logo search
АП ответы экзамен

Охарактеризуйте полномочия Президента рб в области гос управления и правовой статус Администрации Президента рб .

Президент как Глава государства наделен различными функ­циями и соответствующими им полномочиями. Основными из них являются: общегосударственные (условное название), по вза­имоотношению с законодательной, судебной, прокурорской и исполнительной властью.

Главными направлениями контрольной деятельности Президента РБ являются:

  1. контроль в процессе формирования органов управления;

  2. контроль за содержанием деятельности аппарата гос управления, фактическими результатами, за качеством руководства;

  3. контроль за системой, численностью и структурой аппарата гос управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы;

  4. контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины;

  5. контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области гос управления.

К общегосударственным относятся:

  1. олицетворение единства народа;

  2. представление РБ в отношениях с дру­гими государствами и международными организациями;

  3. решение вопросов о приеме в гражданство РБ , о его прекращении и предоставлении убежища;

  4. ведение переговоров и подписание международных дого­воров;

  5. прием верительных и отзывных грамот аккредитованных при Президенте дипломатических представителей иностранных государств;

  6. введение на территории РБ или в от­дельных ее местностях чрезвычайного положения;

  7. отложение проведения забастовки или приостановление ее;

  8. выполнение обязанностей Главнокомандующего Вооружен­ными Силами РБ ;

  9. введение на территории РБ в случае угрозы или нападения военного положения, объявление полной или частичной мобилизации.

В законодательной сфере Глава государства:

  1. созывает внеочередные сессии Палаты представителей, Со­вета Республики (ст. 95 Конституции);

  2. обращается с ежегодным посланием к Парламенту (п. 14 ст. 84 Конституции);

  3. может участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением (п. 14 ст. 84 Конституции);

  4. распускает палаты в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РБ (п. 3 ст. 84 Конституции);

  5. назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей и Совет Республики;

  6. подписывает и публикует законы; имеет право возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей (п. 24 ст. 84 Конституции);

  7. пользуется правом законодательной инициативы (ст. 99 Конституции);

  8. пользуется правом обращаться в Конституционный Суд о соответствии законов Конституции РБ (ст. 116 Конституции).

В судебной и прокурорской сферах Глава государства:

  1. с согласия Совета Республики назначает на должности Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа су­дей этих судов (п. 8 ст. 84 Конституции);

  2. с согласия Совета Республики назначает на должность су­дей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Гене­рального прокурора (п. 9 ст. 84 Конституции);

  3. назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей РБ (п. 10 ст. 84 Конституции);

  4. освобождает от должности Председателя и судей Консти­туционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Пред­седателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора (п. И ст. 84 Конституции); об освобождении назван­ных лиц Совет Республики лишь уведомляется;

  5. осуществляет помилование осужденных (п. 19 ст. 84 Конституции).

АДМИНИСТРАЦИЯ: Особенно важной структурной единицей аппарата Президен­та является Администрация Президента РБ .

Администрация Президента образуется, упраздняется и ре­организуется Президентом (п. 5 ст. 84 Конституции). Ее правовой статус определяется Положением об Администрации Президента РБ , которое утверждено Указом Президента РБ от 23 января 1997 г.

Администрация Президента РБ является органом гос управления и имеет свою структуру. В ее состав входят:

  1. Глава Администрации Президента РБ ;

  2. первый заместитель Главы Администрации Президента РБ ;

  3. два заместителя Главы Администрации Президента РБ ;

  4. помощники Президента РБ ,

  5. Главное управление кадровой политики;

  6. Главное идеологическое управление;

  7. Главное государственно-правовое управление;

  8. Главное организационное управление,

  9. Главное управление по взаимоотношениям с органами за­конодательной и судебной власти;

  10. Экономическое управление.

  11. Управление внешней политики;

  12. Управление по работе с обращениями граждан;

  13. Канцелярия Президента РБ ;

  14. Приемная Президента РБ 1;

  15. Пресс-служба Президента РБ ;

  16. Секретариат Главы Администрации Президента РБ ;

  17. Отдел подготовки выступлений;

  18. Отдел по вопросам гражданства и помилования.

Структура и общая численность работников Администрации утверждаются Президентом по представлению Главы Администрации.

Задачи Администрации весьма важны. Их реализация выражается в определении стратегии государства в рассматриваемых областях.

Основными задачами (согласно ст. 4 Положения об Администрации) являются следующие:

  1. Координация деятельности подчиненных Президенту гос органов в области государственной кадровой политики, идеологии и права.

  2. Обеспечение взаимодействия Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

  3. Организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента.

Также, перед Администрацией стоит задача, выражающаяся в обеспечении законности. Она является конституционной и возведена в ранг принципа гос управления. Основные задачи Администрации реализуются через ее функции.

Администрация Президента предназначена для обеспечения деятельности Президента в области кадровой политики и идеологии, правового и организационного обеспечения деятельности Президента, а также для подготовки и выполнения его решений. В таком смысле Администрация представляет собой орган внутриорганизационного характера.

Осуществляя общее руководство деятельностью гос органов и учреждений по подготовке, переподготовке, повышению квалификации управленческих кадров, согласованию кандидатур при назначении их на должности, координацию деятельности гос органов по подготовке проектов правовых актов, контроль за исполнением решений и поручений Президента и т.п., она выступает как орган гос управления, осуществляющий функции внешнего характера.

При этом Администрация не призвана осуществлять руководство хозяйственным или социально-культурным строительством. Однако реализуемые ею функции являются управленческими. По этой причине она является органом гос управления надведомственного характера.