Авторские права юридических лиц
Наряду с физическими лицами обладателями авторских прав на произведения науки, литературы и искусства по российскому законодательству выступают юридические лица. Если последние являются правопреемниками создателей произведений, их возможность быть носителями авторских прав не вызывает никаких сомнений. Так, юридическое лицо может приобрести отдельные авторские правомочия по договору с автором, в силу того, что произведение создано автором в порядке выполнения служебного задания, авторское право может перейти к юридическому лицу по завещанию автора и т. д. Во всех этих случаях юридическое лицо становится обладателем производного авторского права, которое первоначально возникло на стороне автора, но перешло к юридическому лицу по указанным в законе основаниям.
Вопрос о том, может ли юридическое лицо быть обладателем первоначального авторского права, т. е. приобретать права на произведение посредством своих собственных действий, долгие годы оставался в советской науке авторского права спорным. Многие ученые, основываясь на тех положениях советского авторского законодательства, в соответствии с которыми авторские права на научные сборники, словари, энциклопедические издания, журналы, кинофильмы и т. п. возникали у выпустивших их в свет организаций, полагали, что авторское право юридических лиц возникает в результате их творческой деятельности, необходимой для объединения самостоятельных произведений отдельных авторов в единое целое произведение. Иными словами, они считали, что юридические лица являлись полноценными обладателями первоначального авторского права, что и находило прямое отражение в авторском законодательстве.
По мнению других ученых, юридическое лицо по самой своей природе не может стать субъектом первоначального авторского права. Они исходили из того, что творить, создавать новое могут лишь живые люди. Поэтому как бы ни повлияло юридическое лицо на создание произведения, само создание произведения является делом отдельных физических лиц. Выявить же какую-либо особую творческую деятельность юридического лица, не охватываемую творчеством конкретных физических лиц, невозможно. Правомерно лишь говорить об организационной деятельности юридического лица, о создании им материальной базы для творчества физических лиц и т.д., однако указанные действия не являются основанием для признания за юридическим лицом первоначального авторского права . Поэтому, с их точки зрения, наделение некоторых юридических лиц авторскими правами первоначального характера являлось не более чем законодательным приемом, преследующим определенные цели. Так, конструкция первоначального авторского права юридического лица способствовала устранению правовой неопределенности, возникающей в силу отсутствия обладателя авторского права на все произведение, в частности облегчала использование произведений. Данное объяснение представляется достаточно убедительным. Большой, а иногда и недостаточно определенный круг лиц, внесших творческий вклад в создание сложного составного произведения вкупе с отсутствием правовых отношений между конкретными авторами, участвовавшими в его создании, делают целесообразным признание обладателем авторского права на произведение в целом одного лица. В самом деле, это лицо (киностудия, научно-исследовательская организация, издательство и т.п.) лишь условно может быть признано автором произведения, так как в действительности его творцами являются конкретные физические лица. Однако такой юридический прием, являющийся своеобразной юридической фикцией, был вполне оправдан по изложенным выше соображениям.
Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”, однако, вообще отказался от данной юридической конструкции. В качестве авторов произведений им признаются лишь физические лица, творческим трудом которых они созданы (ст. 1). Такой подход, безусловно, более точно отражает действительное положение дел, но насколько он согласуется с потребностями практики, покажет будущее. Во всяком случае, можно констатировать, что с точки зрения действующего авторского законодательства у таких составных произведений, как энциклопедии, продолжающиеся сборники научных трудов, периодические издания и т. п., вообще нет авторов, а авторами аудиовизуальных произведений признаны не все лица, внесшие творческий вклад в их создание, а только режиссер-постановщик, сценарист и композитор (ст. 11,13 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”). Практическое значение данной проблемы, однако, во многом снимается благодаря тому, что исключительные права на использование рассматриваемых произведений по-прежнему признаются за их издателями и изготовителями.
Вместе с тем следует иметь в виду, что авторство российских юридических лиц на некоторые виды произведений, которое возникло на основе ранее действовавшего законодательства, по-прежнему охраняется законом и должно уважаться всеми третьими лицами. Кроме того, в качестве авторов произведений на территории Российской Федерации могут выступать иностранные юридические лица, если законодательство соответствующей страны (например, США) признает за ними такую возможность.
- Конспект лекций По дисциплине «Защита интеллектуальной собственности»
- Содержание.
- Аннотация.
- Лекция №1. Результаты интеллектуальной деятельности как объекты правовой охраны. Понятие авторского права. Источники авторского права.
- Лекция №2. Объекты авторского права. Срок действия авторского права.
- Срок действия авторского права
- Лекция №3. Субъекты авторского права, Переход авторского права по наследству.
- Охрана прав несовершеннолетних и недееспособных авторов
- Авторские права юридических лиц
- Иностранные авторы
- Соавторство
- Наследники и иные правопреемники
- Лекция №4. Содержание субъективного авторского права.
- Право авторства
- Право на авторское имя
- Право на защиту репутации автора
- Право на обнародование произведения и на его отзыв
- Право на опубликование
- Лекция №5. Имущественные права авторов и их ограничение.
- Право на воспроизведение и право доступа
- Право на публичный показ и право на публичное исполнение
- Право на передачу в эфир и право на сообщения для всеобщего сведения по кабелю
- Право на перевод и право на переработку произведения
- Иные права авторов
- Лекция №6. Защита права собственности и смежных прав. Правовая охрана эвм.
- Правовая охрана эвм.
- Лекция №7. Объекты патентного права.
- Лекция №8. Понятие и признаки полезной модели, промышленного образца.
- Новизна
- Промышленная применимость
- Понятие и признаки промышленного образца
- Новизна
- Оригинальность
- Промышленная применимость
- Лекция №9. Права патентообладателя.
- Лекция №10. Оформление патентных прав.
- Лекция №11. Защита прав изобретателей и патентообладателей.
- Лекция №12. Правовая охрана товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товара.
- Лекция №13. Правовая охрана фирменных наименований.
- Так, иск о признании права на коммерческую тайну может быть использован тогда, когда список используемой литературы.