logo
лекции по междунард пр

1. Понятие и источники права международных организаций

В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.

Взаимные связи и сотрудничество между, существующими в настоящее время международными организациями (а их насчитывается более 4 тыс., из них более 300 — межправительственные) позволяют говорить о системе международных организаций в центре которой находится ООН. Это ведет к появлению новых структур (совместных органов, координационных органов и т.п.).

Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна.

Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что

международная межправительственная организация это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами международного права.

международные межправительственные организации это объединения государств, создаваемые на основе многосторонних договоров международных и в соответствии с международным правом для осуществления определенных целей.

В основе правовой природы международных организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов.

Принцип суверенного равенства государств является руководящим в построении международных организаций. Его проявление характеризуется следующими чертами: договорная основа международной организации; добровольность членства; в основном рекомендательный характер решений организации; ее межгосударственный характер; сохранение суверенности и равноправия государств как внутри организации, так и вне ее.

Для правовой природы международной организации существенным является то, что ее цели и принципы, компетенция, структура и т.п. имеют согласованную договорную основу. Проблема соотношения государственного суверенитета и общих целей и интересов организации находит разрешение в ее учредительном акте. Между ними не возникает противоречий, если государство добросовестно выполняет взятые на себя по уставу организации обязательства и следует установленным принципам. В настоящее время широко признается следующее положение:

государства, создавая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, признавая за ними способность иметь права и обязанности, участвовать в создании и применении норм международного права; стоять на страже соблюдения норм международного права. Этим признанием государства создают новый субъект международного права, который наряду с ними осуществляет правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества.

Конечно, наделение международных организаций правами и обязанностями не означает их приравнивания к государствам — основным субъектам международного права. Объем их. правосубъектности значительно меньше и носит целевой и функциональный характер.

Чтобы выполнять свои функции, международные организации должны обладать необходимыми юридическими средствами. В ст. 104 Устава ООН предусмотрено в этих целях, что «Организация Объединенных Наций пользуется па территории каждого из своих Членов такой правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей». Аналогичные положения содержатся в большинстве учредительных актов.

Международные организации наделяются договорной правоспособностью, то есть вправе заключать самые разнообразные соглашения в рамках своей компетенции. Как устанавливает ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями, «правоспособность международных организаций заключать договоры регулируется правилами этой организации».

Пункт 1 ст. 2 Конвенции разъясняет, что «правила организации» означают, в частности, учредительные акты, принятые в соответствии с ними решения и резолюции, а также установившуюся практику организации.

Анализ учредительных актов международных организации свидетельствует, что договорная правоспособность закрепляется в них, как правило, двумя способами: либо в общем положении, предусматривающем право заключать любые договоры, способствующие выполнению задач организации (например, ст. 65 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.); либо в специальном положении или положениях, определяющих возможность заключения организацией определенных категорий соглашений (например, ст. 43 и 63 Устава ООН) и с определенными сторонами (с любыми государствами или только с государствами-членами, с любыми международными организациями или только с некоторыми из них).

Международные организации обладают способностью участвовать в дипломатических сношениях. При них аккредитуются представительства государств, они сами имеют представительства в государствах и обмениваются представителями между собой. В Москве имеются Информационный центр ООН и представительства ЮНЕСКО, МОТ. 6 октября 1992 г. было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев об открытии представительства УВКБ.

15 июня 1993 г. было заключено Соглашение между Правительством РФ и ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства ООН и ее органов, программ и фондов в целях поддержки и дополнения национальных усилий по решению наиболее важных проблем экономического развития, содействию социальному прогрессу и повышению уровня жизни. Объединенное представительство включает ООН, Программу развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ), Програм-му ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), Мировую продовольственную программу (МПП), Программу ООН по контролю над наркотическими средствами (ЮНДКП).

Международные организации и их должностные лица пользуются привилегиями и иммунитетами (например. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г.. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждении ООН 1947 г., Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных организаций, действующих в определенных областях сотрудничества. 1980 г. и др.).

Как субъекты международного права международные организации несут ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью и могут выступать с претензиями об ответственности.

Международные организации наделяются также правом набирать персонал на контрактной основе. Это не представители государств, а международные должностные лица, подчиняющиеся исключительно международной организации и действующие от ее имени и в ее интересах. Как отмечено в ст. 100 Устава ООН, Генеральный секретарь и персонал Секретариата «не должны запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией».

Каждая международная организация располагает финансовыми средствами, которые складываются в большей части из взносов государств-членов и расходуются исключительно в общих интересах организации.

ООН –1,08 млрд. долл. США, Россия 12,5 млн. Дефицит бюджета 75 млн.

Всего 1 213 381 487

Соединенные Штаты внесли в регулярный бюджет ООН около 217 миллионов долларов. Об этом сообщил журналистам официальный представитель генерального секретаря ООН Фред Экхард. Несмотря на нынешний взнос, США по-прежнему остаются самым крупным должником Объединенных Наций. На сегодняшний день их задолженность достигает около 1,5 миллиардов долларов.

На протяжении уже достаточно продолжительного времени Соединенные Штаты пытаются убедить ООН в необходимости снижения с 25 до 22 % ежегодный взнос этой страны в бюджет Организации. По мнению администрации США, справедливо будет также снизить с 30 до 25 % американский взнос в бюджет миротворческих операций ООН.

Международные организации действуют также со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств. Так, ст. 39 Устава Международной организации труда устанавливает, что МОТ имеет все права юридического лица, в частности право заключать договоры, право приобретать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться нм, право возбуждать судебные дела. Такие же права предоставлены ООН и ее органам, программам и фондам, а также их Объединенному представительству Соглашением между Правительством РФ и ООН от 15 июня 1993 г.

Деление международных межправительственных организаций универсальные, региональные, субрегиональные, локальные.

Международные неправительственные организации.

В соответствии с резолюцией Экономического и Социального Совета ООН 288 (X) от 27.11 1950 Международной неправительственной организацией считается «любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения».

Проект договора о Международные неправительственные организации, подготовленный Союзом международных ассоциаций, конкретизирует понятие Международные неправительственные организации, перечисляя их следующие основные признаки: отсутствие целей извлечения прибыли; признание по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях; получение денежных средств более чем из одной страны.

Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например, Ассоциация международного права, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.).

Членами Международные неправительственные организации могут быть как нац. общественные организации (напр., во Всемирной федерации профсоюзов (ВФП)),так и отдельные лица (напр., в Совете Пагуошского движения), а также города (напр., во Всемирной федерации породненных городов), научные учреждения (напр., в Международном совете научных союзов (МСНС)).

Всякого рода тайные общества, закрытые клубы и т.п. «объединения» не могут рассматриваться в качестве Международных неправительственных организаций

При создании Международные неправительственные организации принимается ее устав, к-рый по своей правовой природе не является договором международным. Международные неправительственные организации не являются субъектами международного права; они — субъекты нац. права. В некоторых государствах (напр., в Бельгии) имеются спец. законы, определяющие правовое положение Международные неправительственные организации в стране пребывания. В др. странах эти вопросы регламентируются общими законами е правовом положении нац. неправительственных организаций.

Международные неправительственные организации могут заключать договоры о найме персонала, владеть движимым и недвижимым имуществом, выступать в судебных и арбитражных органах.

Значительная часть Международных неправительственных организаций поддерживает тесные связи с международными межправительственными организациями. При ЭКОСОС и ряде специализированных учреждений ООН Международные неправительственные организации могут иметь консультативный статус. В соответствии с принятым ЭКОСОС документом, содержащим правовую регламентацию консультативных отношений,— «Мероприятиями по консультации с неправительственными организациями» — установлены две категории консультативного статуса: категория I (общий консультативный статус) и категория II (специальный консультативный статус). Кроме этого, составляется перечень М. н. o. поддерживающих отношения с ЭКОСОС, но не имеющих консультативного статуса (т. наз. «Список»).

Консультативный статус категории I предоставляется тем Международным неправительственным организациям, которыее связаны с большинством видов деятельности ЭКОСОС, могут вносить постоянный и существенный вклад в деятельность ООН и членский состав к-рых представляет осн. слои населения. в большинстве стран (в их числе — ВФП, Международная демократическая федерация женщин. Межпарламентский союз. Всемирная федерация ветеранов войны и др.).

Консультативный статус категории II предоставляется организациям, имеющим спец. компетенцию лишь в отдельных областях деятельности ЭКОСОС (в их числе — Всемирная федерация демократической молодежи, Международная ассоциация юристов-демократов, МСНС, Международная организация журналистов и Др.).

Международные неправительственные организации, имеющие консультативный статус, обладают рядом прав и обязанностей. Они могут вносить предложения по повестке дня ЭКОСОС, а их представители — присутствовать на его заседаниях, подавать письменные заявления и выступать в Совете ЭКОСОС с устными заявлениями и т. п. Обязанностью Международные неправительственные организации, имеющих консультативный статус категории I или II, является представление Комитету по организации консультаций с неправительственными организациями (вспомогательный орган ЭКОСОС) краткого доклада о своей деятельности, в к-ром должна содержаться информация о мероприятиях, проводимых данной организацией в поддержку деятельности ООН.

Консультативный статус могут предоставлять и 6 специализированных учреждений ООН (ЮНЕСКО, МОТ. ВОЗ, ФАО, ИКАО, ИМО); этот статус также подразделяется на несколько категорий. Условия его получения аналогичны тем, к-рые установлены ЭКОСОС.

Такие известные Международные неправительственные организации, как Всемирный Совет Мира, ВФП, МДФЖ, ВФДМ, МАЮД и др., играют существенную роль в развитии плодотворного сотрудничества народов, в мобилизации мирового общественного мнения на борьбу за мир.