logo search
Konnov_Petrov_Pravookhranitelnye_organy

16.5. Правовые основы и формы участия граждан в охране общественного порядка

Статья 3 закона РФ «О милиции», закрепляющая принципы деятельности милиции, определяет, что «милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами». Конституция РФ указывает на два правовых основания участия граждан в охране общественного порядка. Во-первых, она предоставляет права и закрепляет общие обязанности должностных лиц и граждан, в том числе и в сфере охраны общественного порядка, используя следующие выражения: «защищать свои права...», «заботиться...» и т.д. Во-вторых, Конституция провозглашает основополагающие начала (принципы), составляющие правовую основу участия граждан в обеспечении правопорядка.

Граждане Российской Федерации (ст. 32 Конституции РФ) имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. В этом проявляется возможность избирать и быть избранными в государственные органы, принимать участие в их работе и деятельности общественных объединений, например, в отправлении правосудия в качестве присяжных (народных) заседателей, в качестве членов народных дружин, помогающих правоохранительным органам обеспечивать общественный порядок, и др.

Таким образом, участие граждан в обеспечении правопорядка является важнейшим правом и одной из форм непосредственного выражения народом своей власти, которые зафиксированы во многих конституционных положениях и распространяются в том числе и на участие граждан в управлении делами государства в сфере охраны общественного порядка.

В законах Российской Федерации в различных формах прямо указывается на право (долг) участия граждан в обеспечении охраны общественного порядка. Например, гражданским долгом считается сообщение правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий (ст. 9 федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»).

Поэтому граждане наравне с общественными объединениями справедливо являются самостоятельными субъектами безопасности и обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.

В настоящее время в большинстве субъектов РФ приняты правовые акты различной юридической силы (законы, положения), регулирующие деятельность более 30 тыс. фактически действующих объединений граждан правоохранительной направленности. В одних нормативных актах делается попытка организации последних в рамках федерального закона «Об общественных объединениях», в других случаях народные дружины выделяются в самостоятельный вид общественного объединения.

Правовым фундаментом, гарантирующим участие граждан в обеспечении и укреплении общественного порядка, являются конституционные положения, которые можно назвать принципами-гарантами, или принципами, создающими условия для надлежащего исполнения обязанностей по обеспечению охраны общественного порядка:

К основным формам участия граждан в охране общественного порядка относятся: социально-профилактические центры в микрорайонах, советы профилактики в производственных, коммерческих и других организациях (независимо от форм их собственности), общественные инспекции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, различные добровольные объединения по охране общественного порядка, советы старост при сельских администрациях, женсоветы, молодежные советы, комиссии содействия семье и школе, сводные городские оперативные отряды, общественные пункты охраны порядка, добровольные народные дружины, пожарные команды, отряды содействия милиции и самообороны и др.

Внештатные сотрудники милиции

Наиболее значимой формой индивидуального участия граждан в охране общественного порядка является институт внештатных сотрудников милиции. Эта форма широко используется как в деятельности милиции общественной безопасности, так и в службе криминальной милиции. Наиболее активно внештатные сотрудники милиции привлекаются к работе по линиям уголовного розыска и службы участковых уполномоченных милиции.

Порядок подбора внештатных сотрудников милиции, их оформления и работы с ними определен Временной инструкцией по организации работы с внештатными сотрудниками милиции, утвержденной приказом МВД России.

В качестве внештатных сотрудников милиции могут привлекаться на добровольных началах граждане России не моложе 18 лет, способные по своим моральным и деловым качествам выполнять поставленные перед ними задачи, а именно оказывать милиции содействие: в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений; раскрытии преступлений.

Внештатные сотрудники работают под руководством сотрудников милиции, выполняя их поручения. Руководство заключается: в планировании работы; даче конкретных поручений; обучении методике и тактике предупреждения и раскрытия преступлений; проведении воспитательной работы.

Взаимодействие милиции с общественностью в охране правопорядка

Эффективность обеспечения правопорядка во многом зависит от непосредственной связи милиции с трудовыми коллективами, населением и средствами массовой информации.

Основными направлениями (формами) взаимодействия органов внутренних дел с различными объединениями граждан правоохранительной направленности являются: