logo
Konnov_Petrov_Pravookhranitelnye_organy

1.5. Нормативная основа правоохранительной деятельности в Российской Федерации

Структура правоохранительной системы Российской Федерации, а также организация и деятельность органов ее составляющих определяются законодательно. Нормативные акты, осуществляющие регуляцию правоохранительной деятельности, имеют различный предмет правового регулирования, юридическую силу и т.д. Рассмотрение системы таковых нормативных актов целесообразно осуществлять согласно классификации по их юридической силе.

Конституция Российской Федерации – основной закон нашей страны.

Конституция является своего рода фундаментом построения системы законодательства. Конституция обладает прямым действием и применяется на всей территории Российской Федерации непосредственно. В Конституции изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам (являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов), определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, указаны основы организации деятельности прокуратуры. В Конституции содержатся положения, имеющие принципиальное значение для всей правоохранительной системы, а также нормы, относящиеся к конкретным правоохранительным органам. Однако Конституция РФ закрепляет только наиболее важные положения, которые в дальнейшем конкретизируются в иных законах Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы закрепляют правовые основы деятельности правоохранительной системы, регулируют основные направления деятельности правоохранительных органов.

Основными законами, регулирующими организацию судебной системы и порядок ее деятельности, являются законы: «О Конституционном суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «О судоустройстве РСФСР», «О статусе судей в Российской Федерации», «Об арбитражных судах Российской Федерации»1.

Федеральные законывыполняют основную роль в регламентации деятельности правоохранительных органов.

Деятельность прокуратуры регламентирует закон «О прокуратуре Российской Федерации». В законе определены задачи прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ. Организацию органов безопасности рассматривают федеральные законы: «О безопасности»; «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»; «О внешней разведке»; «О государственной охране». Каждый из этих законов определяет цели и задачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию. Организация и деятельность органов внутренних дел и ряд других правоохранительных органов регулируется законами «О милиции», «О службе в таможенных органах Российской Федерации», «Об оперативно-розыск­ной деятельности» и т.д.

Ряд федеральных законов кодифицированы: Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и т.д.

Подзаконные нормативные акты – постановления органов законодательной власти (Государственной думы и органов законодательной власти субъектов Российской Федерации), указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств (различного рода приказы, инструкции, правила), межведомственные нормативные акты (регулирующие вопросы совместной деятельности правоохранительных органов).

Еще одну достаточно большую группу правовых источников курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией. Общепризнанные принципы и нормы международного права в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации.