logo search
УМП Правоведение

3. Федеративное устройство России

Впервые федеративное устройство России было зафиксировано в Конституции РСФСР 1918 г. Сегодня правовой статус Российской Федерации определяется Конституцией РФ в главе 3 «Федеративное устройство» (ст. 65–79) и в других статьях, а также в иных законах.

Согласно ст.5 Конституции, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

По состоянию на 1 января 2010г. таких субъектов 83, однако в будущем их число возможно будет сокращаться. По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из 21 республики, 8 краев, 47 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 4 автономных округа.

Конституционно-правовой статус РФ означает наличие общих для всей Федерации органов государственной власти – наличие единой федеральной системы права, наличием собственности РФ; единой денежной и кредитной системы. Существенным элементом конституционно-правового статуса РФ является государственный язык (ст. 68); к числу основных элементов относится её право внешних сношений с иностранными государствами. Важным компонентом конституционно-правового статуса России являются её государственные символы – Государственный флаг, гимн, герб, столица.

Федеративное устройство России базируется на принципах:

– государственной целостности и единстве системы государственной власти;

– разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

– равноправия и самоопределения народов в РФ;

– равноправия субъектов РФ.

Государственная целостность означает, что РФ – цельное единое и нераздельное, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования.

Конституция РФ определяет перечень вопросов ведения РФ, которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти. По этим вопросам принимаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты принимают свои законы и иные нормативные акты. В остальных вопросах (вне пределов полномочий федерации и совместного ведения) полнота власти у субъектов федерации. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не должны противоречить федеральным законам. Споры о компетенции между государственными органами РФ и органами государственной власти ее субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ.