4.5. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
Арбитражные суды субъектов РФ являются основным звеном системы арбитражных судов.
На территориях нескольких субъектов РФ судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта РФ могут осуществлять несколько арбитражных судов.
Структура арбитражных судов субъектов РФ
Арбитражный суд субъекта РФ состоит из следующих структурных подразделений:
президиума;
судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Президиум арбитражного суда субъекта РФ
Президиум арбитражного суда субъекта РФ действует в составе председателя этого суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей.
Президиум арбитражного суда субъекта РФ обладает следующими полномочиями:
утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и председателей судебных составов этого суда;
рассматривает другие вопросы организации работы суда;
рассматривает вопросы судебной практики.
Президиум арбитражного суда субъекта РФ созывается председателем этого суда по мере необходимости и правомочен решать вопросы при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума арбитражного суда субъекта РФ принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов президиума и подписываются председателем арбитражного суда субъекта РФ. Члены президиума не вправе воздерживаться от голосования.
Судебные коллегии и судебные составы арбитражного суда субъекта РФ
В арбитражном суде субъекта РФ могут создаваться судебные коллегии, которые утверждаются президиумом суда из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Судебные коллегии возглавляют председатели – заместители председателя арбитражного суда субъекта РФ.
Судебные коллегии арбитражного суда субъекта РФ рассматривают в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.
В арбитражном суде субъекта РФ образуются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию, а при отсутствии судебных коллегий – из числа судей этого суда. Судебные составы формируются председателем арбитражного суда субъекта РФ. Судебный состав возглавляет председатель, утверждаемый президиумом арбитражного суда субъекта РФ.
Председатель арбитражного суда субъекта РФ
Председатель арбитражного суда субъекта РФ наделен полномочиями:
по организации деятельности арбитражного суда субъекта РФ;
распределению обязанностей между своими заместителями;
формированию судебных составов;
созыву президиума арбитражного суда субъекта РФ и председательствованию на его заседаниях, вынесению на рассмотрение президиума вопросов, отнесенных законом к ведению президиума;
осуществлению общего руководства аппаратом арбитражного суда субъекта РФ;
назначению на должность и освобождению от должности работников аппарата суда;
представлению арбитражного суда субъекта РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
осуществлению других полномочий, установленных законом.
Полномочия арбитражного суда субъекта РФ
Арбитражный суд субъекта РФ:
рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;
пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
изучает и обобщает судебную практику;
подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
анализирует судебную статистику.
В Российской Федерации также действуют третейские суды – негосударственные органы, рассматривающие экономические (гражданские) споры по соглашению спорящих сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего. Соглашение о передаче споров третейскому суду может быть заключено в виде оговорки в договоре или в виде отдельного соглашения.
Третейские суды могут создаваться как постоянно действующие (например, Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ), так и для рассмотрения конкретного спора. Порядок создания и деятельности третейских судов определяется федеральным законом от 24 июля 2002 г. №102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», а третейские суды для рассмотрения международных экономических споров – законом РФ «О Международном коммерческом арбитраже».
- И.А. Коннов, с.П. Петров Правоохранительные органы
- Введение
- Тема 1 Основные понятия, предмет и система курса «Правоохранительные органы»
- 1.1. Правоохранительная деятельность, её признаки и принципы
- 1.2. Предмет курса «Правоохранительные органы», его соотношение с другими юридическими дисциплинами
- 1.3. Правоохранительные органы: понятие, задачи
- 1.4. Основные направления (виды) правоохранительной деятельности
- 1.5. Нормативная основа правоохранительной деятельности в Российской Федерации
- Тема 2 Судебная власть, судебная система Российской Федерации
- 2.1. Понятие и признаки судебной власти
- 2.2. Суд как орган судебной власти
- 2.3. Система судов Российской Федерации
- 2.4. Звенья судебной системы
- 2.5. Судебные инстанции
- 2.6. Понятие правосудия
- 2.7. Принципы правосудия
- 2.8. Гарантии независимости судей
- Тема 3 Система судов общей юрисдикции
- 3.1. Мировые судьи
- 3.2. Районный суд
- 3.3. Суды субъектов Российской Федерации
- 3.4. Верховный Суд Российской Федерации
- 3.5. Военные суды
- Тема 4 Арбитражные суды Российской Федерации
- 4.1. Система и общая компетенция арбитражных судов Российской Федерации
- 4.2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
- 4.3. Федеральные арбитражные суды арбитражных округов
- 4.4. Арбитражные апелляционные суды Российской Федерации
- 4.5. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации
- Тема 5 Конституционный Суд Российской Федерации
- 5.1. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации
- 5.2. Состав и структура Конституционного Суда рф
- Тема 6 Статус судей в российской федерации. Органы судейского сообщества
- 6.1. Статус судей
- 6.2. Виды органов судейского сообщества
- 6.3. Задачи органов судейского сообщества
- 6.4. Органы судейского сообщества по созыву
- 6.5. Квалификационные коллегии судей
- Тема 7 Прокуратура Российской Федерации
- 7.1. Понятие, система органов прокуратуры
- 7.2. Генеральная прокуратура рф
- 7.3. Прокуратуры субъектов Федерации
- 7.4. Районные прокуратуры
- 7.5. Специализированные прокуратуры
- 7.6. Задачи и функции органов прокуратуры
- 7.7. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
- Тема 8 Организация выявления и расследования преступлений
- 8.1. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
- 8.2. Органы дознания и предварительного следствия
- Тема 9 Органы внутренних дел Российской Федерации
- 9.1. Система органов внутренних дел
- 9.2. Задачи мвд России
- 9.3. Милиция: задачи, структура и функции
- 9.4. Основные права и обязанности сотрудников милиции
- Тема 10 Правоохранительные органы, обеспечивающие безопасность личности, общества и государства
- 10.1. Безопасность
- 10.2. Совет Безопасности Российской Федерации
- 10.3. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации
- 10.4. Федеральные органы государственной охраны
- 10.5. Органы внешней разведки
- Тема 11 Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (фскн России)
- 11.1. Цели и задачи Федеральной службы рф по контролю за оборотом наркотиков
- 11.2. Основные задачи фскн России
- 11.3. Условия поступления на службу в органы фскн России: правила и ограничения
- 11.4. Права и обязанности сотрудников фскн России
- Тема 12 Федеральная служба по финансовому мониторингу
- 12.1. Правовое положение Федеральной службы по финансовому мониторингу и ее задачи
- 12.2. Организация Федеральной службы по финансовому мониторингу
- Тема 13 Таможенные органы Российской Федерации
- 13.1. Система таможенных органов Российской Федерации
- 13.2. Функции таможенных органов Российской Федерации
- 13.3. Служба в таможенных органах Российской Федерации
- Тема 14 Органы юстиции Российской Федерации
- 14.1. Задачи и функции Министерства юстиции Российской Федерации
- 14.2. Полномочия Министерства юстиции рф
- 14.3. Система Министерства юстиции
- 14.4. Федеральная служба исполнения наказаний
- 14.5. Федеральная служба судебных приставов
- Тема 15 Органы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 15.1. Задачи и права органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 15.2. Система органов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям
- 15.3. Государственная противопожарная служба
- 15.4. Войска гражданской обороны
- 15.5. Поисково-спасательная служба мчс России
- 15.6. Государственная инспекция по маломерным судам в Российской Федерации
- Тема 16 Органы по правовому обеспечениюи правовой помощи(квазиправоохранительные органы)
- 16.1. Адвокатура
- 16.2. Нотариат
- 16.3. Частная детективная и охранная деятельность в Российской Федерации
- 16.4. Юридические службы предприятий
- 16.5. Правовые основы и формы участия граждан в охране общественного порядка
- Нормативные акты и литература, рекомендуемые по курсу «Правоохранительные органы» Законодательные и иные нормативные правовые акты:
- Основная литература
- Дополнительная литература
- Оглавление