Понятие и виды трудовых споров, причины их возникновения
Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров – это важнейшая форма самозащиты работниками своих трудовых прав, когда они, считая свои интересы нарушенными, обращаются в юрисдикционный орган. Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения в сфере труда, являющиеся непосредственным поводом спора. Когда действия обязанного субъекта были законными, а другой субъект считает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудовой спор, хотя правонарушения нет. Есть или нет трудовое правонарушение – это устанавливает юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор. Само трудовое правонарушение нельзя еще считать трудовым спором, а различная его оценка субъектами является разногласием, которое субъекты могут решить сами. Такое разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор лишь в том случае, если оно не урегулировано самими сторонами и поэтому вынесено на рассмотрение юрисдикционного органа, т.е. оспорено действие (бездействие) обязанного субъекта, нарушившего трудовое право другого.
Работник может самостоятельно или с участием представляющего его интересы профкома урегулировать разногласие при непосредственных переговорах с администрацией. Трудовой спор возникает, когда разногласие переносится на разрешение юрисдикционного органа. Трудовой спор может возникнуть и без правонарушения, если субъект трудового права (работник, профком, трудовой коллектив) обращается в юрисдикционный орган, оспаривая отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социально-экономические условия труда и быта.
Следовательно, трудовыми спорами называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условии труда. Это понятие показывает отличие трудовых споров от разногласий, решаемых самими спорящими сторонами, и указывает, что трудовые споры возникают не только из трудового правоотношения, но и из иных непосредственно связанных с ним правоотношений, в том числе из правоотношений коллективного организационно-управленческого характера.
Трудовой кодекс РФ теперь закрепляет понятие индивидуального трудового спора в ст. 381. Во второй ее части также указывается, что индивидуальным трудовым спором будет и спор между работодателем и лицом, состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. В ранее же данном нами понятии все указанные во второй части ст. 381 лица – это субъекты трудового права, так как уволенный работник – это субъект правоотношений по трудовому спору о восстановлении на работе, а лицо, обжалующее отказ в приеме, тоже субъект правоотношения по трудоустройству.
В ст. 37 Конституции РФ признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право па забастовку. Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, что решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти положения Конституции РФ являются основой порядка разрешения всех трудовых споров.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельностив ст. 23 предусматривает право профсоюзов на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров, а для защиты социально-трудовых прав профсоюзы могут создавать юридические службы и консультации. Гарантируется судебная защита прав профсоюзов (ст. 29). Профсоюзы вправе участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14), имеют право на организацию и проведение в соответствии с Федеральным законом забастовок, собраний, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других коллективных действий, используя их как средство зашиты социально-трудовых прав и интересов работников.
Трудовые споры часто смешивают со спорами о пенсиях, пособиях и услугах, а также спорами из процедурных правоотношений по их назначению, что не относится к отрасли трудового права, а принадлежит к отрасли права социального обеспечения. Трудовые споры – это споры из правоотношений сферы действия трудового законодательства. Ими оспариваются в юрисдикционном органе разногласия по трудовым правам и исполнению трудовых обязанностей. Федеральный закон от 20 октября 1995 г. “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” и глава 60 ТК уже в своем названии предусматривает трудовые споры, порядок разрешения которых устанавливается ими для зашиты индивидуальных или коллективных трудовых прав. Трудовой спор – это спор о реализации права, предусмотренного трудовым законодательством, коллективными и другими договорами о труде или об установлении нового трудового субъективного или коллективного права (неисковые споры).
Все трудовые споры можно классифицировать по трем основаниям: по спорящему субъекту, по характеру спора, по виду спорного правоотношения.
По спорящему субъекту все трудовые споры делятся на индивидуальные и коллективные. В индивидуальных спорах оспариваются и защищаются субъективные права конкретного работника, его законный интерес, в коллективных спорах – права, полномочия и интересы всего трудового коллектива (или его части), права профкома как представителя работников данного производства по вопросам труда, быта, культуры. В коллективных спорах, защищаются и права трудовых коллективов, их жизненные интересы от волевого диктата административно-управленческого аппарата, в том числе министерства, ведомства как вышестоящего органа управления данным трудовым коллективом. Коллективные споры могут возникнуть из трех правоотношений: работников организации с работодателем, его администрацией, включая и вышестоящий орган управления; профкома с администрацией; появившихся в последние годы социально-партнерских правоотношений представителей работников и работодателей с участием органов власти на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровне. Поэтому коллективные споры делятся по субъекту на споры коллектива работников организации с работодателем и споры профкома с работодателем, а также споры по партнерским соглашениям.
По характеру спора все трудовые споры подразделяются на два вида:
1) споры о применении норм трудового законодательства, в которых защищается и восстанавливается нарушенное право работника или профсоюза или права коллектива работников;
2) споры об установлении новых или изменении существующих социально-экономических условий труда и быта, не урегулированных законодательством, которые могут возникать из трудового правоотношения, – об установлении работнику в локальном порядке новых условий труда (нового срока отпуска по графику отпусков, нового тарифного разряда).
По правоотношениям, из которых может возникнуть спор, все трудовые споры делятся на:
1) споры из трудовых правоотношений (их абсолютное большинство);
2) споры из правоотношений по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор);
3) споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда;
4) споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации работников на производстве;
5) споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятию;
6) споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права трудиться;
7) споры из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда, быта, культуры;
8) споры из правоотношений коллектива работников с работодателем;
9) споры из социально-партнерских правоотношений на четырех более высоких уровнях.
Классификация трудовых споров по трем указанным основаниям необходима для того, чтобы по каждому трудовому спору правильно определить его подведомственность (индивидуальный это или коллективный спор, о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, изменении существующих, и из какого правоотношения он возник).
Причины и условия трудовых споров хотя и связанные категории, но их надо различать.
Причины трудовых споров – это негативные факторы, которые вызывают различную оценку спорящими сторонами осуществления субъективного трудового права или исполнения трудовой обязанности.
Условия возникновения трудовых споров – это факторы, которые способствуют большему количеству трудовых споров по одним и тем же вопросам или значительно обостряют возникший спор. Но без причин сами условия не вызывают трудовой спор.
Служба по урегулированию коллективных трудовых споров “выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению” (ст. 1 Закона о коллективных трудовых спорах), что направлено на устранение как причин, так и условий трудовых споров и их профилактику. Причинами трудовых споров являются следующие два субъективных негативных фактора (черты) спорящих сторон (или их представителей в коллективном споре), в результате которых по-разному оцениваются фактические обстоятельства, действия:
1) отставание индивидуального сознания от общественного, отклонение его от норм общеустановленной морали (не только со стороны представителей администрации, органов управления, но и отдельных работников, нарушающих трудовую и производственную дисциплину, небрежно относящихся к вверенному имуществу предприятия, требующих не заработанной оплаты или не полагающихся им благ);
2) незнание или плохое знание трудового законодательства как отдельными руководителями производства, так и многими работниками и их представителями, т.е. низкая правовая культура, правосознание.
Условия трудовых споров носят по отношению к спорящей стороне объективный характер, отражающий недостатки в работе конкретного производства, отрасли или недостатки и пробелы трудового законодательства. Условия трудовых споров могут быть двух видов: производственного и правового характера. Они связаны с организацией производства или правотворчества – принятием норм права, поэтому-то по отношению к спорящей стороне существуют объективно в нашей жизни. В настоящее время с переходом к рыночным отношениям появилась и третья, но уже объективная причина – это возникший и продолжающийся тяжелый кризис нашего народного хозяйства, производства.
Условия производственного характера отражают недостатки в организации труда и работы на данном производстве, в отрасли, например неритмичность работы или плохую организацию труда. В юридических вузах США, Англии и других стран изучается теория конфликтов (конфликтология), в США есть социальные центры по изучению и разрешению конфликтов, в которых подготавливают менеджеров по конфликтам.
Условия трудовых споров правового характера – это такие имеющиеся еще недостатки в правотворчестве, в принятии, создании трудового законодательства, как не совсем ясная и четкая формулировка отдельных норм или пробелы в законодательстве, позволяющие по-разному их толковать спорящими сторонами; определенное отставание отдельных норм законодательства от бурно развивающейся практики организации труда и распределения.
Если причины трудовых споров отсутствуют, то даже при наличии указанных условий (обстоятельств) трудовой спор не возникает. Профилактика трудовых правонарушений, т.е. предупреждение с учетом конкретных условий и личности работника,– это одновременно и профилактика трудовых споров, обязанность для администрации, профсоюзных органов и юридических служб предприятия.
- Предмет трудового права
- Метод трудового права
- Система трудового права
- Источники трудового права
- Локальное регулирование трудовых отношений
- Единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений
- Принципы трудового права
- Субъекты трудового права
- Физические лица как субъекты трудового права
- Права и обязанности работников
- Работодатель как субъект трудового права
- Права и обязанности работодателя
- Профсоюзы как субъекты трудового права
- Глава II “Основные права профсоюзов” (ст. 11–23) предусматривает следующие права:
- Система правоотношений в трудовом праве
- Понятие, субъекты и содержание трудового правоотношения
- Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений
- Правоотношения по трудоустройству и занятости
- Правоотношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации
- Правоотношения по материальной ответственности сторон трудового договора
- Правоотношения по разрешению трудовых споров
- Понятие, стороны и значение социального партнерства
- Основные принципы социального партнерства
- Понятие и формы социального партнерства
- Понятие и уровни социального партнерства
- Понятие, структура и содержание коллективного договора
- Порядок заключения коллективного договора
- Понятие и виды соглашений
- Участие работников в управлении организацией
- Ответственность сторон социального партнерства (гл. 9 тк рф)
- Гарантии прав профсоюзов
- Отграничение трудового права от смежных отраслей права
- Коллективные переговоры
- Права профессиональных союзов
- Действие коллективного договора
- Понятие занятости. Круг граждан, считающихся занятыми
- Правовой статус безработного
- Пособие по безработице
- Понятие и стороны трудового договора, его отличие от гражданско-правовых договоров о труде
- Содержание трудового договора
- Общий порядок заключения трудового договора
- Испытание при приеме на работу
- Виды трудовых договоров
- Понятие и виды переводов на другую работу
- Временные переводы на другую работу
- Общая характеристика оснований прекращения трудового договора
- Расторжение трудового договора согласно ст. 80 тк по инициативе работника (по собственному желанию).
- Расторжение трудового договора по инициативе работодателя по ст. 81 тк.
- Основания прекращения трудового договора по инициативе третьих лиц (органов), не являющихся стороной трудового договора, или по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
- Расторжение трудового договора по инициативе работника
- Расторжение трудового договора по инициативе работодателя при отсутствии виновных действий работника
- Основания, условия и порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия работника
- Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
- Порядок увольнения работника и производство расчета. Выходные пособия
- Защита персональных данных работника
- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников
- Глава 31.
- Ученический договор
- Понятие и виды рабочего времени
- Часть 3 ст.91 обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
- Режим и учет рабочего времени
- Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени
- 45 Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени.
- Порядок привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни
- Понятие и виды времени отдыха
- Ежегодные основные оплачиваемые отпуска и порядок их предоставления
- Дополнительные отпуска и порядок их предоставления
- Отпуска без сохранения заработной платы
- Понятие и функции заработной платы, методы ее правового регулирования
- Тарифная система
- Формы и системы заработной платы
- Основные государственные гарантии по оплате труда
- Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда
- Нормирование труда
- Понятие и случаи предоставления гарантий и компенсаций
- Гарантии при направлении работников в служебные командировки и переезде на работу в другую местность
- Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
- Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора
- Понятие и значение дисциплины труда, методы ее обеспечения
- Поощрения за труд и порядок их применения
- Дисциплинарная ответственность работников
- Дисциплинарные взыскания и порядок их применения
- Материальная ответственность работников
- Материальная ответственность работодателя
- Определение размера материального ущерба и порядок его взыскания
- Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
- Обязанности работника в области охраны труда
- Организация охраны труда
- Расследование и учет несчастных случаев на производстве
- Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства
- Понятие и виды трудовых споров, причины их возникновения
- Порядок организации и деятельности комиссии по трудовым спорам
- Индивидуальные трудовые споры, рассматриваемые в судах
- Исковые и процессуальные сроки, исполнение решений ктс и суда по индивидуальным трудовым спорам
- Понятие и порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
- Порядок организации и проведения забастовки
- Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями
- Особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет
- Особенности регулирования труда руководителя организации
- Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
- Особенности регулирования труда работников, занятых на сезонных работах
- Особенности труда лиц, работающих вахтовым методом
- Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей – физических лиц
- Особенности труда работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев
- Глава 45. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор
- Особенности регулирования труда педагогических работников
- Особенности регулирования труда дипломатических работников
- Особенности регулирования труда спортсменов
- Особенности труда работников религиозных организаций