Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
Коллективный трудовой спор (ч.1 ст.398) - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая з/п), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Стороны коллективного трудового спора: работники и работодатели (их представители), если между ними возникли неурегулированные разногласия по вопросам, указанным в данной статье, которые имеют коллективное значение.
Впервые в ТК предусмотрена возможность инициирования коллективного трудового спора по такому поводу, как отказ работодателя учесть мнение выборного профсоюзного органа работников при принятии локальных нормативных актов согласно ст. 372 ТК.
Как работники, так и работодатели и их представители, действуя на основании принципов социального партнерства (закрепленных в ст. 24 ТК), стремятся достичь соглашения и уйти от конфликта. Если возникающие разногласия в силу их неурегулированности перерастают в коллективный трудовой спор, то работники (их представители) и работодатель (его представители) разрешают этот спор путем примирительных процедур и поиска выхода на соглашение. Лишь в крайнем случае используется забастовка как способ разрешения спора в его критической фазе, но с помощью продолжения примирительных процедур и достижения соглашений.
Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в 1рудовом арбитраже.
Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов рассмотрения этого спора: примирительной комиссии, которая является обязательным этапом разрешения спора, а по выбору сторон спор может рассматриваться с участием посредника и (или) с помощью трудового арбитража.
Правом выдвижения требований к работодателю при возникших разногласиях обладают работники и (или) представители, определённые в ст. 29-31 и ч.5 ст. 40 ТК.
Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю.
За работодателем закреплена обязанность создать условия работникам или представителям работников для проведения собрания (конференции), предоставить необходимое помещение и не препятствовать их проведению. Собрание считается правомочным, если на нем присутствовало более 1/2 работающих, а конференция является правомочной в присутствии не менее 2/3 избранных делегатов. Принятые требования в письменной форме направляются работодателю.
Копия требований может быть направлена в соответствующий гос. орган по урегулированию коллективных трудовых споров, который обязан проверить получение требований другой стороной. Требования профсоюзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства (ч. 6 ст. 399 ТК).
Работодатель обязан принять указанные требования и в письменной форме в течение 3 рабочих дней сообщить представительному органу работников о принятом решении. Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять требования профсоюзов (их объединений) и сообщить им о принятом решении в течение 1 месяца со дня получения этих требований.
Если указанные требования удовлетворяются, то спор не возникает, поскольку разногласия урегулированы. В том случае, когда требования полностью или частично отклоняются или не сообщается в установленный срок о принятом решении, может возникать коллективный трудовой спор.
Моментом начала коллективного трудового спора является день начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 ТК своего решения.
При возникновении коллективного трудового спора ни одна из сторон не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах. Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, гос. орган по урегулированию коллект. труд. споров обязаны использовать все предусмотренные зак-вом возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.
Не позднее 3 рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора создается примирительная комиссия, которая формируется из представителей сторон на равной (паритетной) основе, о чем издается соответствующий приказ работодателя и принимается решение представителем работников. В срок до 5 рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) спор должен быть рассмотрен, но по взаимному согласию сторон указанный срок может быть продлен, что оформляется соответствующим протоколом.
Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, имеет для них обязательную силу. Оно оформляется протоколом и исполняется в том порядке и в те сроки, которые будут установлены в решении. При недостижении соглашения стороны составляют протокол разногласий и продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. В течение 3 рабочих дней после составления протокола разногласий стороны спора могут сами пригласить посредника либо по рекомендации гос. органа по урегулированию колл. труд. споров. Если стороны в этот срок не достигли соглашения по кандидатуре посредника, они приступают к созданию трудового арбитража.
Рассмотрение спора с участием посредника осуществляется в срок до 7 рабочих дней с момента его приглашения и завершается принятием согласованного решения или составлением протокола разногласий. Таким образом, посредник не дает обязательных решений или даже рекомендаций, он предлагает варианты примирения для выхода на соглашение, а стороны выбирают и принимают согласованное решение. В противном случае стороны составляют протокол разногласий и приступают к созданию трудового арбитража.
Трудовой арбитраж — временно действующий орган по рассмотрению колл. труд. спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательности выполнения его решений. Трудовой арбитраж создается сторонами спора и гос. органом по урегулированию колл. труд. споров не позднее 3 рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирит. комиссией или посредником, а спор рассматривается с момента его создания с участием сторон спора в срок до 5 рабочих дней. Решение трудового арбитража по урег-нию колл. труд. спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.
Когда в соответствии с ч. 1 и 2 ст.413 ТК в целях разрешения колл. труд. спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу. При этом если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает соответствующий гос.орган по урегулированию колл. труд.споров.
В случае уклонения одной из сторон спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж (ст. 406 ТК). В случаях уклонения работодателей (их представителей) от создания труд. арбитража или отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда забастовка не может быть проведена.
В ТК предусмотрены гарантии для членов примирительной комиссии, трудовых арбитров, представителей работников. Члены примирительной комиссии, трудовые арбитры на время участия в разрешении коллективного трудового спора освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение одного года.
Участвующие в разрешении коллективного трудового спора представители работников, их объединений не могут быть в период разрешения коллективного трудового спора подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя без предварительного согласия уполномочивающего их на представительство органа (ст. 405).
Действия сторон колл. труд. спора, соглашения и решения, принимаемые в связи с разрешением этого спора, оформляются протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку.
Соглашения, достигнутые сторонами спора в ходе его разрешения, имеют обязательную силу для сторон. Эти соглашения оформляются в письменной форме и контролируются сторонами коллективного трудового спора.
При всей значимости примирительных процедур в разрешении споров они не всегда приводят к положительному результату. Возможна ситуация, когда спор не разрешен, и последним средством, к которому могут прибегнуть работники,- это забастовка.
- Предмет трудового права
- Метод трудового права
- Система трудового права
- Источники трудового права
- Локальное регулирование трудовых отношений
- Единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений
- Принципы трудового права
- Субъекты трудового права
- Физические лица как субъекты трудового права
- Права и обязанности работников
- Работодатель как субъект трудового права
- Права и обязанности работодателя
- Профсоюзы как субъекты трудового права
- Глава II “Основные права профсоюзов” (ст. 11–23) предусматривает следующие права:
- Система правоотношений в трудовом праве
- Понятие, субъекты и содержание трудового правоотношения
- Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений
- Правоотношения по трудоустройству и занятости
- Правоотношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации
- Правоотношения по материальной ответственности сторон трудового договора
- Правоотношения по разрешению трудовых споров
- Понятие, стороны и значение социального партнерства
- Основные принципы социального партнерства
- Понятие и формы социального партнерства
- Понятие и уровни социального партнерства
- Понятие, структура и содержание коллективного договора
- Порядок заключения коллективного договора
- Понятие и виды соглашений
- Участие работников в управлении организацией
- Ответственность сторон социального партнерства (гл. 9 тк рф)
- Гарантии прав профсоюзов
- Отграничение трудового права от смежных отраслей права
- Коллективные переговоры
- Права профессиональных союзов
- Действие коллективного договора
- Понятие занятости. Круг граждан, считающихся занятыми
- Правовой статус безработного
- Пособие по безработице
- Понятие и стороны трудового договора, его отличие от гражданско-правовых договоров о труде
- Содержание трудового договора
- Общий порядок заключения трудового договора
- Испытание при приеме на работу
- Виды трудовых договоров
- Понятие и виды переводов на другую работу
- Временные переводы на другую работу
- Общая характеристика оснований прекращения трудового договора
- Расторжение трудового договора согласно ст. 80 тк по инициативе работника (по собственному желанию).
- Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по ст. 81 тк.
- Основания прекращения трудового договора по инициативе третьих лиц (органов), не являющихся стороной трудового договора, или по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
- Расторжение трудового договора по инициативе работника
- Расторжение трудового договора по инициативе работодателя при отсутствии виновных действий работника
- Основания, условия и порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия работника
- Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
- Порядок увольнения работника и производство расчета. Выходные пособия
- Защита персональных данных работника
- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Глава 31.
- Ученический договор
- Понятие и виды рабочего времени
- Часть 3 ст.91 обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
- Режим и учет рабочего времени
- Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени
- 45 Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
- Порядок привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни
- Понятие и виды времени отдыха
- Ежегодные основные оплачиваемые отпуска и порядок их предоставления
- Дополнительные отпуска и порядок их предоставления
- Отпуска без сохранения заработной платы
- Понятие и функции заработной платы, методы ее правового регулирования
- Тарифная система
- Формы и системы заработной платы
- Основные государственные гарантии по оплате труда
- Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда
- Нормирование труда
- Понятие и случаи предоставления гарантий и компенсаций
- Гарантии при направлении работников в служебные командировки и переезде на работу в другую местность
- Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
- Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
- Понятие и значение дисциплины труда, методы ее обеспечения
- Поощрения за труд и порядок их применения
- Дисциплинарная ответственность работников
- Дисциплинарные взыскания и порядок их применения
- Материальная ответственность работников
- Материальная ответственность работодателя
- Определение размера материального ущерба и порядок его взыскания
- Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
- Обязанности работника в области охраны труда
- Организация охраны труда
- Расследование и учет несчастных случаев на производстве
- Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
- Понятие и виды трудовых споров, причины их возникновения
- Порядок организации и деятельности комиссии по трудовым спорам
- Индивидуальные трудовые споры, рассматриваемые в судах
- Исковые и процессуальные сроки, исполнение решений ктс и суда по индивидуальным трудовым спорам
- Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
- Порядок организации и проведения забастовки
- Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями
- Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет
- Особенности регулирования труда руководителя организации
- Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
- Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах
- Особенности труда лиц, работающих вахтовым методом
- Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей – физических лиц
- Особенности труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев
- Глава 45. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор
- Особенности регулирования труда педагогических работников
- Особенности регулирования труда дипломатических работников
- Особенности регулирования труда спортсменов
- Особенности труда работников религиозных организаций