4. Постоянные представительства государств при международных организациях. Специальные миссии
Государство в международной организации может быть представлено постоянным представительством и миссией наблюдателей. Их правовое положение определяется прежде всего положениями устава этой организации, нормами Венской конвенции о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., соглашениями о привилегиях и иммунитетах организации и другими документами.
Представительство государства в международной организации включает в себя главу представительства, членов дипломатического персонала, административно-технического и обслуживающего персонала. Полномочия главы представительства выдаются от имени государства, главы правительства, министра иностранных дел или иного компетентного органа.
Функции постоянных представительств состоят, в частности, в: обеспечении представительства посылающего государства при организации; поддержании связи между посылающим государством и организацией; ведении переговоров с организацией и в ее рамках; выяснение осуществляемой в организации деятельности и сообщении о ней правительству посылающего государства; обеспечении участия посылающего государства в деятельности организации; защите интересов посылающего государства по отношению к организации; содействии осуществлению целей и принципов организации путем сотрудничества с организацией в ее рамках.
Функции постоянной миссии наблюдателей несколько уже, чем у представительства. В их числе:
- обеспечение представительства посылающего государства и в охране его интересов по отношению к организации, в поддержании связи с ней;
- выяснение осуществляемой в организации деятельности и сообщения о ней представительству посылающего государства;
- содействие сотрудничеству с организацией и ведение с ней переговоров.
Привилегии и иммунитет постоянных представительств и миссий постоянных наблюдателей при международных организациях в принципе такие же, как и у дипломатических представительств:
- неприкосновенность помещений;
- неприкосновенность архивов и документов;
-освобождение от налогов и сборов и т.д.
Представители государств-членов ООН при исполнении ими своих служебных обязанностей и во время следования к месту заседания и обратно пользуются следующими привилегиями и иммунитетами:
иммунитет от личного ареста или задержания, освобождение от ареста на личный багаж, судебно-процессуальный иммунитет в отношении сказанного, написанного или совершенного ими в качестве представителей, неприкосновенность всех бумаг и документов, право пользоваться шифром и получение бумаг или корреспонденции посредством курьеров или вализ, изъятие их самих и жен из ограничений по иммиграции, регистрации иностранцев или государственных повинностей в стране, льготы в отношении ограничений обмена денег или валюты, которыми пользуются представители иностранных государств, иммунитета и льготы в отношении личного багажа, которыми пользуются дипломатические представители, другие привилегий и иммунитета, которыми пользуются дипломатические представители.
К постоянным представителям при ООН соглашение относит (cт.V) главных постоянных представителей членов ООН в ранге посла или посланника («полномочного министра»); представителей в этом же ранге одного из государств-членов специализированного учреждения, при нахождении этого учреждения в США; постоянных сотрудников делегаций при ООН, о которых имеется соглашение между Генеральным секретарем, правительством США и правительством заинтересованного члена ООН; назначенных по соглашению между главным должностным лицом специализированного учреждения, правительством США и правительством заинтересованного члена главных постоянных представителей членов специализированного учреждения и их сотрудников.
Все эти четыре категории лиц обладают теми же привилегиями и иммунитетами, как и дипломатические представители иностранных правительств, аккредитованные при правительстве США.
Постоянные представительства государств при специализированных учреждениях обычно пользуются основными привилегиями и иммунитетами, включая неприкосновенность помещений, переписки, архивов и документов, право пользования шифром и курьерами, освобождение от налогов и др.
Торговые представительства, как органы внешних сношений были введены в международную практику Советским государством. Они были созданы для осуществления им монополии внешней торговли.
Правовое положение торговых представительств РФ определяется до издания новых законов законодательством бывшего СССР, прежде всего Положением о торговых представительствах СССР за границей 1989 г. и международным соглашениями Союза с государствами, в которых создаются торговые представительства.
В соответствии с Положением 1989 г. основными задачами торговых представительств РФ являются:
1) представление государственных интересов РФ в странах пребывания по всем вопросам внешнеэкономической деятельности и обеспечение их защиты;
2) содействие развитию экономических связей между РФ и странами пребывания;
3) осуществление контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности государственных интересов РФ;
4) защита интересов участников внешнеэкономической деятельности РФ;
5) осуществление наблюдения за исполнением действующих между РФ и странами пребывания договоров по вопросам внешнеэкономических связей.
В странах, где нет торговых представителей РФ, их функции и задачи выполняют торговые советники посольства РФ.
Торговые представительства являются составными частями посольства РФ. Торговый представитель РФ и его заместители составляют часть дипломатического персонала посольства РФ и пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Остальные сотрудники торговых представительств пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми по международному праву административно-техническому и обслуживающему персоналу посольств.
Торговые представительства создаются на основе соглашений с соответствующими иностранными государствами, которые предусматривают неприкосновенность помещений торговых представительств РФ, право пользования шифром, привилегии и иммунитета торгпреда, его заместителей, в них указывается, что торговое представительство является частью посольства РФ.
Специальной миссией называется временная миссия, которая направляется в другое государство с согласия последнего для переговоров по определенным вопросам или для выполнения иной конкретной задачи.
Правовое положение специальных миссий определяется обычными нормами международного права и Конвенцией о специальных миссиях 1969 г. Конвенция исходит из того, что привилегии и иммунитета дипломатических представительств и их персонала, зафиксированные в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., должны распространяться на специальные миссии и их персонал.
- I. Понятие, сущность и система международного права
- 1. Понятие и и метод регулирования международного права
- 2. Система международного права
- 3. Основные принципы международного права
- 4. Международное публичное и частное право.
- Глава 67. Право, подлежащее применению при определении правового положения лиц (статьи 1195-1204)
- Глава 68. Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям (статьи 1205-1224)
- Тема II. История международного права
- 2. Международное право периода древнего мира
- 3. Международное право средних веков
- 4. Классическое международное право
- 5. Международно-правовая наука в России до 1917 г. И русском зарубежье (1918-1939 гг.)
- III. Субъекты международного права
- 1. Понятие международной правосубъектности и ее виды.
- 2. Международная правосубъектность государства.
- 3. Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за свою независимость.
- 4. Международная правосубъектность международных организаций
- 5. Международная правосубъектность государствоподобных образований.
- 6. Международно-правовой статус субъектов федерации
- 7. Проблема правосубъектности индивидов и юридических лиц
- IV. Источники международного права
- 1. Понятие и виды источников международного права
- 2. Международный договор
- 3. Международный правовой обычай
- 4. Акты международных конференций и совещаний. Обязательные резолюции международных организаций
- V. Признание и правопреемство в международном праве
- 1. Признание в международном праве
- 2. Формы и виды признания
- 3. Правопреемство в международном праве
- 4. Правопреемство государств в отношении международных договоров
- 5. Правопреемство государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов.
- 6. Правопреемство в связи с прекращением существования ссср
- VI. Территории в международном праве
- 1. Понятие и виды территорий в международном праве
- 2. Государственная территория и государственная граница
- 3.Международные пограничные реки и озера
- 4. Правовой режим Арктики
- 5. Правовой режим Антарктики
- VII. Мирные средства разрешения международных споров
- 1. Понятие международных споров
- 2. Мирные средства разрешения международных споров:
- 3. Международная примирительная процедура
- 4. Международная судебная процедура
- VIII. Ответственность и санкции в международном праве
- 1. Понятие и основание международно-правовой ответственности
- 2. Понятие и виды международных правонарушений
- 3. Виды и формы международно-правовой ответственности государств
- 4. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности
- 5. Виды и формы международно-правовых санкций
- IX. Право международных договоров
- 1 Понятие и виды международных договоров
- 2. Заключение международных договоров
- 3. Действие договоров
- 4. Заключение, исполнение и прекращение международных договоров рф
- Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-фз
- «О международных договорах Российской Федерации»
- Статья 3. Международные договоры Российской Федерации
- X. Право международных организаций
- 1. Понятие и источники права международных организаций
- 2. Организация Объединенных Наций (оон)
- Генеральные секретари оон
- 3. Специализированные учреждения оон
- 4. Региональные международные организации
- 5. Содружество Независимых Государств (снг).
- Рост численности членов оон в 1945-2000 годах
- XI. Дипломатическое и консульское право
- 1. Понятие права внешних сношений. Органы внешних сношений государств
- 2. Дипломатические представительства
- 3. Консульские представительства
- Привилегии и иммунитеты консульских представительств
- 4. Постоянные представительства государств при международных организациях. Специальные миссии
- XII. Международное гуманитарное право
- 1. Понятие международного гуманитарного права
- 2. Понятие населения в международном праве.
- 3. Международно-правовые вопросы гражданства. Правовое положение иностранцев.
- Приобретение гражданства
- Упрощенный порядок приобретения гражданства
- Прекращение гражданства
- Двойное гражданство
- Правовое положение иностранцев
- 4. Международно-правовая защита прав женщин и детей. Защита прав человека в период вооруженных конфликтов. Международно-правовой режим беженцев и вынужденных переселенцев
- Защита прав человека в период вооруженных конфликтов
- XIII. Международное право в период вооруженных конфликтов
- 1. Право войн и вооруженных конфликтов
- 2. Виды вооруженных конфликтов. Нейтралитет в войне
- 3. Участники военных действий. Режим военного плена и военной оккупации
- 4. Ограничение средств и методов ведения войны
- XIV. Право международной безопасности
- Универсальная система коллективной безопасности представлена оон
- Меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению
- XV. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью
- 2. Правовая помощь по уголовным делам. Порядок оказания правовой помощи
- 3. Международные организации в борьбе с преступностью
- 4. Борьба с отдельными видами преступлений международного характера
- XVI. Международное морское право. Международное воздушное право. Международное космическое право
- 1. Внутренние воды. Территориальное море. Открытое море.
- 2. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона.
- 3. Международное воздушное право
- 4. Международное космическое право.