logo search
лекции по междунард пр

2. Правовая помощь по уголовным делам. Порядок оказания правовой помощи

Правовая помощь оказывается на основании поручения (ходатайства, просьбы) об оказании правовой помощи, в котором указываются:

- наименование, адреса запрашиваемого и запрашивающего учреждений, а также наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;

- имена и фамилии соответствующих лиц, по возможности их местожительство и местопребывание, дата и место рождения, имена, фамилии, адреса представителей;

- содержание поручения и сведения, необходимые для его исполнения;

- описание и квалификация деяния, данные о размере ущерба.

Поручение должно быть подписано и закреплено гербовой печатью запрашивающего учреждения. Обычно оно составляется на государственном языке запрашивающей стороны (в Конвенции л правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. предусматривается возможность использования одного языка- русского).

К поручению прилагается заверенный официальный перевод на государственный язык запрашиваемой стороны. Если запрашиваемое учреждение некомпетентно исполнить поручение, оно пересылается компетентному учреждению с уведомлением запрашивающего учреждения.

Государства самостоятельно несут расходы, возникающие при оказании правовой помощи на их территории.

Порядок исполнения поручений о правовой помощи.

При исполнении поручений о правовой помощи применяется законодательство запрашиваемого государства. Однако, по просьбе запрашивающего государства могут быть применены и его процессуальные нормы, не противоречащие законодательству запрашиваемого государства.

Объем правовой помощи.

  1. Вручение документов.

  2. Осуществление уголовного преследования.

  3. Розыск лиц..

  4. Взятие лица под стражу для обеспечения выдачи.

  5. Выдача правонарушителя. Различают три вида выдачи; выдача лица для привлечения к уголовной ответственности; выдача лица для приведения приговора в исполнение и выдача на время.

  6. Производство обысков, выемок, изъятий..

  7. Производство экспертиз.

  8. Передача предметов.

  9. Допросы свидетелей, потерпевших, экспертов, других участников процесса в запрашиваемом государстве.

  10. Вызов обвиняемых, свидетелей, потерпевших, экспертов, других лиц, имеющих отношение к процессу, в запрашивающее государство..

  11. Уведомление об обвинительных приговорах и сведения о судимости.

  12. Обмен информацией по правовым вопросам.

  13. Передача осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются.

Правовая помощь по межведомственным договорам.

Межведомственные соглашения базируются на межгосударственных договорах и действуют в той мере, в какой им не противоречат.

Таким образом, правовая помощь по уголовным делам заключается в осуществлении (по соответствующей просьбе) компетентными органами одного государства действий, которые необходимы для расследования уголовного дела, его рассмотрении в суде ( в том числе и международном трибунале) или для исполнения назначенного по делу наказания в другом (запрашивающем) государстве.

Выдача преступников (экстрадиция)

Выдача преступников (экстрадиция) является одним из древних и сложных институтов международного права в борьбе с преступлениями международного характера, так как непосредственно касается суверенитета заинтересованных государств. Будучи одной из сторон сотрудничества государств в рассматриваемой области, формой правовой помощи в осуществлении правосудия, экстрадиция непосредственно затрагивает в большинстве случаев интересы двух государств, одно из которых передает преступника, а другое — принимает В тех случаях, когда преступника никто не принимает, а ему запрещено проживать в пределах определенного государства, можно говорить о высылке, а не о выдаче.

Юридическое регулирование этого института и в настоящее время еще не всегда достаточно совершенно.

Выдача как акт правовой помощи предполагает множественность юридических действий в соответствии с положениями специальных договоров и норм национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Выдача преступников (экстрадиция) представляет собой согласованный между заинтересованными государствами на основе норм международного права акт правовой помощи, заключающийся в передаче физического лица, совершившего преступление международного характера, другому государству в целях привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вступившего в силу приговора в отношении данного лица.

Приведенное определение свидетельствует о том, что все вопросы, касающиеся выдачи преступников, относятся исключительно к внутренней компетенции государства, на территории которого находится преступник. Только государства заключают международные договоры о выдаче, принимают по этим вопросам внутригосударственные акты, осуществляют межгосударственную практику по вопросам экстрадиции.

В настоящее время является общепризнанным положение о том, что выдача преступников — это право государства, а не его обязанность. Только оно в силу своего территориального верховенства вправе решать вопрос о привлечении к уголовной ответственности лиц, находящихся на его территории, с учетом национального законодательства. Обязанность выдачи может быть только при наличии соответствующего международного договора, и то с определенными условностями, рассматриваемыми ниже. Выдача предполагает последующее привлечение к уголовной ответственности выдаваемого лица, и она возможна только после совершения преступления. Это лицо может быть привлечено к уголовной ответственности и осуждено лишь за то преступление, которое явилось правовым основанием для его выдачи.

Следовательно, государство, направляя требование о выдаче, берет на себя обязательство не привлекать к уголовной ответственности и не подвергать наказанию лицо за те преступные деяния, за которые выдача не была произведена. Государство, осуществляющее выдачу, может оговорить, что оно соглашается выдать преступника лишь за определенный круг преступных деяний.

Правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью, не могут служить основанием для постановки вопроса о выдаче того или иного физического лица.

Положительное решение требования о выдаче лица, совершившего преступление международного характера, как правило, означает, что запрашиваемое государство считает преступным деяние, совершенное данным лицом. Конечно, сам факт выдачи является не наказанием, а только мерой, способствующей его применению.

В практике государств более распространены случаи, когда требуют и передают не осужденное лицо, а лишь обвиняемое в совершении преступления, поэтому необходимо доказать виновность выданного подозреваемого лица. В этой связи возникает один из достаточно сложных процессуальных вопросов института экстрадиции, а именно о проверке обоснованности выдвигаемого обвинения со стороны государства, от которого требуют выдачи.

Правовыми основаниями экстрадиции являются многосторонние соглашения по борьбе с отдельными видами международных преступлений и преступлений международного характера (например. Конвенция о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечества 1968 г.; Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.; Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г.; Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. и др.), региональные и двухсторонние соглашения о правовой помощи (например, Конвенция Совета Европы о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.; Конвенция Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 г.; Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.; Договор о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между РФ и Литовской Республикой 1992 г. и др.), национальные законодательства.

Допускается применение принципа взаимности.

Суть вопроса заключается в том, что для осуществления выдачи необходимо установить состав преступления в действиях лица, в отношении которого поступило такое требование. При этом в национальном законодательстве ряда государств действует положение о том, чтобы, прежде чем суд приступит к установлению наличия состава преступления, был получен ответ на предварительный вопрос: предусмотрена ли запрашивающим государством выдача преступников в аналогичных случаях в отношениях государства, к которому предъявлено данное требование.

Обязанность соблюдения условий взаимности провозглашена в действующем законодательстве Испании (закон о выдаче преступников 1958 г., ст. 2), Люксембурга (закон 1870 г., ст. 1), Израиля (закон 1954 г., ст. 2) и в законодательстве некоторых других государств. Таким образом, ряд стран требуют для осуществления выдачи преступников непременного соблюдения принципа (условия) взаимности. Основным доводом в пользу этого обстоятельства указывается необходимость уважать равенство всех государств, соблюдать их суверенные права. В то же время у государства нет препятствий для того, чтобы добровольно ограничить свой суверенитет и осуществлять выдачу преступника при отсутствии других исключающих этот акт обстоятельств. В ином случае государство, основываясь на определенной трактовке своего суверенитета, рискует стать своеобразным убежищем для уголовных преступников. Поэтому в правовой доктрине большинства цивилизованных государств обозначилась ярко выраженная тенденция в пользу исключения из национального законодательства требования взаимности как неприемлемого условия выдачи преступников.

В указанных выше и аналогичных международно-правовых документах делается отсылка к принципу «двойного вменения», в соответствии с которым лицо подлежит выдаче в случае, когда совершенное им деяние квалифицируется как преступление по национальному законодательству запрашивающего и запрашиваемого государства. При этом, как уже отмечалось выше, в уголовном законодательстве обоих государств (или многостороннем договоре) за преступление, влекущее выдачу преступника, должна быть предусмотрена санкция в виде лишения свободы с указанием определенного срока.

При рассмотрении принципа «двойного вменения» нельзя не учитывать и имеющееся во многих странах разделение на преступления и проступки, хотя такое разделение приводило к определенным практическим трудностям главным образом в силу несовпадения разграничения указанных понятий в различных национальных законодательных системах.

Идентификация состава преступления в соответствии с уголовно-правовыми нормами обоих заинтересованных государств еще не означает, что соблюдены все требования для преследования преступника в соответствии с национальным законодательством. Несмотря на установленный факт наличия состава преступления, истечение срока давности или акт амнистии могут сделать невозможным привлечение преступника к уголовной ответственности. Эти обстоятельства, разумеется, не могут не приниматься во внимание при решении вопроса о выдаче. В то же время в целом общая тенденция с теми или иными оговорками развивается в направлении того, чтобы в подобных случаях предпочтение отдавалось национальному законодательству государства, требующего выдачи.

Субъектом выдачи является физическое лицо, совершившее преступление и осужденное за него или подозреваемое в таковом и находящееся вне пределов территории государства, требующего выдачи.

Решение вопроса о выдаче находится в весьма определенной и тесной связи с гражданством лица, в отношении которого поступило такое требование. В большинстве государств выдача собственных граждан запрещена. Этот запрет содержится в конституциях или законах о гражданстве. Однако еще на III Международной конференции по унификации международного права была достигнута договоренность о том, что принцип невыдачи собственных граждан не применим к лицам, совершившим международные преступления. Международная договорная практика идет по другому пути. Так, принцип невыдачи собственных граждан нашел свое определенное закрепление в Конвенции Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 года (п. 1 «а» ст. 6). Гражданство определяется на момент принятия решения в отношении выдачи. Если запрашиваемая сторона не выдаст своего гражданина, она по просьбе запрашивающей стороны представляет дело на рассмотрение своих компетентных органов с последующей информацией запрашивающей стороны (п. 2 ст. 1).

Вместе с тем ряд стран — Австрия, Великобритания, Израиль, Индия, Канада и США — допускают возможность выдачи собственных граждан на взаимной основе.

Лица без гражданства могут быть выданы по усмотрению государства, на территории которого они постоянно проживают. Лица с двойным гражданством подлежат защите на территории всех государств, гражданами которых они являются.

Несколько по-иному обстоит дело с выдачей граждан третьих стран, так как нормы международного права в таких случаях не обязывают производить выдачу. При этом каждое государство руководствуется национальным законодательством.

В практике международных отношений утвердилось понятие «предпочтительная юрисдикция». Речь идет о том, что в некоторых случаях выдачи одновременно требует не одно, а несколько государств (например, когда преступление совершено на территории нескольких государств). В таких случаях государство, к которому направлены требования о выдаче, может принять различные решения. Вместе с тем в практике международных отношений в подобных случаях предпочтение отдается или государству, на территории которого совершены наиболее тяжкие преступления, или государству, которое первым направило просьбу о выдаче.

Как уже отмечалось, выдача может иметь место после факта совершения преступления. Между тем, как известно, далеко не каждое преступление является основанием для экстрадиции.

Прежде всего, наряду с принципом невыдачи своих граждан утвердился принцип невыдачи политических преступников, который закреплен в ряде многосторонних и двусторонних договоров о правовой помощи и в национальном законодательстве. Однако, несмотря на единство взглядов на признание самого принципа, в зарубежной правовой доктрине и международной практике нет единства в подходе к толкованию вопроса об установлении политического характера преступления. Установление политического характера совершенного преступления, как правило, производится в судебном порядке. Существует деление политических преступлений на «абсолютные» и «относительные». К первым относятся деяния, политический характер которых не вызывает сомнений (например, выступление по радио и телевидению или на массовом митинге и др. с призывом к вооруженным антиправительственным выступлениям).

К «относительным» политическим преступлениям причисляются деяния, в основе которых лежит общеуголовный состав содеянного, но совершенные по политическим мотивам (убийство политического лидера оппозиционной партии или оппозиционного движения; поджог склада с оружием вблизи городской черты, населенного пункта с целью вызвать восстание или гражданскую войну и т.д.). Эти так называемые «относительные» политические преступления вызывают основные трудности и споры при их квалификации, что ведет к исключению этих деяний из разряда политических.

Практике института экстрадиции известны неединичные случаи, когда лица, опасающиеся уголовной ответственности в своем государстве за совершенные ими общеуголовные преступления, скрывались за границей и просили там политического убежища.

Определение характера преступления относится к внутренней политике государства, на территории которого находится беглец.

Государства для определения экстрадиционных преступлений придерживаются нескольких систем:

1) в международно-правовом документе дается исчерпывающий перечень таких преступлений;

  1. государства вообще не дают перечня экстрадиционных преступлений, а применяют критерий тяжести совершенного преступления и наказания.

В Конвенции Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 года установлено, что если правонарушение, в связи с которым запрашивается выдача, наказывается смертной казнью в запрашивающем государстве-участнике и если в отношении данного правонарушения такое наказание не предусматривается законодательством запрашиваемого государства-участника, то экстрадиция может быть разрешена только на основании заверения запрашивающего государства-участника в том, что смертная казнь применена не будет (ст. 11). Аналогичные правовые нормы содержатся во многих международно-правовых документах о выдаче;

3) применяется смешанная система, при которой в международных договорах и национальном законодательстве одновременно дается перечень экстрадиционных преступлений и указываются в качестве критерия сроки уголовного наказания. Иными словами, выдача возможна на условиях принципа «двойного вменения» с учетом критерия тяжести совершенного преступления и наказания за него.

Государство, ставящее вопрос о выдаче, должно направить запрашиваемому государству надлежащим образом оформленное соответствующее требование. При этом сложился порядок, что направление требования об экстрадиции, равно как и любых других документов, связанных с этим актом, осуществляется, как правило, дипломатическим путем.

В Конвенции Совета Европы 1957 года прямо подчеркивается, что требование о выдаче должно иметь письменную форму и его следует направлять по дипломатическим каналам (ст. 12). К требованиям о выдаче обычно прилагаются документы, доказывающие обоснованность самого требования.

В тех случаях, когда требование о выдаче не содержит всех необходимых данных, запрашиваемое государство-участник может затребовать дополнительные сведения, для чего устанавливается срок до одного месяца. Этот срок может быть продлен еще до одного месяца по ходатайству запрашивающего государства-участника (п. 1 ст. 59). В то же время, когда запрашивающее государство-участник не представит в установленный срок истребуемых дополнительных сведений, запрашиваемое государство-участник должно освободить лицо, взятое под стражу (п. 2 ст. 59).

Право требования дополнительной информации компетентным Органом стороны, которой предъявлено требование о выдаче, считается общепризнанным и в договорной практике западных государств. Закреплено такое право и в Конвенции Совета Европы 1957 года (ст. 13).

Следует отметить, что в истории экстрадиции и в настоящее время имели место случай, когда возможность истребования дополнительной информации использовалась в качестве способа, чтобы в одностороннем порядке избежать взятых на себя обязательств. Неудивительно, что в таких случаях процедура выдачи иногда растягивается не только на многие месяцы, но и на годы. Это происходит, в частности, в тех случаях, когда государство, которому предъявляется требование, по тем или иным причинам не желает его удовлетворить, но не считает нужным или возможным заявить об отказе в экстрадиции.

Взятие под стражу возможно и до получения требования о выдаче, в порядке так называемого предварительного ареста, при наличии ходатайства заинтересованного государства, гарантирующего последующее представление требования о выдаче. О взятии под стражу до получения требования о выдаче уведомляется государство, от которого поступило ходатайство или на территории которого, как считают компетентные органы страны, арестовавшей преступника, было совершено преступление.

Лицо, взятое под стражу на основании ходатайства о предварительном аресте, может быть освобождено, если в течение установленного договорного срока со дня отправки уведомления об аресте не поступит требования о выдаче.

В теории и практике экстрадиции считается общепризнанным, что процедура рассмотрения требования о выдачи преступника регламентируется исключительно национальным законодательством государства, которому предъявлено такое требование. В некоторых случаях это специально оговаривается, как, например, в ст. 22 Конвенции Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 года. Когда такой оговорки нет, она подразумевается как сама собой разумеющаяся.

Государство, удовлетворившее требование о выдаче, извещает по дипломатическим каналам государство, направившее это требование, и определяет место и время передачи преступника. Вместе с ним передаются вещи, добытые преступным путем, а также предметы, которые могут иметь доказательство по уголовному делу. Такой порядок является общепринятым и подтверждается практически во всех международно-правовых документах по экстрадиции.