Организация охраны труда
Статья 216. Государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Часть вторая утратила силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 № 90-ФЗ.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 216.1. Государственная экспертиза условий труда
Государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:
качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;
фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.
Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать для осуществления экспертизы любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц);
запрашивать и безвозмездно получать необходимые для осуществления экспертизы документы и другие материалы;
проводить соответствующие наблюдения, измерения и расчеты с привлечением в случае необходимости исследовательских (измерительных) лабораторий, аккредитованных в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:
составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации;
обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях;
обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.
Статья 217. Служба охраны труда в организации
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Статья 218. Комитеты (комиссии) по охране труда
По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда. В их состав на паритетной основе входят представители работодателя и представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Комитет (комиссия) по охране труда организует совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда.
- Предмет трудового права
- Метод трудового права
- Система трудового права
- Источники трудового права
- Локальное регулирование трудовых отношений
- Единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений
- Принципы трудового права
- Субъекты трудового права
- Физические лица как субъекты трудового права
- Права и обязанности работников
- Работодатель как субъект трудового права
- Права и обязанности работодателя
- Профсоюзы как субъекты трудового права
- Глава II “Основные права профсоюзов” (ст. 11–23) предусматривает следующие права:
- Система правоотношений в трудовом праве
- Понятие, субъекты и содержание трудового правоотношения
- Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений
- Правоотношения по трудоустройству и занятости
- Правоотношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации
- Правоотношения по материальной ответственности сторон трудового договора
- Правоотношения по разрешению трудовых споров
- Понятие, стороны и значение социального партнерства
- Основные принципы социального партнерства
- Понятие и формы социального партнерства
- Понятие и уровни социального партнерства
- Понятие, структура и содержание коллективного договора
- Порядок заключения коллективного договора
- Понятие и виды соглашений
- Участие работников в управлении организацией
- Ответственность сторон социального партнерства (гл. 9 тк рф)
- Гарантии прав профсоюзов
- Отграничение трудового права от смежных отраслей права
- Коллективные переговоры
- Права профессиональных союзов
- Действие коллективного договора
- Понятие занятости. Круг граждан, считающихся занятыми
- Правовой статус безработного
- Пособие по безработице
- Понятие и стороны трудового договора, его отличие от гражданско-правовых договоров о труде
- Содержание трудового договора
- Общий порядок заключения трудового договора
- Испытание при приеме на работу
- Виды трудовых договоров
- Понятие и виды переводов на другую работу
- Временные переводы на другую работу
- Общая характеристика оснований прекращения трудового договора
- Расторжение трудового договора согласно ст. 80 тк по инициативе работника (по собственному желанию).
- Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по ст. 81 тк.
- Основания прекращения трудового договора по инициативе третьих лиц (органов), не являющихся стороной трудового договора, или по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
- Расторжение трудового договора по инициативе работника
- Расторжение трудового договора по инициативе работодателя при отсутствии виновных действий работника
- Основания, условия и порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия работника
- Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
- Порядок увольнения работника и производство расчета. Выходные пособия
- Защита персональных данных работника
- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Глава 31.
- Ученический договор
- Понятие и виды рабочего времени
- Часть 3 ст.91 обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
- Режим и учет рабочего времени
- Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени
- 45 Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
- Порядок привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни
- Понятие и виды времени отдыха
- Ежегодные основные оплачиваемые отпуска и порядок их предоставления
- Дополнительные отпуска и порядок их предоставления
- Отпуска без сохранения заработной платы
- Понятие и функции заработной платы, методы ее правового регулирования
- Тарифная система
- Формы и системы заработной платы
- Основные государственные гарантии по оплате труда
- Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда
- Нормирование труда
- Понятие и случаи предоставления гарантий и компенсаций
- Гарантии при направлении работников в служебные командировки и переезде на работу в другую местность
- Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
- Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
- Понятие и значение дисциплины труда, методы ее обеспечения
- Поощрения за труд и порядок их применения
- Дисциплинарная ответственность работников
- Дисциплинарные взыскания и порядок их применения
- Материальная ответственность работников
- Материальная ответственность работодателя
- Определение размера материального ущерба и порядок его взыскания
- Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
- Обязанности работника в области охраны труда
- Организация охраны труда
- Расследование и учет несчастных случаев на производстве
- Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
- Понятие и виды трудовых споров, причины их возникновения
- Порядок организации и деятельности комиссии по трудовым спорам
- Индивидуальные трудовые споры, рассматриваемые в судах
- Исковые и процессуальные сроки, исполнение решений ктс и суда по индивидуальным трудовым спорам
- Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
- Порядок организации и проведения забастовки
- Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями
- Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет
- Особенности регулирования труда руководителя организации
- Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
- Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах
- Особенности труда лиц, работающих вахтовым методом
- Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей – физических лиц
- Особенности труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев
- Глава 45. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор
- Особенности регулирования труда педагогических работников
- Особенности регулирования труда дипломатических работников
- Особенности регулирования труда спортсменов
- Особенности труда работников религиозных организаций