4. Правопреемство государств в отношении международных договоров
С точки зрения складывающихся в международном праве норм, включая ряд вошедших в Венскую конвенцию 1978 г. и международной практики вопросы правопреемства в отношении договоров решаются в зависимости от того, что является основанием для правопреемства: объединение государств, разделение государства или отделение от него части его территории.
При объединении государств и создании таким образом одного государства-преемника любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства в отношении каждой из объединившихся стран, продолжает действовать в отношении государства-преемника, если оно и другое государство— участник договора не условятся об ином. Этот договор применяется лишь к той части территории государства-преемника, в отношении которой он находился в силе в момент правопреемства. Однако в случае двустороннего договора государство-преемник и другой участник договора могут договориться об ином. Таким же образом могут договориться государство-преемник и все другие участники многостороннего договора с ограниченным числом участвующих государств либо договора, объект или цели которого предполагают согласие всех его участников на применение договора в отношении упомянутой части территории государства-преемника.
Если многосторонний договор не относится к одной из двух названных категорий, государство-преемник может уведомить других участников договора, что он применяется в отношении всей его территории.
При разделении государства-предшественника и образовании на его месте нескольких государств-преемников любой его договор, находившийся в силе в отношении всей его территории, продолжает действовать в отношении каждого образованного в результате разделения государства-преемника. Соответствующие государства могут, однако, договориться об ином. Если в момент правопреемства договор действует в отношении лишь той части государства-предшественника, которая стала государством-преемником, он продолжает находиться в силе в отношении только этого государства-преемника.
Если отделившаяся часть одного государства становится частью другого государства, договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении этой территории и вступают в действие договоры государства-преемника, за исключением случаев, когда установлено, что применение договора к данной территории было бы несовместимо с его объектом и целями или коренным образом изменило бы условия его действия.
Когда после отделения части его территории государство-предшественник продолжает существовать, находившийся в силе и не относившийся лишь к отделившейся территории договор продолжает действовать в отношении его сохранившейся территории; однако заинтересованные государства могут договориться об ином.
Регулируя правопреемство в отношении договоров в случаях объединения государств, разделения государства, отделения от него части территории или передачи части его территории другому государству. Венская конвенция 1978 года устанавливает, что такое правопреемство не может иметь место, когда «из договора явствует или иным образом установлено, что применение этого договора в отношении государства-преемника было бы несовместимо с объектом и целями этого договора или коренным образом и изменяло бы условия его действия».
Современное международное право — и это также нашло свое отражение в Венской конвенции — исходит из того, что правопреемство государств как таковое не затрагивает границ, установленных договором, а также обязательств и прав, предусмотренных в договоре и относящихся к режиму границы. Эти положения ограждают незыблемость государственных границ и стабильность установленного для них режима от тех или иных превратностей, которые могли бы возникать в процессе осуществления правопреемства государства в отношении договоров о границах. Правопреемство государств не затрагивает, кроме того, обязательств, касающихся пользования любой территорией или ограничений на это, установленных договором в пользу иностранного государства, группы государств или вообще всех государств, а равно прав, установленных договором в пользу какой-либо территории, группы государств или всех государств и касающихся пользования или ограничений пользования территорией иностранного государства.
В решении вопросов правопреемства в отношении договорного наследия бывшего Союза ССР те государства-правопреемники, которые образовали СНГ, в значительной мере опирались на норму международного права, выраженную и в Венской конвенции 1978 года, согласно которой соответствующие вопросы могут решаться по договоренности между государствами-преемниками. Уже в учредительных актах Содружества (Беловежское соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. и Алма-Атинский протокол к нему, а также Декларация от 21 декабря 1991 г.) они предусмотрели, что гарантируют выполнение обязательств распавшегося СССР, а в Меморандуме о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза, представляющих взаимный интерес, от 6 июля 1992 г. государства СНГ, признавая роль этих договоров «в деле стабилизации и дальнейшего развития отношений с другими государствами», сочли необходимым определить общий подход к решению вопросов правопреемства в отношении этих договоров (общее число их превышает 15000).
В решении Совета глав государств СНГ по вопросам правопреемства от 12 марта 1992 г. говорилось о договорах, «представляющих взаимный интерес». Практически, как указывается в Меморандуме от 6 июля 1992 г., все многосторонние договоры бывшего СССР представляют общий интерес для государств Содружества; Они не требуют каких-либо совместных решений или действий их участников, и каждое государство СНГ решает вопрос об участии в этих договорах самостоятельно, «в зависимости от специфики каждого конкретного случая, характера и содержания договора».
Имеется, однако, ряд многосторонних договоров, особенно с ограниченным числом участников, а также двусторонних, в частности в области разоружения и контроля над вооружениями, которые затрагивают интересы нескольких, но не всех государств СНГ. Применительно к каждому такому договору потребовались принятие решений или действия со стороны тех государств СНГ, к которым эти договоры применимы, а в тех случаях, когда это необходимо, — с участием и других партнеров по договору.
Например, в связи с заключенным в 1991 году Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений Россия, Беларусь, Казахстан и Украина, где такие вооружения бывшего Союза ССР были дислоцированы, подписали вместе с США Лиссабонский протокол от 23 мая 1992 г. к этому Договору. Протокол предусматривает, что названные четыре государства «в качестве государств-правопреемников» Союза принимают на себя его обязательства по договору и будут выполнять их применительно к своим национальным территориям. Для целей проведения договора в жизнь фигурирующее в нем название «Союз Советских Социалистических Республик» впредь означает Республику Беларусь, Республику Казахстан, Российскую Федерацию и Украину.
В интересах осуществления Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и связанного с ним Соглашения о максимальных уровнях для наличия обычных вооружений и техники Болгарин, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии (подписаны, соответственно, 3 и 19 ноября 1990 г.) 15 ноября 1992 г. было заключено Соглашение о принципах и порядке выполнения этого Договора. Сторонами этого Соглашения являются государства, расположенные в пределах той части бывшего Союза ССР, на которую распространяется ДОВСЕ — Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Молдова, Россия и Украина, которые по Соглашению рассматриваются в качестве правопреемников СССР в отношении этого Договора. Протоколом к этому Соглашению определены в рамках квоты, предусматривавшейся для Союза договоренностью стран бывшего Варшавского договора, численные потолки наличия танков, боевых бронированных машин, артиллерии, боевых самолетов и ударных вертолетов для участников Протокола.
В рамках СНГ в октябре 1992 года были приняты решения, предусматривающие правопреемство подписавших эти решения Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Туркменистана, Узбекистана и Украины в выполнении Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года применительно к их соответственным территориям.
В сентябре 1997 года министры иностранных дел России, США, Беларуси, Казахстана и Украины подписали Меморандум о правопреемстве в отношении заключенного в 1972 году между СССР и США Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Меморандум закрепил сложившийся после прекращения существования СССР многосторонний характер этого Договора, при том что Россия остается, как и США, стороной Договора по ПРО, обладающей стратегическими наступательными вооружениями и готовой нести связанную с этим особую ответственность.
- I. Понятие, сущность и система международного права
- 1. Понятие и и метод регулирования международного права
- 2. Система международного права
- 3. Основные принципы международного права
- 4. Международное публичное и частное право.
- Глава 67. Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц (статьи 1195-1204)
- Глава 68. Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям (статьи 1205-1224)
- Тема II. История международного права
- 2. Международное право периода древнего мира
- 3. Международное право средних веков
- 4. Классическое международное право
- 5. Международно-правовая наука в России до 1917 г. И русском зарубежье (1918-1939 гг.)
- III. Субъекты международного права
- 1. Понятие международной правосубъектности и ее виды.
- 2. Международная правосубъектность государства.
- 3. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за свою независимость.
- 4. Международная правосубъектность международных организаций
- 5. Международная правосубъектность государствоподобных образований.
- 6. Международно-правовой статус субъектов федерации
- 7. Проблема правосубъектности индивидов и юридических лиц
- IV. Источники международного права
- 1. Понятие и виды источников международного права
- 2. Международный договор
- 3. Международный правовой обычай
- 4. Акты международных конференций и совещаний. Обязательные резолюции международных организаций
- V. Признание и правопреемство в международном праве
- 1. Признание в международном праве
- 2. Формы и виды признания
- 3. Правопреемство в международном праве
- 4. Правопреемство государств в отношении международных договоров
- 5. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.
- 6. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср
- VI. Территории в международном праве
- 1. Понятие и виды территорий в международном праве
- 2. Государственная территория и государственная граница
- 3.Международные пограничные реки и озера
- 4. Правовой режим Арктики
- 5. Правовой режим Антарктики
- VII. Мирные средства разрешения международных споров
- 1. Понятие международных споров
- 2. Мирные средства разрешения международных споров:
- 3. Международная примирительная процедура
- 4. Международная судебная процедура
- VIII. Ответственность и санкции в международном праве
- 1. Понятие и основание международно-правовой ответственности
- 2. Понятие и виды международных правонарушений
- 3. Виды и формы международно-правовой ответственности государств
- 4. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности
- 5. Виды и формы международно-правовых санкций
- IX. Право международных договоров
- 1 Понятие и виды международных договоров
- 2. Заключение международных договоров
- 3. Действие договоров
- 4. Заключение, исполнение и прекращение международных договоров рф
- Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-фз
- «О международных договорах Российской Федерации»
- Статья 3. Международные договоры Российской Федерации
- X. Право международных организаций
- 1. Понятие и источники права международных организаций
- 2. Организация Объединенных Наций (оон)
- Генеральные секретари оон
- 3. Специализированные учреждения оон
- 4. Региональные международные организации
- 5. Содружество Независимых Государств (снг).
- Рост численности членов оон в 1945-2000 годах
- XI. Дипломатическое и консульское право
- 1. Понятие права внешних сношений. Органы внешних сношений государств
- 2. Дипломатические представительства
- 3. Консульские представительства
- Привилегии и иммунитеты консульских представительств
- 4. Постоянные представительства государств при международных организациях. Специальные миссии
- XII. Международное гуманитарное право
- 1. Понятие международного гуманитарного права
- 2. Понятие населения в международном праве.
- 3. Международно-правовые вопросы гражданства. Правовое положение иностранцев.
- Приобретение гражданства
- Упрощенный порядок приобретения гражданства
- Прекращение гражданства
- Двойное гражданство
- Правовое положение иностранцев
- 4. Международно-правовая защита прав женщин и детей. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов. Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
- Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
- XIII. Международное право в период вооруженных конфликтов
- 1. Право войн и вооруженных конфликтов
- 2. Виды вооруженных конфликтов. Нейтралитет в войне
- 3. Участники военных действий. Режим военного плена и военной оккупации
- 4. Ограничение средств и методов ведения войны
- XIV. Право международной безопасности
- Универсальная система коллективной безопасности представлена оон
- Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
- XV. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- 2. Правовая помощь по уголовным делам. Порядок оказания правовой помощи
- 3. Международные организации в борьбе с преступностью
- 4. Борьба с отдельными видами преступлений международного характера
- XVI. Международное морское право. Международное воздушное право. Международное космическое право
- 1. Внутренние воды. Территориальное море. Открытое море.
- 2. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона.
- 3. Международное воздушное право
- 4. Международное космическое право.