1. Понятие международной правосубъектности и ее виды.
Понятие субъекта международного права непосредственно связано с оценкой предмета международно-правового регулирования.
Традиционное представление о международном праве как регуляторе исключительно международных, межгосударственых отношений порождало «привязку» субъектов только к этим отношениям. Иначе говоря, только участники указанных отношений могли претендовать на статус международной правосубъектности.
Соответственно получило распространение особое понимание субъекта международного права, отличающееся от понятия субъекта в общей теории права.
Общетеоретическое определение субъекта права сопряжено с констатацией субъективного права участия в отношениях, регулируемых правовыми нормами. Соответственно носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами, характеризуются как субъекты права.
В теории международного права сложилась концепция особого статуса его субъектов. При таком подходе способность участвовать в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, рассматривается как предпосылка, но не главная черта объекта.
Основное свойство субъекта — юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами. Отличительные черты субъектов международного права, согласно этой концепции, выражаются в том, что они не находятся под чьей-либо властью и юрисдикцией, занимают независимое относительно друг друга положение.
Такой особый статус признавался, прежде всего, за государствами, поскольку речь шла об участниках межгосударственных отношении, а также за определенными международными (межгосударственными) организациями, государство подобными образованьями, нациями и народами, борющимися против колониализма, за создание собственных государств.
Поскольку физические лица (индивиды) и юридические лица (хозяйствующие субъекты), находясь под властью и юрисдикцией соответствующих государств, не обладают независимым положением в международных отношениях, их самостоятельный международно-правовой статус отрицался, они не признавались субъектами международного права.
Современная ситуация, ознаменовавшаяся существенными переменами в самой структуре международных отношений и соответственно в предмете международно-правового регулирования, побудила теорию международного права к изменению взглядов при оценке понятия и видов субъектов международного права.
Нет ничего неожиданного или противоестественного в эволюции самих международных отношений и перемене подхода к субъектам. Дело в том, что в течение длительного времени статус субъекта признавался только за государствами, а необходимым свойством субъекта считался государственный суверенитет (отметим, что еще в начале XX в. на статус субъекта могли претендовать даже не все государства, а только так называемые цивилизованные государства или цивилизованные народы).
Не без усилий международным межправительственным организациям и особенно борющимся за независимость нациям удалось завоевать «место под солнцем», получить признание в качестве субъектов международного права. Соответственно совершенствовалась трактовка понятия субъекта, к которому уже не предъявлялось требование обладания государственным суверенитетом. Однако общие условия еще сохранялись.
В настоящее время существуют два подхода к понятию субъекта международного права и, следовательно, к характеристике конкретных категорий субъектов.
Первый — традиционный и более распространенный и в наши дни (изложен выше). Второй представлен более скромными попытками распространить на международное право понимание субъекта права, принятое в общей теории права, т.е. идентифицировать понятие субъекта международного права с юридической возможностью участия в правоотношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, и обладания необходимыми для этого правами и обязанностями. Иначе говоря, освободить понимание субъекта международного права от чрезмерных условий, выраженных в требовании особого, полностью самостоятельного международно-правового статуса и способности к равноправному участию в создании норм и к независимому, свободному от чьей-либо юрисдикции их осуществлению.
Если же мы в соответствии с современной трактовкой предмета международно-правового регулирования примем характеристику субъекта международного права как действующего или возможного участника отношений, регулируемых международно-правовыми нормами, как носителя установленных этими нормами прав и обязанностей, то признаем и связанную с этим подходом реальность вхождения в сферу такого рода отношений новых участников — юридических лиц, физических лиц (индивидов), международных хозяйственных объединений и неправительственных организаций, а также — в пределах, допускаемых внутригосударственным конституционным и иным законодательством, — составных частей отдельных, прежде всего федеративных, государств.
Интересное мнение было высказано еще в 1949 г. в одном из консультативных заключений Международного Суда ООН: «... субъекты права, в той или иной юридической системе, не являются обязательно идентичными, поскольку идет речь об их природе или объеме их прав». И хотя это суждение в конкретной ситуации относилось к правосубъектности ООН, оно, по существу, имеет общее значение.
О дифференциации объема и характера прав будет сказано ниже. Что же касается различий природы тех или иных субъектов, то в литературе принято деление традиционных субъектов международного права на две основные категории — основные (первичные) и производные (вторичные).
Категорию основных (первичных) субъектов составляют, прежде всего, и главным образом государства, обладающие государственным суверенитетом и приобретающие в силу своего возникновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую всеобъемлющий характер.
Категория производных (вторичных) субъектов — это преимущественно международные межправительственные организации. Специфика их юридической природы выражается, во-первых, в том, что они порождены — именно как субъекты международного права — волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте (следовательно, их правосубъектность является производной, обусловленной), а во-вторых, в том, что содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в точном соответствии с предназначением и функциями каждой организации (таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализированной). С некоторыми оговорками к этой же категории принято относить так называемые государство подобные образования, т.е. особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом.
Специальное положение в ряду субъектов международного права занимают нации и народы, борющиеся против колониализма, иностранного господства, за создание собственного государства на базе национального суверенитета.
Вопрос о статусе и видах нетрадиционных субъектов решается, даже при признании их международной правосубъектности, неоднозначно. И все же можно назвать несколько таких субъектов. Их участие в правоотношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, и, следовательно, статус как носителей определенных международных прав и обязанностей представляются вполне реальными. Это международные неправительственные организации, международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица и индивиды (физические лица). С учетом полномочий, предусмотренных конституциями отдельных, прежде всего федеративных, государств, определенном международно-правовым статусом характеризуются составные части этих государств (по терминологии, принятой в отечественном законодательстве, — субъекты Российской Федерации).
Имеется достаточно оснований для разграничения в международно-правовой системе правосоздающих субъектов и правоприменяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничиваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменяющие, ибо тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм, и 2) субъекты только правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью. Кстати, подобное положение существует и во внутригосударственном праве. К первой категории относятся государства, международные организации, в меньшей мере — государствоподобные образования н борющиеся нации; ко второй — индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации.
Иначе говоря, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы. После разработки, подписания и вступления в силу международного договора к его выполнению и к обеспечению его выполнения — наряду с органами и должностными лицами, участвовавшими в процессе заключения договора, — подключаются органы и должностные лица, функции которых так или иначе связаны с предметом договорной регламентации. Если учесть и других участников правоприменительного процесса, названных выше, то можно констатировать, что договор действует и вне системы государственной власти.
По примеру внутригосударственного права возможно деление субъектов по отраслевому признаку. Если субъекты конституционного (государственного) права — это не то же самое, что субъекты гражданского права, а последние в свою очередь не тождественны субъектам административного или уголовного права (при этом имеются в виду не только и, может быть, не столько категории и наименования, сколько особенности правового статуса), то почему не признать, что субъекты права внешних сношений (дипломатического и консульского права) — это не то же самое, что субъекты права международных организаций или тем более субъекты международного гуманитарного права (и здесь решающее значение имеет оценка особенностей правового статуса соответствующих субъектов).
С понятием субъекта международного права связана характеристика международной правосубъектности — обобщающего термина для обозначения соединения в юридическом статусе правоспособности и дееспособности. Сам термин «международная правосубъектность» присущ преимущественно научной терминологии и редко используется в международно-правовых актах. В качестве примеров можно привести положение Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.) о том, что «каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств», положение Устава Союза России и Беларуси от 23 мая 1997 г. о том, что в рамках полномочий, предоставленных данным Уставом, Союз обладает международной правосубъектностью, норму ст. 176 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой Орган по морскому дну «обладает международной правосубъектностью, которая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей», формулировку ч. 1 ст. 5 Устава Объединенного института ядерных исследований о том, что «Институт в соответствии со статусом межправительственной организации обладает международной правосубъектностью...», а также недавнюю Декларацию о сотрудничестве между Российской Федерацией и Организацией экономического сотрудничества и развития, ст. 3 которой называется «Правосубъектность Организации».
Обычно при регламентации международного статуса субъекта применяется термин «правоспособность», но в его содержание вкладывается комплексный смысл, подразумевающий способность к самостоятельному осуществлению прав. Таковы, например, ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров, согласно которой «каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры», ст. 104 Устава ООН, согласно которой Организация пользуется на территории каждого из своих членов необходимой для выполнения ее функций правоспособностью, а также нормы учредительных актов ряда других международных организаций.
Международная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера — это совокупность прав и обязанностей субъекта. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей.
Права и обязанности субъектов неоднородны.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- I. Понятие, сущность и система международного права
- 1. Понятие и и метод регулирования международного права
- 2. Система международного права
- 3. Основные принципы международного права
- 4. Международное публичное и частное право.
- Глава 67. Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц (статьи 1195-1204)
- Глава 68. Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям (статьи 1205-1224)
- Тема II. История международного права
- 2. Международное право периода древнего мира
- 3. Международное право средних веков
- 4. Классическое международное право
- 5. Международно-правовая наука в России до 1917 г. И русском зарубежье (1918-1939 гг.)
- III. Субъекты международного права
- 1. Понятие международной правосубъектности и ее виды.
- 2. Международная правосубъектность государства.
- 3. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за свою независимость.
- 4. Международная правосубъектность международных организаций
- 5. Международная правосубъектность государствоподобных образований.
- 6. Международно-правовой статус субъектов федерации
- 7. Проблема правосубъектности индивидов и юридических лиц
- IV. Источники международного права
- 1. Понятие и виды источников международного права
- 2. Международный договор
- 3. Международный правовой обычай
- 4. Акты международных конференций и совещаний. Обязательные резолюции международных организаций
- V. Признание и правопреемство в международном праве
- 1. Признание в международном праве
- 2. Формы и виды признания
- 3. Правопреемство в международном праве
- 4. Правопреемство государств в отношении международных договоров
- 5. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.
- 6. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср
- VI. Территории в международном праве
- 1. Понятие и виды территорий в международном праве
- 2. Государственная территория и государственная граница
- 3.Международные пограничные реки и озера
- 4. Правовой режим Арктики
- 5. Правовой режим Антарктики
- VII. Мирные средства разрешения международных споров
- 1. Понятие международных споров
- 2. Мирные средства разрешения международных споров:
- 3. Международная примирительная процедура
- 4. Международная судебная процедура
- VIII. Ответственность и санкции в международном праве
- 1. Понятие и основание международно-правовой ответственности
- 2. Понятие и виды международных правонарушений
- 3. Виды и формы международно-правовой ответственности государств
- 4. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности
- 5. Виды и формы международно-правовых санкций
- IX. Право международных договоров
- 1 Понятие и виды международных договоров
- 2. Заключение международных договоров
- 3. Действие договоров
- 4. Заключение, исполнение и прекращение международных договоров рф
- Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-фз
- «О международных договорах Российской Федерации»
- Статья 3. Международные договоры Российской Федерации
- X. Право международных организаций
- 1. Понятие и источники права международных организаций
- 2. Организация Объединенных Наций (оон)
- Генеральные секретари оон
- 3. Специализированные учреждения оон
- 4. Региональные международные организации
- 5. Содружество Независимых Государств (снг).
- Рост численности членов оон в 1945-2000 годах
- XI. Дипломатическое и консульское право
- 1. Понятие права внешних сношений. Органы внешних сношений государств
- 2. Дипломатические представительства
- 3. Консульские представительства
- Привилегии и иммунитеты консульских представительств
- 4. Постоянные представительства государств при международных организациях. Специальные миссии
- XII. Международное гуманитарное право
- 1. Понятие международного гуманитарного права
- 2. Понятие населения в международном праве.
- 3. Международно-правовые вопросы гражданства. Правовое положение иностранцев.
- Приобретение гражданства
- Упрощенный порядок приобретения гражданства
- Прекращение гражданства
- Двойное гражданство
- Правовое положение иностранцев
- 4. Международно-правовая защита прав женщин и детей. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов. Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
- Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
- XIII. Международное право в период вооруженных конфликтов
- 1. Право войн и вооруженных конфликтов
- 2. Виды вооруженных конфликтов. Нейтралитет в войне
- 3. Участники военных действий. Режим военного плена и военной оккупации
- 4. Ограничение средств и методов ведения войны
- XIV. Право международной безопасности
- Универсальная система коллективной безопасности представлена оон
- Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
- XV. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- 2. Правовая помощь по уголовным делам. Порядок оказания правовой помощи
- 3. Международные организации в борьбе с преступностью
- 4. Борьба с отдельными видами преступлений международного характера
- XVI. Международное морское право. Международное воздушное право. Международное космическое право
- 1. Внутренние воды. Территориальное море. Открытое море.
- 2. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона.
- 3. Международное воздушное право
- 4. Международное космическое право.