22.Принципы бюджетного устройства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, действующих
на территории страны.
Бюджетное устройство – это организационные принципы построения
бюджетной системы, ее структура и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных
государствах бюджетная система включает в себя 2 звена: госбюджет и местные
бюджеты. В федеративных государствах бюджетная система состоит из 3-х
звеньев: госбюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.
Местные бюджеты не включаются в бюджеты субъектов федерации, доходы и расходы
которых не входят в госбюджет.
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях
и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность
федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и
бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Развитие российской бюджетной системы шло параллельно с проведением
экономической реформы. Новая концепция бюджетного устройства России,
предусматривающая ее значительную децентрализацию, поддерживалась принятием
ряда законодательных актов, регламентирующих расширение демократических
принципов построения бюджетной системы и усиление территориальных аспектов
управления.
В бюджетную систему РФ включаются федеральный бюджет, бюджеты республик в
составе РФ, краев и областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области,
автономных округов, сельских районов, городов, районов в городах, поселков и
сельских населенных пунктов. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на
соответствующий год представляет собой консолидированный бюджет
РФ (см. рис.1).
Рис.1. Структура консолидированного бюджета РФ.
Бюджетный кодекс РФ, который был принят в 1998 г., расширил понятие бюджетной
системы, включив в нее бюджеты государственных внебюджетных фондов. Бюджетный
кодекс РФ регламентирует следующие принципы организации и функционирования
бюджетной системы РФ:
1. единства;
2. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
3. реальности, достоверности бюджета;
4. гласности;
5. самостоятельности бюджетов;
6. сбалансированности бюджета;
7. разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы;
8. эффективности и экономности использования бюджетных средств;
9. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
10. адресности и целевого характера бюджетных средств.
Рассмотрим подробнее принципы организации бюджетной системы.
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой
базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного
процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также
порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы,
ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, территориальных
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы
состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и
полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ,
государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Принцип гласности означает:
• обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и
отчетов об их исполнении, полноту предоставления информации о ходе
исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений
по решению законодательных (представительных) органов государственной власти
и местного самоуправления;
• обязательную открытость для общества и средств массовой информации
процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по
вопросам, вызывающим разногласия либо внутри
законодательного (представительного) органа государственной власти,
либо между законодательным (представительным) и исполнительным
органами государственной власти.
Принцип самостоятельности бюджетов заключается в следующем:
• праве законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти и органов местного самоуправления на
соответствующем уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять
бюджетный процесс;
• наличии собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной
системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
• законодательном закреплении регулирующих доходов бюджетов, полномочий по
формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и
налоговым законодательством РФ;
• праве органов государственной власти и органов местного самоуправления
самостоятельно определять направления расходования средств
соответствующих бюджетов;
• недопустимости изъятия доходов, дополнительно полученных при
исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов
над расходами бюджетов и сумм экономии по последним;
• недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной
системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших при
исполнении законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с
изменением законодательства.
Принцип сбалансированности бюджета регламентирует
положение, согласно которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен
соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и
исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости
минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств
состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы
и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов при использовании наименьшего объема средств или
наилучшего итога с применением определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов заключается в том,
что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и
поступлений из источников финансирования его дефицита, которые не могут быть
увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых
бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае
централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы.
Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы РФ, получивших
отражение в Бюджетном кодексе РФ, можно сказать, что важность и
обязательность их реализации определяется необходимостью выполнения
возложенных на государство экономических и социальных функций и
прогнозирования темпов развития каждого субъекта РФ, а следовательно, и
России в целом.
- Предмет и система финансового права Российской Федерации.
- Основные институты финансовой системы рф и их правовое регулирование.
- Система источников финансового права Российской Федерации.
- Понятие и виды финансово-правовых норм.
- Конституционно-правовое регулирование финансовых правоотношений.
- Конституция Российской Федерации как источник финансового права.
- Гражданский кодекс как источник финансового права.
- Уголовный кодекс как источник финансового права.
- Кодекс об административных правонарушениях как источник финансового права.
- Организационная структура, компетенция и деятельность Счетной палаты.
- Государственный финансовый контроль исполнительной власти.
- Правовой статус и компетенция Министерства финансов Российской Федерации.
- Компетенции и функции казначейских органов, действующих в составе Министерства финансов.
- Правовое регулирование противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в Российской Федерации.
- Структура, содержание и значение Федерального закона «о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- 16. Правовое положение и деятельность Федеральной службы по финансовому мониторингу Министерства финансов Российской Федерации.
- 17.Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации.
- 18.Понятие «обязательный аудит» и его трактовка в российском законодательстве.
- 19.Обеспечение независимости аудиторской деятельности в российском законодательстве.
- 20.Структура, содержание и значение Бюджетного кодекса Российской Федерации.
- 21.Бюджетное устройство в Российской Федерации.
- 22.Принципы бюджетного устройства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
- 23.Бюджетный процесс в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации
- 25. Закрепленные доходы и регулирующие доходы в бюджетном праве.
- 26.Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
- 27.Порядок рассмотрения и утверждения Федерального закона о Федеральном бюджете в соответствии с Бюджетным кодексом рф.
- Глава 22 Статья 192. Внесение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу
- 28.Правовое регулирование государственных расходов в Российской Федерации.
- Глава VII правовое регулирование государственных расходов
- 29.Понятия «государственный кредит» и «государственный долг».
- 30.Концепция единой системы управления государственным долгом в российском финансовом праве.
- 2. Понятие государственного долга и системы управления государственным долгом
- 3. Текущая ситуация в области управления государственным долгом России
- 30Концепция единой системы управления государственным долгом в российском финансовом праве.
- 32Исчисление предельного объема заимствований Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом рф.
- 39Правовое регулирование «секретных» статей бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
- 41Структура, содержание и значение Общей части Налогового кодекса Российской Федерации.
- §2. Институты, понятия и термины, используемые в Налоговом кодексе
- 42Структура, содержание и значение Особенной части Налогового кодекса Российской Федерации.
- 43Понятие «налог» в российском финансовом праве.
- Порядок исчисления налогов в соответствии с российским законодательством.
- Права и обязанности граждан, связанные с налогообложением, в соответствии с российским законодательством.
- 1.2. Права и обязанности налогоплательщиков
- Понятие налогового преступления.
- Понятие налогового правонарушения.
- Банковская система Российской Федерации. Роль и значение Центрального банка как органа государственного управления.
- Правовой статус Центрального банка Российской Федерации.
- Законодательство о взаимоотношениях Банка России и органов государственной власти.
- (Федеральный закон от 10.07.2002 n 86-фз (ред. От 19.10.2011, с изм. От 21.11.2011) "о Центральном банке Российской Федерации (Банке России)")
- Глава IV. Взаимоотношения банка россии с органами
- Государственной власти и органами местного самоуправления
- Функции правового регулирования и надзора Банка России. Инструменты реализации его прерогатив, закрепленные в законодательстве. -
- Правовое регулирование банковской тайны в российском законодательстве.
- Структура, содержание и значение Федерального закона о Центральном банке Российской Федерации.
- Правовое регулирование обязательного государственного страхования за счет средств государственного бюджета в Российской Федерации.