16.5. Правовые основы и формы участия граждан в охране общественного порядка
Статья 3 закона РФ «О милиции», закрепляющая принципы деятельности милиции, определяет, что «милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами». Конституция РФ указывает на два правовых основания участия граждан в охране общественного порядка. Во-первых, она предоставляет права и закрепляет общие обязанности должностных лиц и граждан, в том числе и в сфере охраны общественного порядка, используя следующие выражения: «защищать свои права...», «заботиться...» и т.д. Во-вторых, Конституция провозглашает основополагающие начала (принципы), составляющие правовую основу участия граждан в обеспечении правопорядка.
Граждане Российской Федерации (ст. 32 Конституции РФ) имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. В этом проявляется возможность избирать и быть избранными в государственные органы, принимать участие в их работе и деятельности общественных объединений, например, в отправлении правосудия в качестве присяжных (народных) заседателей, в качестве членов народных дружин, помогающих правоохранительным органам обеспечивать общественный порядок, и др.
Таким образом, участие граждан в обеспечении правопорядка является важнейшим правом и одной из форм непосредственного выражения народом своей власти, которые зафиксированы во многих конституционных положениях и распространяются в том числе и на участие граждан в управлении делами государства в сфере охраны общественного порядка.
В законах Российской Федерации в различных формах прямо указывается на право (долг) участия граждан в обеспечении охраны общественного порядка. Например, гражданским долгом считается сообщение правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий (ст. 9 федерального закона от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»).
Поэтому граждане наравне с общественными объединениями справедливо являются самостоятельными субъектами безопасности и обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ.
В настоящее время в большинстве субъектов РФ приняты правовые акты различной юридической силы (законы, положения), регулирующие деятельность более 30 тыс. фактически действующих объединений граждан правоохранительной направленности. В одних нормативных актах делается попытка организации последних в рамках федерального закона «Об общественных объединениях», в других случаях народные дружины выделяются в самостоятельный вид общественного объединения.
Правовым фундаментом, гарантирующим участие граждан в обеспечении и укреплении общественного порядка, являются конституционные положения, которые можно назвать принципами-гарантами, или принципами, создающими условия для надлежащего исполнения обязанностей по обеспечению охраны общественного порядка:
право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29);
право обращаться лично, а также направлять обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33);
право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
право на обжалования неправомерных действий либо бездействия сотрудников милиции (ст. 39 закона РФ «О милиции») и обращения в вышестоящий орган или должностному лицу милиции, прокурору или в суд, которые привели к ущемлению их прав, свобод и законных интересов (это является одной из форм обеспечения законности в деятельности милиции, формой участия и, в конечном итоге, укрепления общественного порядка в целом);
право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов1.
К основным формам участия граждан в охране общественного порядка относятся: социально-профилактические центры в микрорайонах, советы профилактики в производственных, коммерческих и других организациях (независимо от форм их собственности), общественные инспекции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, различные добровольные объединения по охране общественного порядка, советы старост при сельских администрациях, женсоветы, молодежные советы, комиссии содействия семье и школе, сводные городские оперативные отряды, общественные пункты охраны порядка, добровольные народные дружины, пожарные команды, отряды содействия милиции и самообороны и др.
Внештатные сотрудники милиции
Наиболее значимой формой индивидуального участия граждан в охране общественного порядка является институт внештатных сотрудников милиции. Эта форма широко используется как в деятельности милиции общественной безопасности, так и в службе криминальной милиции. Наиболее активно внештатные сотрудники милиции привлекаются к работе по линиям уголовного розыска и службы участковых уполномоченных милиции.
Порядок подбора внештатных сотрудников милиции, их оформления и работы с ними определен Временной инструкцией по организации работы с внештатными сотрудниками милиции, утвержденной приказом МВД России.
В качестве внештатных сотрудников милиции могут привлекаться на добровольных началах граждане России не моложе 18 лет, способные по своим моральным и деловым качествам выполнять поставленные перед ними задачи, а именно оказывать милиции содействие: в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений; раскрытии преступлений.
Внештатные сотрудники работают под руководством сотрудников милиции, выполняя их поручения. Руководство заключается: в планировании работы; даче конкретных поручений; обучении методике и тактике предупреждения и раскрытия преступлений; проведении воспитательной работы.
Взаимодействие милиции с общественностью в охране правопорядка
Эффективность обеспечения правопорядка во многом зависит от непосредственной связи милиции с трудовыми коллективами, населением и средствами массовой информации.
Основными направлениями (формами) взаимодействия органов внутренних дел с различными объединениями граждан правоохранительной направленности являются:
разработка и реализация совместных планов и отдельных мероприятий (например, по проведению общественно-политических акций: митингов, шествий и т. п.);
совместное изучение состояния правонарушений, общественного мнения;
обмен информацией, представляющей взаимный интерес;
совместная разработка предложений (рекомендаций) по вопросам укрепления правопорядка;
проведение совместных мероприятий в сфере правовой пропаганды, подготовки граждан, участвующих в обеспечении правопорядка.
- И.А. Коннов, с.П. Петров Правоохранительные органы
- Введение
- Тема 1 Основные понятия, предмет и система курса «Правоохранительные органы»
- 1.1. Правоохранительная деятельность, её признаки и принципы
- 1.2. Предмет курса «Правоохранительные органы», его соотношение с другими юридическими дисциплинами
- 1.3. Правоохранительные органы: понятие, задачи
- 1.4. Основные направления (виды) правоохранительной деятельности
- 1.5. Нормативная основа правоохранительной деятельности в Российской Федерации
- Тема 2 Судебная власть, судебная система Российской Федерации
- 2.1. Понятие и признаки судебной власти
- 2.2. Суд как орган судебной власти
- 2.3. Система судов Российской Федерации
- 2.4. Звенья судебной системы
- 2.5. Судебные инстанции
- 2.6. Понятие правосудия
- 2.7. Принципы правосудия
- 2.8. Гарантии независимости судей
- Тема 3 Система судов общей юрисдикции
- 3.1. Мировые судьи
- 3.2. Районный суд
- 3.3. Суды субъектов Российской Федерации
- 3.4. Верховный Суд Российской Федерации
- 3.5. Военные суды
- Тема 4 Арбитражные суды Российской Федерации
- 4.1. Система и общая компетенция арбитражных судов Российской Федерации
- 4.2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
- 4.3. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов
- 4.4. Арбитражные апелляционные суды Российской Федерации
- 4.5. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
- Тема 5 Конституционный Суд Российской Федерации
- 5.1. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации
- 5.2. Состав и структура Конституционного Суда рф
- Тема 6 Статус судей в российской федерации. Органы судейского сообщества
- 6.1. Статус судей
- 6.2. Виды органов судейского сообщества
- 6.3. Задачи органов судейского сообщества
- 6.4. Органы судейского сообщества по созыву
- 6.5. Квалификационные коллегии судей
- Тема 7 Прокуратура Российской Федерации
- 7.1. Понятие, система органов прокуратуры
- 7.2. Генеральная прокуратура рф
- 7.3. Прокуратуры субъектов Федерации
- 7.4. Районные прокуратуры
- 7.5. Специализированные прокуратуры
- 7.6. Задачи и функции органов прокуратуры
- 7.7. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
- Тема 8 Организация выявления и расследования преступлений
- 8.1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- 8.2. Органы дознания и предварительного следствия
- Тема 9 Органы внутренних дел Российской Федерации
- 9.1. Система органов внутренних дел
- 9.2. Задачи мвд России
- 9.3. Милиция: задачи, структура и функции
- 9.4. Основные права и обязанности сотрудников милиции
- Тема 10 Правоохранительные органы, обеспечивающие безопасность личности, общества и государства
- 10.1. Безопасность
- 10.2. Совет Безопасности Российской Федерации
- 10.3. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации
- 10.4. Федеральные органы государственной охраны
- 10.5. Органы внешней разведки
- Тема 11 Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (фскн России)
- 11.1. Цели и задачи Федеральной службы рф по контролю за оборотом наркотиков
- 11.2. Основные задачи фскн России
- 11.3. Условия поступления на службу в органы фскн России: правила и ограничения
- 11.4. Права и обязанности сотрудников фскн России
- Тема 12 Федеральная служба по финансовому мониторингу
- 12.1. Правовое положение Федеральной службы по финансовому мониторингу и ее задачи
- 12.2. Организация Федеральной службы по финансовому мониторингу
- Тема 13 Таможенные органы Российской Федерации
- 13.1. Система таможенных органов Российской Федерации
- 13.2. Функции таможенных органов Российской Федерации
- 13.3. Служба в таможенных органах Российской Федерации
- Тема 14 Органы юстиции Российской Федерации
- 14.1. Задачи и функции Министерства юстиции Российской Федерации
- 14.2. Полномочия Министерства юстиции рф
- 14.3. Система Министерства юстиции
- 14.4. Федеральная служба исполнения наказаний
- 14.5. Федеральная служба судебных приставов
- Тема 15 Органы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 15.1. Задачи и права органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 15.2. Система органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 15.3. Государственная противопожарная служба
- 15.4. Войска гражданской обороны
- 15.5. Поисково-спасательная служба мчс России
- 15.6. Государственная инспекция по маломерным судам в Российской Федерации
- Тема 16 Органы по правовому обеспечениюи правовой помощи(квазиправоохранительные органы)
- 16.1. Адвокатура
- 16.2. Нотариат
- 16.3. Частная детективная и охранная деятельность в Российской Федерации
- 16.4. Юридические службы предприятий
- 16.5. Правовые основы и формы участия граждан в охране общественного порядка
- Нормативные акты и литература, рекомендуемые по курсу «Правоохранительные органы» Законодательные и иные нормативные правовые акты:
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Оглавление