заставляет их производить именно те товары, которые необходимы покупателям, и производить их наиболее эффективным способом;

• особая рыночная инфраструктура. В нее входят предприятия и учреждения, которые связывают покупателя и продавца: банки, биржи, предприятия оптовой торговли, страховые компании, рекламные, информационные агентства, консалтинговые, сервисные фирмы и т.п.;

• свободное ценообразование. В рыночной экономике цены формируются на основе взаимного соглашения покупателя и продавца, на основе соотношения спроса и предложения.

Цена в рыночной экономике является важнейшим инструментом, посредством которого рынок выполняет свои основные функции:

• обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества;

• согласовывает интересы продавца и покупателя;

• информирует продавца и покупателя о состоянии рынка, дефицитности или излишке данного товара, побуждая их к соответствующим действиям;

• выполняет принудительную функцию, предписывая экономическим субъектам определенную линию поведения.

К преимуществамрыночной экономики по сравнению с плановой (командной) следует отнести;

• высокую способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг;

• свободу выбора и действий потребителей и производителей;

• эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества;

• гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям;

• максимальное использование достижений и стимулирование научно-технического прогресса;

• невозможность хронического дефицита (неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного продукта, тем самым снимая проблему дефицита);

• создание стимулов к труду (единственно, что дефицитно в условиях рынка, – это деньги, но их дефицитность и заставляет людей работать).

Таким образом, эффективность рыночной системы оценивается с точки зрения ее соответствия интересам потребителей. На практике рынок отнюдь не всегда учитывает интересы потребителя, и даже "идеальному" рынку присущи негативныечерты:

• конкуренция объективно ведет к возникновению монополий, а по мере монополизации рынка, сужения конкуренции падает эффективность распределения ресурсов;

• рыночная система обладает низкой способностью к сохранению невоспроизводимых ресурсов, охране окружающей среды;

• рынок ориентируется прежде всего на индивидуальные потребности людей, именно их он хорошо учитывает. Что касается общественных потребностей, то их рынок учитывает плохо или не учитывает вообще;

• распределяя доходы в соответствии с вложенными факторами производства, рынок не обеспечивает социальной справедливости. Неравномерность распределения факторов производства, находящихся в частной собственности, обусловливает неравенство в распределении доходов, получаемых на эти факторы производства;

• неравенство в доходах также ведет к неэффективному распределению ресурсов. Поскольку богатые обладают большим потребительским спросом, то на производство предметов роскоши направляется больше ресурсов, чем на производство предметов первой необходимости.

Классификация рынков, функции и основные элементы в тетради.