«Умеренный стиль красноречия»
Нормой судебной речи в дореволюционной России был ее красивый, образный язык. Этот язык Н.П. Карабчевский назвал деловым языком, простым и нервным (разрядка моя. - Н.И.). Судебные ораторы широко использовали в речах изобразительно-выразительные средства языка. С.А. Андреевский называл защитника «говорящим писателем», который должен перенести в суд «простые, глубокие, искренние и правдивые приемы… литературы в оценке жизни». Оратор умел образно передать психическое состояние подсудимого перед совершением преступления. Характеристика Андреева в его речи овеяна лиризмом. «Возьмите всю жизнь Андреева. Вы увидите, что он работал без устали и работал успешно. Добывал очень хорошие деньги. Но деньгами не дорожил. Роскоши не понимал. Убыточных увлечений не имел. Не игрок, не пьяница, не обжора, не сладострастник, не честолюбец. В сущности, вся работа уходила на других. Он отдал большой капитал первой семье. Помимо того, участвовал во всевозможных благотворительных обществах и заслужил разные почетные звания. Высшие духовные интересы - наука, искусство - были ему чужды. Скажите: надо же было иметь и этому хорошему человеку что-либо такое, что бы составляло его личное счастье, его отдых, его утешение. И его влекло к тому простому счастью, которое вложено в нас самой природой, - к излюбленной женщине, которая бы пополнила одиночество мужчины. Что бы там ни говорили, но «не подобает быть человеку едину». Это закон жизни, основа всего мира. Какую бы дружбу мы к ближним ни испытывали, мы все-таки чувствуем себя отдаленными от них. Только в существе другого пола мы находим как бы частицу своего сердца, которое стучит нам навстречу и сливает нас с этим существом нераздельно. Эту высшую радость нашел Андреев в своей второй жене. Он не знал, как отблагодарить ее… Исполнял все ее прихоти. Отдавал ей все, что у него было. Уступал ее резкостям, всегда умел оправдывать ее шероховатости». Современные теоретики судебной речи, ссылаясь на мнение Квинтилиана о том, что «пусть красноречие будет великолепно без излишеств… богато без роскошества, мило без развязности, величаво без напыщенности: здесь, как и во всем, вернейший путь - средний, а все крайности - ошибки», пишут об «умеренном стиле красноречия», который «для обвинительной речи оптимален» [172. С. 159]. И аргументируют свой тезис тем, что этот стиль, во-первых, в наибольшей степени соответствует предмету судебной речи; во-вторых, «такой стиль соответствует среднему уровню развития обыкновенного здравомыслящего присяжного заседателя»; в-третьих, такая речь «соответствует среднему уровню развития большинства судебных ораторов, их реальным интеллектуально-духовным ресурсам, душевным качествам». Но что такое современный «средний стиль красноречия»? Как понимают его авторы? И почему нужно рассчитывать на средний уровень развития судебных ораторов? Культуру судебных процессов, когда они стали гарантией прав и свобод человека, следовало бы повышать, а не снижать. Да, в наши дни, в период общественных преобразований, в период демократизации общественной жизни, особенно ясно видно, как нестабильность во многих областях жизни отражается в нашей речи. Речь стала небрежной, косноязычной, неграмотной. Профессор Казанского университета Т.В. Губаева пишет о «непомерной языковой распущенности» [62. С. 264]. «Эпохой тотального косноязычия» назвала наше время заместитель заведующего кафедрой адвокатуры и нотариата МГЮА С. Володина [50. С. 69]. Пришла, к сожалению, неряшливость речи и в залы судебных заседаний, где нужна необыкновенная точность и ясность. Тот высокий, торжественный, возвышенный стиль, который звучал в речах Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевского, Н.П. Карабчевского, в наши дни, безусловно, неприемлем. Патетика, которая была неизбежной в судебных речах, произносимых в открытых процессах в советский период, сейчас кажется смешной, неуместной. Современная судебная речь, произносимая в судах общей юрисдикции, нередко вместо анализа обстоятельств дела содержит констатацию фактов. Еще в 70-е годы прошлого века юристы обращали внимание на то, что «в современной судебной речи различные точки зрения высказываются без излишних эмоций» [256. С. 57]. Многообразные советы о том, что в суде следует говорить языком закона, а также увеличивающееся количество рассматриваемых дел постепенно вытеснили из судебной речи глубокий психологический анализ и композиционные части, связанные с ним, а вместе с этим ушли из речи многие изобразительные средства. Поэтому в речи преобладают языковые средства официально-делового стиля[60], заученные стандартные обороты. Аргументация стала носить формальный характер. Более частой стала слабая по содержанию и плохая по форме судебная речь, которая не способствует формированию внутреннего убеждения суда; которая, если строго говорить, нарушает этические нормы в отношении судей, подсудимых и потерпевших. И до тех пор, пока этот вопрос не получит официального решения, формально выполняющие свои функции судебные ораторы, не уважающие людей, будут произносить плохие речи. Думающий, уважающий себя и свою профессию оратор, привыкший творчески работать над каждой судебной речью, и в наше время произносит в суде речь, похожую на художественное произведение. Таким примером может служить речь Г.М. Резника по делу Г. Пасько, произнесенная в заседании кассационной инстанции Военной коллегии Верховного Суда РФ 25 июня 2002 г. [161]. Речь логична и убедительна. И глубокому содержанию соответствует яркая форма. Значение приговора для адресата доказывания (общества) и неубедительность аргументов раскрываются непривычно для современных судебных ораторов «среднего уровня»: в речь введен образ рядового гражданина, среднего здравомыслящего человека, через восприятие которого анализируется приговор и выводы экспертов. От этого речь только выигрывает в убедительности. Цитаты из произведений М. Зощенко, метафора и сравнение (суд сыграл-таки вместе с обвинением, как в фильме Абуладзе, «польку-бабочку»), внутренний диалог простолюдина, не утомленного высшим образованием, ирония по поводу экспертов, не различающих понятия «раскрыть» и «назвать» (Что и говорить: ценнейшая информация?!), использование слов с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значениями для оценки доказательств, поговорка не на рассуд, а на осуд - все эти изобразительные средства органически вплетаются в логическую структуру речи, совершенно не кажутся в ней чуждыми и содействуют тому, что речь читается на одном дыхании. Вот на таких примерах надо учить студентов судоговорению! В судебных речах, обращенных к присяжным заседателям, необходимы средства диалогической речи, изобразительно-выразительные средства, так как убеждающая речь не может быть сухой констатацией фактов, она не может не быть взволнованной, экспрессивной и эмоциональной. «Нервный» язык судебного оратора - это речь не равнодушного человека, а человека, отстаивающего свою позицию по делу, заинтересованного в убеждении адресата доказывания в правоте своей точки зрения. В помощь молодым, начинающим судебным ораторам предлагается материал следующего раздела.
- Основы судебного красноречия (риторика для юристов) Ивакина н.Н.
- Оглавление
- Условные сокращения
- Введение
- Тема 1. Определение понятий
- 1. Понятие судебного красноречия
- Ораторское искусство
- 2. Речевая культура юриста
- Речь - визитная карточка юриста
- Специфика языка права
- Понятие культуры речи юриста
- 3. Качества воздействующей речи
- Ясность
- Точность
- Логичность
- Уместность
- Чистота
- Правильность
- Лаконичность
- Выразительность
- Самобытность
- Богатство
- Тема 2. Судебная речь - жанр ораторского искусства
- 1. Из истории судебного красноречия
- Судебное красноречие в Древней Греции
- Судоговорение в Древнем Риме
- Искусство судебной речи в IV - XIV вв .
- Судебное ораторское искусство Франции
- Судебное красноречие в дореволюционной России
- Судоговорение в советский и постсоветский периоды
- 2. Назначение судебной речи
- Прения сторон
- Ближайшая и конечная цель судебной речи
- 3. Отличительные черты судебной речи
- Предмет и материал судебной речи
- Оценочно-правовой характер
- Адресаты судебной речи
- 4. Диалогизированный монолог
- Судебная речь как монолог
- Признаки диалога
- Средства диалогизации монолога
- Юристы о стиле судебной речи
- Стилевые черты судебной речи
- Тема 3. Логические основы судебной речи
- А.Ф. Кони. Приемы и задачи прокуратуры
- 1. Убедительность судебной речи
- Основные законы мышления
- Логическая операция доказательства
- Прямое и косвенное доказательство
- Опровержение
- 2. Логические ошибки в речи
- Ошибки в логике рассуждения
- Ошибки в выборе языковых средств
- Софизмы
- 3. Языковые средства, создающие логичность речи
- Специальные средства связи
- Вопросительные высказывания
- Тема 4. Композиция судебной речи
- 1. Логическая структура судебной речи
- Вступление
- Главная часть
- Заключение
- 2. Лингвистический аспект композиции
- Прием контраста
- Прием обрамления
- Лингвистические термины
- Интеллектуализированные средства воздействия
- «Умеренный стиль красноречия»
- 2. Средства эмоционального воздействия
- Яркие краски художественной литературы
- Фигуры речи
- Вопросительные конструкции
- «Курсив в печати»
- Тема 6. Техника речи - средство речевого воздействия
- Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия
- 1. Интонационно-выразительные средства
- Сила голоса
- Темп речи
- Мелодический рисунок речи
- 2. Произношение
- Произношение гласных
- Произношение согласных
- Произношение сочетаний
- 3. Благозвучие
- Благозвучные и неблагозвучные звуки
- Причины неблагозвучия
- 4. Ударение
- Подвижное ударение
- Нарушения в постановке ударения
- Некоторые акцентологические нормы
- Тема 7. Этические основы судебных прений
- 1. Судебная этика
- А.Ф. Кони - основатель судебной этики
- Судебная этика в советский и постсоветский периоды
- 2. Этикет судебного оратора
- Правила вежливости для прокурора
- Правила этичного поведения адвоката
- 3. Этика речевого поведения оратора
- Обстановка официальной вежливости
- Юмор в судебных прениях
- Уважение к «живому человеку»
- Тема 8. Устный характер судебной речи
- 1. Спонтанность судебной речи
- Специфика устной речи
- Подготовка судебной речи
- Устность судебной речи
- 2. Разговорные конструкции в судебной речи
- Смещение синтаксической перспективы высказывания
- Паузы обдумывания
- Типизированные предикативные конструкции
- Страшная месть
- Заключение
- Литература [81]
- Словари
- Приложение 1 судебные речи известных дореволюционных юристов Александров п.А. Речь в защиту Засулич
- Андреевский с.А. Речь в защиту братьев Келеш
- Громницкий м.Ф. Обвинительная речь по делу о бывшем студенте Данилове
- Карабчевский н.П. Речь в защиту Мироновича
- Кони а.Ф. Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем
- Обнинский п.Н. Обвинительная речь по делу Качки
- Плевако ф.Н. Речь в защиту Качки [86]
- Плевако ф.Н. Речь по делу рабочих Коншинской фабрики
- Спасович в.Д. Речь в защиту Дементьева
- Урусов а.И. Речь в защиту Волоховой
- Хартулари к.Ф. Речь в защиту Левенштейн
- Судебные речи известных юристов советского периода Дервиз о. В. Речь в защиту Васильевой
- Кан н.П. Речь в защиту Далмацкого
- Киселев я.С. Речь в защиту Бердникова
- Росселъс в.Л. Речь в защиту Семеновых
- Царев в.И. Обвинительная речь по делу братьев Кондраковых
- Магнитофонная запись обвинительной речи по делу Кителева
- Судебные речи современных прокуроров и адвокатов красноярского края Речь представителя гражданского истца Савельевой
- Обвинительная речь по делу Старовойтова
- Обвинительная речь по делу Артемьева
- Речь в защиту Артемьева
- Речь в защиту Иванова
- Речь в защиту Шемберга
- Приложение 2 Сергеич п . Искусство речи на суде Глава 5. Предварительная обработка речи (Раздел «Художественная обработка»)
- Шустова м.Л. [90] Функции вопросительных конструкций в судебной речи
- Ивакина н.Н. Дело производством прекратить ! (Язык российских законов)