3. Международные организации в борьбе с преступностью
В условиях постоянного роста преступности международное сообщество вынуждено координировать вопросы борьбы с преступностью в рамках межправительственных и неправительственных организаций. На универсальном уровне этими вопросами призвана заниматься ООН. Ст. 3 Устава ООН закрепляет необходимость международного сотрудничества в решении проблем социального и гуманитарного характера, в том числе и борьбу с преступностью. В эту работу включены ее главные, вспомогательные органы и ряд специализированных учреждений.
Ведущую роль при этом играет Генеральная Ассамблея ООН. На ее сессиях рассматривались проблемы предупреждения преступности до конца 20 века, смертной казни, взаимосвязи преступности и социальных изменений, принимались конвенции по борьбе с международным терроризмом, незаконным распространением наркотиков и другими международными уголовными преступлениями, а также создавались специальные комитеты и органы по борьбе с ними.
Совет Безопасности ООН рассматривает названные вопросы в связи с жалобами государств о совершении конкретных преступлений и актов агрессии.
В Секретариате ООН имеется специальное подразделение «Сектор ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию», который в пределах своей компетенции занимается профилактической работой и готовит рекомендации Генеральному Секретарю ООН и секретариату. Генеральный Секретарь выступает с докладами на сессиях Генеральной Ассамблеей ООН.
Особо следует отметить деятельность Комиссии международного права ООН, которая призвана содействовать прогрессивному развитию международного права и его кодификации. В ее состав входят 34 члена, избираемые на 5 лет Генеральной Ассамблеей ООН.
Международный Суд ООН рассматривает конкретные дела.
Работа по координации сотрудничества государств по борьбе с преступностью возложена на ЭКОСОС. В его системе функционирует ряд специальных вспомогательных органов. К ним относятся Комиссия по правам человека. Комиссия по наркотическим средствам, Комиссия по международному терроризму, Подкомиссия по незаконной торговле наркотиками, Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней. Решением Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1991 г. Комитет прекратил свое существование и вместо него была создана Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию в качестве новой функциональной комиссии ЭКОСОС.
Свой вклад в борьбу с международной преступностью вносят региональные исследовательские институты и центры ООН, дислоцирующиеся в Риме, Хельсинки, Каире, Токио, Коста-Рика.
Ряд специализированных учреждений ООН в пределах своих функций ведет борьбу с преступностью. Среди них ИКАО, ИМО, МОТ, ВОЗ. ЮНЕСКО, МАГАТЭ. Под их эгидой разработаны и приняты международные конвенции по борьбе с конкретными преступлениями международного характера и разработаны рекомендации по борьбе с ними.
Вопросами борьбы с международными уголовными преступлениями занимаются и неправительственные международные организации. В их числе - Международная ассоциация уголовного права (МАУП), которая основана в 1924 г. на базе Международного союза специалистов по уголовному праву. Она имеет консультативный статус в ЭКОСОС ООН и осуществляет свою деятельность с помощью национальных групп отдельных стран. В ее компетенцию входит подготовка и проведение международных конгрессов (один раз в 5 лет), предоставление консультаций ООН и ее органам и организациям
Международное криминалистические общество (МКО) также вносит свой вклад в борьбу с международной преступностью. Оно основано в 1934 г.
Международная организация уголовной полиции (Интерпол)
Единственной международной организацией, принимающей непосредственное участие в борьбе с международными преступлениями уголовного характера, является Международная организация уголовной полиции или Интерпол
В 1923 году в Вене был созван Международный полицейский конгресс, в работе которого приняли участие 138 представителей из 20 стран, в основном европейских, а также Японии, Китая и США. Конгресс, принял решение об учреждении Международной комиссии уголовной полиции, а также ее устав. Штаб-квартира организации разместилась в Вене. В 1938 г. она практически прекратила свое существование из-за оккупации Австрии фашистской Германией. В современном виде воссоздана в 1946 г.
Устав Интерпола вступил в силу в 1956 г. Осенью 1989 г. штаб-квартира Интерпола была переведена в г.Лион на юго-востоке Франции. Ее членами являются более 160 государств. СССР вступила в нее в 1990 г. С 1982 г. Интерпол получил в ООН статус международной межправительственной организации.
Согласно ст. 1 устава, основные цели Комиссии заключались в том, чтобы способствовать формированию практики оказания взаимной служебной помощи между органами безопасности в рамках действующих в отдельных странах законов и заботиться о создании и успешной деятельности всех учреждений, призванных вести борьбу с уголовными преступлениями.
Высшим органом Комиссии был съезд представителей стран. Деятельностью Комиссии руководили президент, избираемый сроком на пять лет, а также четыре вице-президента. Комиссия не имела межгосударственного статуса. В 1949 году ЭКОСОС ООН установил с Комиссией консультативные связи как с неправительственной организацией. Статус международной неправительственной организации в 1982 году был изменен на статус международной межправительственной организации.
Период с 1923 по 1941 год — это период организационно-правового становления Комиссии. Была создана система учета «особо опасных лиц», а также картотека «международных преступников», которая в 30-е годы насчитывала свыше 100 тыс. человек. Сотрудничество стран ограничивалось только обменом информацией.
Вторая мировая война приостановила деятельность Комиссии. Однако после окончания войны руководители полицейских служб выступили с инициативой о возрождении деятельности Международной комиссии уголовной полиции. В 1946 году в Брюсселе состоялся Конгресс, который вместо устава 1923 года утвердил временные положения о целях, задачах и принципах своей деятельности. В частности, в них был включен пункт о недопустимости участия организации в военных действиях.
Однако ни устав 1923 года, ни временные правила не отвечали требованиям и реалиям современной жизни. Поэтому в 1954 году участники сессии Комиссии приняли решение о разработке и принятии нового устава организации. Новый устав был принят в 1956 году в Вене. Он закрепил новое название организации — Международная организация уголовной полиции (Интерпол). Местом ее пребывания является Лион (Франция).
Основные цели, которые ставит перед собой Интерпол, — это обеспечение широкого взаимодействия всех национальных органов уголовной полиции, развитие учреждений по предупреждению преступности и борьбе с ней. Основные направления деятельности:
регистрация и хранение сведений о «международных преступниках» (к примеру, Интерпол имеет картотеку на более чем 600 террористических организаций) и преступлениях международного характера;
международный розыск преступников и лиц, пропавших без вести, а также похищенного имущества и др.
В соответствии со ст. 4 любое государство может уполномочить свой официальный орган полиции выступать в качестве члена Организации. Просьба о приеме в члены направляется генеральному секретарю. Решение о принятии в члены принимается Генеральной ассамблеей большинством в 2/3 голосов.
Структура Интерпола включает в себя: Генеральную ассамблею, Исполнительный комитет. Генеральный секретариат. Национальные центральные бюро. Институт советников.
Высшим органом Интерпола является Генеральная ассамблея, в состав которой входят представители государств-участников. Каждая страна направляет для участия в сессии делегацию, которая состоит из чиновников уголовной полиции высокого ранга, служащих, чья работа» связана с деятельностью Организации, а также из специалистов по конкретным проблемам.
Каждая делегация при голосовании имеет один голос. Все решения принимаются простым большинством голосов, за исключением вопросов, для решения которых требуется 2/3 голосов (внесение изменений и дополнений в устав, прием новых членов, избрание президента Организации и т.д.).
Генеральная ассамблея проводит ежегодные- сессии обычно осенью.
В ст. 2 Устава Интерпола указаны цели деятельности организации:
а) обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов уголовной полиции в рамках действующего в их странах законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека;
б) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с общеуголовной преступностью.
Устав запрещает любое вмешательство Организации уголовной полиции или деятельность политического, военного, религиозного или расового характера (ст. 3 Устава).
Срочный розыск отличается от обычного тем, что в экстренных случаях, минуя Генеральный секретариат, НЦБ сами посылают по телексу или по факсу просьбу о розыске бежавшего лица в НЦБ страны его временного нахождения.
В срочный розыск бывает вовлечено ограниченное число стран, так как он объявляется тогда, когда ориентировочно известны страны или регион нахождения лица. Инициатор розыска обязан известить Генеральный секретариат о его объявлении и попутно проверить, нет ли там информации о разыскиваемом.
Срочный розыск, не принесший успеха в течение трех месяцев со дня объявления, заменяется обычным.
Международные стандарты обращения с правонарушителями
В рамках ООН разработаны и приняты документы, которые устанавливают определенные стандарты отправления правосудия. В них содержатся нормы поведения должностных лиц, в той или иной мере сопричастных к отправлению правосудия, правила обращения с правонарушителями, нормы, защищающие жертвы преступления. К таким документам, в частности, относятся Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, которые были приняты на 1-м Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г. и одобрены затем;
ЭКОСОС. Правила не являются международным договором. Они служат государствам образцом при разработке национальных норм в этой области.
Правила состоят из двух частей: в первой даны общие правила в отношении всех категорий заключенных, во второй части содержатся правила в отношении особых категорий заключенных, а именно: осужденных душевнобольных и страдающих умственными недостатками, подследственных, заключенных по гражданским делам и заключенных по соображениям безопасности. Правила основываются на принципе недискриминации по многим основаниям и учитывают религиозные убеждения и моральные установки заключенных.
В правилах содержатся требования к персоналу заведений, Международное сообщество уделяет значительное внимание запрещению пыток.
В декабре 1975 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Декларация осуждает любой акт пыток, квалифицирует их как «оскорбление человеческого достоинства» и, закрепляет основные принципы для всех государств, осуществляющих эффективную власть.
10 декабря 1984 г. Генеральная Ассамблея на основе консенсуса приняла Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Этим актом мировое сообщество раз и навсегда под страхом уголовного наказания наложило запрет на ужасную практику применения пыток. Ст. 4 Конвенции требует, чтобы государства-участники рассматривали все акты пыток в соответствии с их уголовным законодательством как преступление.
Впервые в международном праве ст. 1 Конвенции дает развернутое определение пытки как «любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по любой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняется государственным должностным лицом, или лицом, выступающим в официальном качестве, или по подстрекательству, или с их ведома или молчаливого согласия». В это определение не включаются боль и страдания, которые возникают лишь в результате законных санкций, неотделимых от этих санкций, или вызываются ими случайно (ст. 1).
Конвенция предусматривает выдачу лиц, применяющих пытки. В случае отказа или невозможности выдачи преступников, государство, на территории которого обнаружено лицо, применяющее пытки, обязано осуществить расследование и судебное разбирательство при определенных в Конвенции условиях. При этом установлена универсальная уголовная юрисдикция. Кроме того, государство должно обеспечить права жертв пыток на реабилитацию и компенсацию.
Для контроля за выполнением Конвенции создан Комитет против пыток, в который государства-участники раз в 4 года направляют доклады о мерах, принятых во исполнение рассматриваемой Конвенции.
В 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Кодекс не является международным договором, а потому содержит рекомендательные нормы. Он состоит из 8 статей, каждая из которых сопровождается комментарием. Должностные лица по поддержанию правопорядка- это все должностные лица, связанные с применением права и обладающие полицейскими полномочиями. В это понятие включаются и представители военных властей (в форменной или гражданской одежде) и сил государственной безопасности в тех государствах, а которых они осуществляют полицейские функции.
Должностные лица по поддержанию правопорядка выполняют возложенные на них законом обязанности постоянно, защищают всех лиц от противоправных актов. Они уважают и защищают человеческое достоинство; поддерживают и защищают права человека по отношению ко всем лицам.
Должностные лица по поддержанию правопорядка могут применять силу только при крайней необходимости и для выполнения своих обязанностей. Применение огнестрельного оружия допустимо в исключительных случаях.
- I. Понятие, сущность и система международного права
- 1. Понятие и и метод регулирования международного права
- 2. Система международного права
- 3. Основные принципы международного права
- 4. Международное публичное и частное право.
- Глава 67. Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц (статьи 1195-1204)
- Глава 68. Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям (статьи 1205-1224)
- Тема II. История международного права
- 2. Международное право периода древнего мира
- 3. Международное право средних веков
- 4. Классическое международное право
- 5. Международно-правовая наука в России до 1917 г. И русском зарубежье (1918-1939 гг.)
- III. Субъекты международного права
- 1. Понятие международной правосубъектности и ее виды.
- 2. Международная правосубъектность государства.
- 3. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за свою независимость.
- 4. Международная правосубъектность международных организаций
- 5. Международная правосубъектность государствоподобных образований.
- 6. Международно-правовой статус субъектов федерации
- 7. Проблема правосубъектности индивидов и юридических лиц
- IV. Источники международного права
- 1. Понятие и виды источников международного права
- 2. Международный договор
- 3. Международный правовой обычай
- 4. Акты международных конференций и совещаний. Обязательные резолюции международных организаций
- V. Признание и правопреемство в международном праве
- 1. Признание в международном праве
- 2. Формы и виды признания
- 3. Правопреемство в международном праве
- 4. Правопреемство государств в отношении международных договоров
- 5. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.
- 6. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср
- VI. Территории в международном праве
- 1. Понятие и виды территорий в международном праве
- 2. Государственная территория и государственная граница
- 3.Международные пограничные реки и озера
- 4. Правовой режим Арктики
- 5. Правовой режим Антарктики
- VII. Мирные средства разрешения международных споров
- 1. Понятие международных споров
- 2. Мирные средства разрешения международных споров:
- 3. Международная примирительная процедура
- 4. Международная судебная процедура
- VIII. Ответственность и санкции в международном праве
- 1. Понятие и основание международно-правовой ответственности
- 2. Понятие и виды международных правонарушений
- 3. Виды и формы международно-правовой ответственности государств
- 4. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности
- 5. Виды и формы международно-правовых санкций
- IX. Право международных договоров
- 1 Понятие и виды международных договоров
- 2. Заключение международных договоров
- 3. Действие договоров
- 4. Заключение, исполнение и прекращение международных договоров рф
- Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-фз
- «О международных договорах Российской Федерации»
- Статья 3. Международные договоры Российской Федерации
- X. Право международных организаций
- 1. Понятие и источники права международных организаций
- 2. Организация Объединенных Наций (оон)
- Генеральные секретари оон
- 3. Специализированные учреждения оон
- 4. Региональные международные организации
- 5. Содружество Независимых Государств (снг).
- Рост численности членов оон в 1945-2000 годах
- XI. Дипломатическое и консульское право
- 1. Понятие права внешних сношений. Органы внешних сношений государств
- 2. Дипломатические представительства
- 3. Консульские представительства
- Привилегии и иммунитеты консульских представительств
- 4. Постоянные представительства государств при международных организациях. Специальные миссии
- XII. Международное гуманитарное право
- 1. Понятие международного гуманитарного права
- 2. Понятие населения в международном праве.
- 3. Международно-правовые вопросы гражданства. Правовое положение иностранцев.
- Приобретение гражданства
- Упрощенный порядок приобретения гражданства
- Прекращение гражданства
- Двойное гражданство
- Правовое положение иностранцев
- 4. Международно-правовая защита прав женщин и детей. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов. Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
- Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
- XIII. Международное право в период вооруженных конфликтов
- 1. Право войн и вооруженных конфликтов
- 2. Виды вооруженных конфликтов. Нейтралитет в войне
- 3. Участники военных действий. Режим военного плена и военной оккупации
- 4. Ограничение средств и методов ведения войны
- XIV. Право международной безопасности
- Универсальная система коллективной безопасности представлена оон
- Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
- XV. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- 2. Правовая помощь по уголовным делам. Порядок оказания правовой помощи
- 3. Международные организации в борьбе с преступностью
- 4. Борьба с отдельными видами преступлений международного характера
- XVI. Международное морское право. Международное воздушное право. Международное космическое право
- 1. Внутренние воды. Территориальное море. Открытое море.
- 2. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона.
- 3. Международное воздушное право
- 4. Международное космическое право.