5.2. Состав и структура Конституционного Суда рф
Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – семьдесят лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.
Конституционный Суд РФ состоит:
из Председателя;
заместителя Председателя;
судьи-секретаря;
судей.
Председатель Конституционного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ. Председатель Конституционного Суда РФ имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда РФ.
Председатель Конституционного Суда РФ осуществляет следующие полномочия:
руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;
вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;
представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает с заявлениями от его имени;
осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ;
осуществляет другие предоставленные ему полномочия.
Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда РФ не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.
Судья-секретарь Конституционного Суда РФисполняет следующие обязанности:
осуществляет непосредственное руководство работой аппарата Конституционного Суда РФ;
организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Конституционного Суда РФ;
доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Конституционным Судом РФ, и информирует Конституционный Суд РФ об их исполнении;
организует информационное обеспечение судей Конституционного Суда РФ;
осуществляет другие предоставленные ему полномочия.
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Пленарное заседание полномочно принимать решения по рассматриваемым делам или вопросам при наличии не менее двух третей от общего числа назначенных судей.
Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могу входить в состав одной и той же палаты.
Особенность конституционного судопроизводства в Российской Федерации состоит в том, что Конституционный Суд РФ не вершит правосудия по отдельным гражданским или уголовным делам, а решает исключительно вопросы соответствия актов и решений Конституции РФ.
Гражданин может принять участие в деятельности Конституционного Суда лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, административному или уголовному), рассматриваемому в соответствующем суде, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции РФ.
В судебных заседаниях имеют право участвовать: Президент РФ; Председатель Правительства РФ; Председатель Совета Федерации; Председатель Государственной Думы; Председатель Верховного Суда РФ; Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ; Уполномоченный по правам человека в РФ; Генеральный прокурор РФ; Министр юстиции РФ. Им предоставлено право излагать свою позицию по делу, независимо от того, являются ли они сторонами или нет.
По итогам рассмотрения дел Конституционный Суд РФ принимает итоговое решение. Решения Конституционного Суда РФ принимаются в закрытом совещании и бывают трех видов: постановления, заключения, определения.
Постановление – это решение Конституционного Суда РФ, принятое по существу вопросов о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ и т.д.
Заключение – это итоговое решение Конституционного Суда РФ по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ должны быть незамедлительно опубликованы в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуют также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».
Определениями именуются все иные решения Конституционного Суда РФ, принимаемые в ходе конституционного судопроизводства.
Решение Конституционного Суда РФ окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях. В случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция РФ.
Решение Конституционного Суда РФ подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены.
- И.А. Коннов, с.П. Петров Правоохранительные органы
- Введение
- Тема 1 Основные понятия, предмет и система курса «Правоохранительные органы»
- 1.1. Правоохранительная деятельность, её признаки и принципы
- 1.2. Предмет курса «Правоохранительные органы», его соотношение с другими юридическими дисциплинами
- 1.3. Правоохранительные органы: понятие, задачи
- 1.4. Основные направления (виды) правоохранительной деятельности
- 1.5. Нормативная основа правоохранительной деятельности в Российской Федерации
- Тема 2 Судебная власть, судебная система Российской Федерации
- 2.1. Понятие и признаки судебной власти
- 2.2. Суд как орган судебной власти
- 2.3. Система судов Российской Федерации
- 2.4. Звенья судебной системы
- 2.5. Судебные инстанции
- 2.6. Понятие правосудия
- 2.7. Принципы правосудия
- 2.8. Гарантии независимости судей
- Тема 3 Система судов общей юрисдикции
- 3.1. Мировые судьи
- 3.2. Районный суд
- 3.3. Суды субъектов Российской Федерации
- 3.4. Верховный Суд Российской Федерации
- 3.5. Военные суды
- Тема 4 Арбитражные суды Российской Федерации
- 4.1. Система и общая компетенция арбитражных судов Российской Федерации
- 4.2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
- 4.3. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов
- 4.4. Арбитражные апелляционные суды Российской Федерации
- 4.5. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
- Тема 5 Конституционный Суд Российской Федерации
- 5.1. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации
- 5.2. Состав и структура Конституционного Суда рф
- Тема 6 Статус судей в российской федерации. Органы судейского сообщества
- 6.1. Статус судей
- 6.2. Виды органов судейского сообщества
- 6.3. Задачи органов судейского сообщества
- 6.4. Органы судейского сообщества по созыву
- 6.5. Квалификационные коллегии судей
- Тема 7 Прокуратура Российской Федерации
- 7.1. Понятие, система органов прокуратуры
- 7.2. Генеральная прокуратура рф
- 7.3. Прокуратуры субъектов Федерации
- 7.4. Районные прокуратуры
- 7.5. Специализированные прокуратуры
- 7.6. Задачи и функции органов прокуратуры
- 7.7. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
- Тема 8 Организация выявления и расследования преступлений
- 8.1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- 8.2. Органы дознания и предварительного следствия
- Тема 9 Органы внутренних дел Российской Федерации
- 9.1. Система органов внутренних дел
- 9.2. Задачи мвд России
- 9.3. Милиция: задачи, структура и функции
- 9.4. Основные права и обязанности сотрудников милиции
- Тема 10 Правоохранительные органы, обеспечивающие безопасность личности, общества и государства
- 10.1. Безопасность
- 10.2. Совет Безопасности Российской Федерации
- 10.3. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации
- 10.4. Федеральные органы государственной охраны
- 10.5. Органы внешней разведки
- Тема 11 Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (фскн России)
- 11.1. Цели и задачи Федеральной службы рф по контролю за оборотом наркотиков
- 11.2. Основные задачи фскн России
- 11.3. Условия поступления на службу в органы фскн России: правила и ограничения
- 11.4. Права и обязанности сотрудников фскн России
- Тема 12 Федеральная служба по финансовому мониторингу
- 12.1. Правовое положение Федеральной службы по финансовому мониторингу и ее задачи
- 12.2. Организация Федеральной службы по финансовому мониторингу
- Тема 13 Таможенные органы Российской Федерации
- 13.1. Система таможенных органов Российской Федерации
- 13.2. Функции таможенных органов Российской Федерации
- 13.3. Служба в таможенных органах Российской Федерации
- Тема 14 Органы юстиции Российской Федерации
- 14.1. Задачи и функции Министерства юстиции Российской Федерации
- 14.2. Полномочия Министерства юстиции рф
- 14.3. Система Министерства юстиции
- 14.4. Федеральная служба исполнения наказаний
- 14.5. Федеральная служба судебных приставов
- Тема 15 Органы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 15.1. Задачи и права органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 15.2. Система органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 15.3. Государственная противопожарная служба
- 15.4. Войска гражданской обороны
- 15.5. Поисково-спасательная служба мчс России
- 15.6. Государственная инспекция по маломерным судам в Российской Федерации
- Тема 16 Органы по правовому обеспечениюи правовой помощи(квазиправоохранительные органы)
- 16.1. Адвокатура
- 16.2. Нотариат
- 16.3. Частная детективная и охранная деятельность в Российской Федерации
- 16.4. Юридические службы предприятий
- 16.5. Правовые основы и формы участия граждан в охране общественного порядка
- Нормативные акты и литература, рекомендуемые по курсу «Правоохранительные органы» Законодательные и иные нормативные правовые акты:
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Оглавление