logo search
УМП Правоведение

4. Форма государства

Под формой государства понимается организация государственной власти, устройство государства в целом.

Каждое государство существует в определенной конкретной форме, называемой формой государства, которая включает в себя: а) форму правления; б) государственный режим, в) государственно-территориальное устройство.

1. Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и рас­пределения компетенции между ними.

В настоящее время в мире существуют две основные формы правления: монархия и республика

Монархия это такая форма правления, при которой вер­ховная государственная власть осуществляется единолично и пе­реходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы правления являются:

- существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);

- наследственный порядок преемственности верховной власти;

- представительство государства монархом по своему усмот­рению;

- юридическая безответственность монарха.

Абсолютная монархия — это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было. (Например, Российская империя времен Петра I, французская монархия времен Людо­вика XIV).

Ограниченная монархия бывает двух видов:

Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию.

Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Испания, Норвегия, Швеция, др.)

Парламентарная монархия характеризуется следующими основными признаками:

- правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

- лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;

- в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;

- законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;

- правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом.

Республика это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными ор­ганами, избираемыми населением на определенный срок. Общие признаки республики:

- существование единоличного и коллегиального главы госу­дарства;

- выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

- осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

- юридическая ответственность главы государства в случаях предусмотренных законом;

- обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

- взаимная ответственность личности и государства.

Парламентарная республика. Главой государства является выборное должностное лицо — президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер. Правительство, возглавляемое премьер-министром, формируется и работает в том случае, если оно располагает поддержкой парламента, перед которым несет политическую ответственность.

Признаки парламентской республики:

- верховенство власти парламента;

- правительство формируется ставленником партии, победившей на парламент­ских выборах;

- члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность;

- правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев;

- парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, после чего правительство обязано уйти в отставку;

- контроль исполнительной власти.

Парламентарная форма республиканского правления пред­ставляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия челове­ческого общежития, основанного на началах правовой законности.

Президентская республика, ее признаки:

– появляется фактическое разделение властей;

– парламент приобретает автономию, то есть никто не может прекратить его деятельность;

– президент возглавляет подконтрольное ему правительство, состав которого, по его представлению, утверждается парламентом;

– глава государства – главнокомандующий вооруженными силами;

– президент представляет государство вне страны.

2. Форма государственного устройстваэто административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

На сегодняшний день выделяются следующие формы государственного устройства

Унитарное государство – это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки:

–  единая система высших органов представительной, исполнительной и судебной власти;

– одна конституция, одна система законодательства, одна финансовая, налоговая система, единые вооруженные силы;

– составными частями государства на местах (области, воеводства, департаменты) являются местные органы, не обладающие признаками суверенитета.

Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в единое союзное государство.

Признаки:

- территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов;

- верховная законодательная, испол­нительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией;

- субъекты федерации обладают правом принятия собствен­ной конституции, имеют собственные высшие законодательные, исполни­тельные и судебные органы;

- в большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц;

- при федеральном государственном устройстве в парламен­те имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации.

Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной мере определяют характер, со­держание и структуру государственного устройства.

Конфедерацияэто объединение государств, как правило, на договорной основе для достижения определенных целей, позволяющее создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Конфедерация представляет собой государственно-правовое объединение, союз суверенных государств.

Признаки:

- конфедерация не имеет общих законодательных, исполнительных и судебных органов, характерных для федерации;

- конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов и единого государственного бюджета. Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации;

- конфедерация сохраняет гражданство тех госу­дарств, которые находятся во временном союзе, хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен;

- конфедеративные государства недолговечны. Они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации. История знает и те, и другие примеры: Германский союз (1815—1867 гг.), Швейцарский союз (1815—1848), Австро-Венгрия (1867—1918); и — классический пример — Соединенные Штаты Америки. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781 году (статьями конфедерации), в 1787 году образовалась федерация, закрепленная Конституцией США, действующей по настоящее время.

Конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

3. Политический режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Политический режим может быть демократическим и антидемократическим (тоталитарным, авторитарным, расист­ским). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осу­ществления государственной власти.

Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками:

- подавление личности, отсутствие реальных прав и свобод;

- полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами общественной жизни. В таком госу­дарстве устанавливается диктатура одной партии, которая факти­чески осуществляет все государственные функции, обладая полно­мочиями, не ограниченными никакими законами;

- огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских и творческих объединений, технических, спортивных и других обществ).

- примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.

- игнорирование ин­тересов национальных государственных образований, особенно на­циональных меньшинств. В тоталитарном государстве члены наци­ональной федерации практически лишены самостоятельности в ре­шении своих внутренних дел, в осуществлении внешней политики, поскольку эти вопросы находятся полностью в компетенции цент­ральных властей.

- преследование за религиозные и иные официально не принятые убеждения. Оно полностью отрицает религиозное мировоззре­ние или отдает предпочтение одной из религий, запрещая и подав­ляя все неугодные ему религиозные течения.

Демократические режимы складываются в правовых государ­ствах. Они характеризуются такими методами осуществления госу­дарственной власти, которые реально обеспечивают свободное раз­витие личности, фактическую защищенность ее законных прав и интересов. Режим демократического государства выра­жается в следующем:

- свобода личности в сфере экономической деятельности, которая составляет основу материального благополучия общества;

- гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мне­ние о политике государства, активно участвовать в различных культурных, научных, профессиональных и других общественных организациях;

- эффективный механизм воздействия населения страны на власть (через избирательную систему, контроль из­бирателей за деятельностью государственных органов);

- ре­альное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- учёт интересов большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения;

- демократические методы государственного вла­ствования позволяют преодолевать возникающие социальные про­тиворечия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения;

- правовые основы жизни общества, которые бази­руются на законах, отражающих объективные потребности развития личности и общества, поэтому они обеспечивают стабиль­ный правопорядок, низкий уровень преступности, способствуют более спокойному разрешению конфликтов между государством и личностью.

Вопросы и задания по теме:

1. Дайте определение понятия «государство».

2. Перечислите основные признаки государства.

3. Является ли государственная символика обязательным признаком государства? Какие факультативные признаки знаете?

4. В чем целесообразность принципа верховенства государственной власти?

5. Какие формы государства существуют?

Правовые акты и литература:

1. Алексеев С.С. Теория государства и права. 2-е изд. М., 2002.

2. Бабаев В.К. Теория государства и права. М., 1999.

3. Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.

4.Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000.

5. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.

6. Кашанин А.В., Кашанина Т.В. Основы российского права. М., 2001.

7. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учеб. пособие. М., 1999.

8. Марченко М.Н. Теория государства и права. Элементарный курс: учеб. пособие. М., 2003.

9. Основы права: учебник. /под ред. В.В. Лазарева. М., 2002.

10. Правоведение: учебник для не юрид. вузов /под ред. О.Е. Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

11. Раянов Ф.М., Минниахметов Р.Г., Пономарёв Д.А. Право и законность в демократическом обществе. М., 2004.

12. Теория государства и права: курс лекций /под ред. проф. А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

13. Ушаков Н.А. Государство в системе международно-правового регулирования. М., 1997.