Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
Международное право предусматривает особые меры защиты индивида в период вооруженных конфликтов. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II 1977 г. предоставляют защиту:
военнопленным;
раненым и больным в действующих армиях;
раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;
гражданскому населению.
Жертвы войны подлежат международной защите и в том случае, если одна из воюющих держав не признает состояния войны.
Лица, не принимающие непосредственного участия в вооруженном конфликте, включая лиц, сложивших оружие, и тех, кто перестал принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения или по другой причине, должны пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации по признаку расы, религии, языка и т.д.
В отношении этих лиц запрещаются:
посягательства на жизнь и физическую неприкосновенность (убийства, увечья, жестокое обращение, пытки, истязания);
взятие заложников;
посягательство на человеческое достоинство;
осуждение и наказание без предварительного судебного решения при соблюдении судебных гарантий.
Раненых и больных будут подбирать и им будет оказана помощь.
Санитарные учреждения и формирования ни при каких обстоятельствах не могут быть подвергнуты нападению. Личный состав таких формирований может быть вооружен и пользоваться оружием для самообороны и защиты раненых. Санитарным учреждениям, попавшим в руки неприятеля, обеспечивается возможность выполнять свои функции до тех пор, пока заботу о раненых и больных не возьмут на себя соответствующие подразделения неприятеля. Транспортные средства санитарных формирований также не должны подвергаться нападению. Они должны иметь ясно видимый отличительный знак (красный крест на белом фоне, красный полумесяц, солнце на белом поле), а их личный состав — отличительные знаки и удостоверения.
Защита гражданского населения во время войны регламентируется Гаагскими конвенциями 1899 г. и 1907 г., Женевской конвенцией о защите жертв войны 1949 г.. Дополнительными протоколами I и II и другими документами. При этом под гражданским населением понимаются лица, которые находятся в случае конфликта или оккупации но власти стороны, находящейся в конфликте или оккупирующей державы, гражданами которой они не являются. В отношении гражданского населения запрещаются:
акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население;
нападение на гражданское население в порядке репрессалий;
использование гражданских лиц для защиты населенных пунктов или объектов от военных действий;
использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны и т.п.
Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.), беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее. Кроме того, беженцами считаются также лица, признаваемые таковыми конвенциями о беженцах 1926,1928,1933,1938, 1939 гг. (конвенция 1951 г. заменила их между теми же участниками), а также Уставом Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, утвержденном Генеральной Ассамблеей ООН в 1950 г.
В качестве беженцев не рассматриваются лица, виновные в совершении:
преступления против мира, военного преступления или преступления против человечности;
тяжкого преступления неполитического характера вне страны, давшей им убежище;
деяний, противоречащих целям и принципам ООН.
Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли.
Государства выдают беженцам удостоверения личности и обязуются облегчать натурализацию беженцев. Беженцы обязаны подчиняться законодательству страны своего места нахождения. Государства не должны применять дискриминационных мер к беженцам по признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы (если только Конвенция не предоставляет более благоприятного положения).
Беженцы, согласно Конвенции, имеют право на имущество, авторские и промышленные права, право на ассоциации, право на обращение в суд, право заниматься предпринимательством и работать по найму и другие права.
Особое внимание Конвенция уделяет социальному обеспечению и правительственной помощи беженцам. Государства не облагают беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собственных граждан.
Государства — участники Конвенции сотрудничают с ООН в области обеспечения прав беженцев. Верховному комиссару ООН по делам беженцев поручено наблюдение за выполнением международных конвенций по делам беженцев.
В 1993 г. главы государств Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, принимая во внимание критическую ситуацию, сложившуюся в связи с ростом числа переселенцев и беженцев на территории бывшего Союза ССР, подписали Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам - СНГ.
В соответствии с Соглашением (ст. 1) беженцем признается лицо, которое, не являясь гражданином страны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой страны — участницы Соглашения вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами. Беженцем не может признаваться лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое умышленное уголовное преступление.
Вынужденным переселенцем признается лицо, которое, являясь гражданином страны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства-участника вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами (ст. 2).
Государства выезда обязались:
осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и межнациональных конфликтов, предоставляя возможность для его беспрепятственного добровольного выезда на территорию одной из сторон Соглашения;
обеспечивать личную и имущественную безопасность эвакуирующихся, добиваясь прекращения огня, соблюдения охраны общественного порядка во время эвакуации;
решать вопросы финансового, материально-технического, продовольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуирующихся.
Государство, предоставившее убежище, берет на себя обязательства:
обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев в местах их временного размещения необходимые социально-бытовые условия;
оказывать беженцам и вынужденным переселенцам содействие в трудоустройстве в соответствии с принятым в каждом из государств-участников законодательством о занятости населения.
содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством, свидетельств о браке, рождении, трудовых книжек и других документов, необходимых для решения вопросов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, выезда за границу и т.д.
Государство выезда возмещает беженцам и вынужденным переселенцам стоимость оставленного или утраченного ими на его территории жилья и другого имущества, компенсирует ущерб здоровью и потерю заработка. Размеры материальной компенсации определяются по расценкам государства выезда.
Создается Межгосударственный фонд помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств — участников СНГ оказывает содействие в реализации Соглашения.
- I. Понятие, сущность и система международного права
- 1. Понятие и и метод регулирования международного права
- 2. Система международного права
- 3. Основные принципы международного права
- 4. Международное публичное и частное право.
- Глава 67. Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц (статьи 1195-1204)
- Глава 68. Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям (статьи 1205-1224)
- Тема II. История международного права
- 2. Международное право периода древнего мира
- 3. Международное право средних веков
- 4. Классическое международное право
- 5. Международно-правовая наука в России до 1917 г. И русском зарубежье (1918-1939 гг.)
- III. Субъекты международного права
- 1. Понятие международной правосубъектности и ее виды.
- 2. Международная правосубъектность государства.
- 3. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за свою независимость.
- 4. Международная правосубъектность международных организаций
- 5. Международная правосубъектность государствоподобных образований.
- 6. Международно-правовой статус субъектов федерации
- 7. Проблема правосубъектности индивидов и юридических лиц
- IV. Источники международного права
- 1. Понятие и виды источников международного права
- 2. Международный договор
- 3. Международный правовой обычай
- 4. Акты международных конференций и совещаний. Обязательные резолюции международных организаций
- V. Признание и правопреемство в международном праве
- 1. Признание в международном праве
- 2. Формы и виды признания
- 3. Правопреемство в международном праве
- 4. Правопреемство государств в отношении международных договоров
- 5. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.
- 6. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср
- VI. Территории в международном праве
- 1. Понятие и виды территорий в международном праве
- 2. Государственная территория и государственная граница
- 3.Международные пограничные реки и озера
- 4. Правовой режим Арктики
- 5. Правовой режим Антарктики
- VII. Мирные средства разрешения международных споров
- 1. Понятие международных споров
- 2. Мирные средства разрешения международных споров:
- 3. Международная примирительная процедура
- 4. Международная судебная процедура
- VIII. Ответственность и санкции в международном праве
- 1. Понятие и основание международно-правовой ответственности
- 2. Понятие и виды международных правонарушений
- 3. Виды и формы международно-правовой ответственности государств
- 4. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности
- 5. Виды и формы международно-правовых санкций
- IX. Право международных договоров
- 1 Понятие и виды международных договоров
- 2. Заключение международных договоров
- 3. Действие договоров
- 4. Заключение, исполнение и прекращение международных договоров рф
- Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-фз
- «О международных договорах Российской Федерации»
- Статья 3. Международные договоры Российской Федерации
- X. Право международных организаций
- 1. Понятие и источники права международных организаций
- 2. Организация Объединенных Наций (оон)
- Генеральные секретари оон
- 3. Специализированные учреждения оон
- 4. Региональные международные организации
- 5. Содружество Независимых Государств (снг).
- Рост численности членов оон в 1945-2000 годах
- XI. Дипломатическое и консульское право
- 1. Понятие права внешних сношений. Органы внешних сношений государств
- 2. Дипломатические представительства
- 3. Консульские представительства
- Привилегии и иммунитеты консульских представительств
- 4. Постоянные представительства государств при международных организациях. Специальные миссии
- XII. Международное гуманитарное право
- 1. Понятие международного гуманитарного права
- 2. Понятие населения в международном праве.
- 3. Международно-правовые вопросы гражданства. Правовое положение иностранцев.
- Приобретение гражданства
- Упрощенный порядок приобретения гражданства
- Прекращение гражданства
- Двойное гражданство
- Правовое положение иностранцев
- 4. Международно-правовая защита прав женщин и детей. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов. Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
- Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
- XIII. Международное право в период вооруженных конфликтов
- 1. Право войн и вооруженных конфликтов
- 2. Виды вооруженных конфликтов. Нейтралитет в войне
- 3. Участники военных действий. Режим военного плена и военной оккупации
- 4. Ограничение средств и методов ведения войны
- XIV. Право международной безопасности
- Универсальная система коллективной безопасности представлена оон
- Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
- XV. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- 2. Правовая помощь по уголовным делам. Порядок оказания правовой помощи
- 3. Международные организации в борьбе с преступностью
- 4. Борьба с отдельными видами преступлений международного характера
- XVI. Международное морское право. Международное воздушное право. Международное космическое право
- 1. Внутренние воды. Территориальное море. Открытое море.
- 2. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона.
- 3. Международное воздушное право
- 4. Международное космическое право.