Юмор в судебных прениях
Некоторые авторы работ о судебной речи пишут о необходимости в ней «даже комического», элементов юмора, который «повышает образность речи, делает ее более выразительной и эмоциональной… им уместно пользоваться для критики вскрытых во время судебного процесса отрицательных явлений, при анализе отдельных источников доказательств, для полемики с другими участниками судебных прений» [9. С. 41][75]. Но не пострадают ли от этого этические нормы?[76] Ведь что такое юмор? Юмор (англ. humour) - это: 1. Добродушно-насмешливое отношение к кому-либо, умение представить события, недостатки, слабости в комическом виде. 2. Изображение… каких-либо явлений действительности в комическом, смешном виде, когда при этом насмешка, внешне комическая трактовка сочетаются с внутренней серьезностью, сочувственным отношением к предмету смеха. Удачный, на взгляд автора, пример непреднамеренного юмора можно найти в речи советского адвоката П.А. Дроздова по делу Кадуева, обвиняемого в покушении на изнасилование и отказавшегося от него. Объективно анализируя и оценивая соответственно поведение подсудимого, бросая ему «заслуженный упрек в нечистоплотности, в аморальности его поведения», оратор восстанавливает картину происшествия для того, чтобы объяснить причины подачи потерпевшею заявления в суд. Итак, «со слов самой потерпевшей мы знаем, что Кадуев прекратил свои попытки после того, как она сказала: «Я - девушка». Когда подсудимый помог потерпевшей подняться с земли, он ударил ее по лицу. По этому поводу сама потерпевшая показала суду так: «Он, Олег, слегка ударил меня, думаю, за то, что я ему не отдалась». В ответ на это Нина крикнула, крикнула инстинктивно, бессознательно. Она крикнула: «Мама!». Но вместо мамы совершенно неожиданно из кустов газона показалась внушительная фигура милиционера. Он, стоя тут же поблизости на посту, услышал крик и явился на помощь. Он видит молодую пару, состояние их туалетов не может не навести на размышления, и тогда Нина, показывая на подсудимого, сказала: «Он хотел меня изнасиловать!». Позже, когда уже обо всем узнала мать, Нина повторила эту мысль в своем письменном заявлении. Она это сделала потому, что была застигнута в таком состоянии, при котором другое объяснение было бы неизбежно связано для нее с весьма компрометирующими фактами. Она не была бы привлечена к уголовной ответственности, но моральный приговор для нее был весьма и весьма нежелателен». Здесь юмор (см. 2-е значение слова) создается сопоставлением слов мама и милиционер, которые в данном случае являются ситуативными антонимами. Подобный прием не столько усиливает эмоциональное воздействие на судей, сколько содействует установлению причины возникновения данного уголовного дела. Но использовать юмор следует крайне осторожно. Он должен быть строго мотивированным и не должен нарушать такое качество судебной речи, как уместность. На суде, где рассматриваются человеческие драмы, а нередко и трагедии, юмор, как правило, неуместен. Об этом же писал в свое время К.Л. Луцкий: «В возражении иногда уместны бывают легкая ирония и благородная шутка, хотя величие и серьезность судебного процесса заставляют относиться крайне осторожно к такому способу борьбы и, пожалуй, на суде правильнее всего было бы не пользоваться им совсем» [132. С. 196].
- Основы судебного красноречия (риторика для юристов) Ивакина н.Н.
- Оглавление
- Условные сокращения
- Введение
- Тема 1. Определение понятий
- 1. Понятие судебного красноречия
- Ораторское искусство
- 2. Речевая культура юриста
- Речь - визитная карточка юриста
- Специфика языка права
- Понятие культуры речи юриста
- 3. Качества воздействующей речи
- Ясность
- Точность
- Логичность
- Уместность
- Чистота
- Правильность
- Лаконичность
- Выразительность
- Самобытность
- Богатство
- Тема 2. Судебная речь - жанр ораторского искусства
- 1. Из истории судебного красноречия
- Судебное красноречие в Древней Греции
- Судоговорение в Древнем Риме
- Искусство судебной речи в IV - XIV вв .
- Судебное ораторское искусство Франции
- Судебное красноречие в дореволюционной России
- Судоговорение в советский и постсоветский периоды
- 2. Назначение судебной речи
- Прения сторон
- Ближайшая и конечная цель судебной речи
- 3. Отличительные черты судебной речи
- Предмет и материал судебной речи
- Оценочно-правовой характер
- Адресаты судебной речи
- 4. Диалогизированный монолог
- Судебная речь как монолог
- Признаки диалога
- Средства диалогизации монолога
- Юристы о стиле судебной речи
- Стилевые черты судебной речи
- Тема 3. Логические основы судебной речи
- А.Ф. Кони. Приемы и задачи прокуратуры
- 1. Убедительность судебной речи
- Основные законы мышления
- Логическая операция доказательства
- Прямое и косвенное доказательство
- Опровержение
- 2. Логические ошибки в речи
- Ошибки в логике рассуждения
- Ошибки в выборе языковых средств
- Софизмы
- 3. Языковые средства, создающие логичность речи
- Специальные средства связи
- Вопросительные высказывания
- Тема 4. Композиция судебной речи
- 1. Логическая структура судебной речи
- Вступление
- Главная часть
- Заключение
- 2. Лингвистический аспект композиции
- Прием контраста
- Прием обрамления
- Лингвистические термины
- Интеллектуализированные средства воздействия
- «Умеренный стиль красноречия»
- 2. Средства эмоционального воздействия
- Яркие краски художественной литературы
- Фигуры речи
- Вопросительные конструкции
- «Курсив в печати»
- Тема 6. Техника речи - средство речевого воздействия
- Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия
- 1. Интонационно-выразительные средства
- Сила голоса
- Темп речи
- Мелодический рисунок речи
- 2. Произношение
- Произношение гласных
- Произношение согласных
- Произношение сочетаний
- 3. Благозвучие
- Благозвучные и неблагозвучные звуки
- Причины неблагозвучия
- 4. Ударение
- Подвижное ударение
- Нарушения в постановке ударения
- Некоторые акцентологические нормы
- Тема 7. Этические основы судебных прений
- 1. Судебная этика
- А.Ф. Кони - основатель судебной этики
- Судебная этика в советский и постсоветский периоды
- 2. Этикет судебного оратора
- Правила вежливости для прокурора
- Правила этичного поведения адвоката
- 3. Этика речевого поведения оратора
- Обстановка официальной вежливости
- Юмор в судебных прениях
- Уважение к «живому человеку»
- Тема 8. Устный характер судебной речи
- 1. Спонтанность судебной речи
- Специфика устной речи
- Подготовка судебной речи
- Устность судебной речи
- 2. Разговорные конструкции в судебной речи
- Смещение синтаксической перспективы высказывания
- Паузы обдумывания
- Типизированные предикативные конструкции
- Страшная месть
- Заключение
- Литература [81]
- Словари
- Приложение 1 судебные речи известных дореволюционных юристов Александров п.А. Речь в защиту Засулич
- Андреевский с.А. Речь в защиту братьев Келеш
- Громницкий м.Ф. Обвинительная речь по делу о бывшем студенте Данилове
- Карабчевский н.П. Речь в защиту Мироновича
- Кони а.Ф. Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем
- Обнинский п.Н. Обвинительная речь по делу Качки
- Плевако ф.Н. Речь в защиту Качки [86]
- Плевако ф.Н. Речь по делу рабочих Коншинской фабрики
- Спасович в.Д. Речь в защиту Дементьева
- Урусов а.И. Речь в защиту Волоховой
- Хартулари к.Ф. Речь в защиту Левенштейн
- Судебные речи известных юристов советского периода Дервиз о. В. Речь в защиту Васильевой
- Кан н.П. Речь в защиту Далмацкого
- Киселев я.С. Речь в защиту Бердникова
- Росселъс в.Л. Речь в защиту Семеновых
- Царев в.И. Обвинительная речь по делу братьев Кондраковых
- Магнитофонная запись обвинительной речи по делу Кителева
- Судебные речи современных прокуроров и адвокатов красноярского края Речь представителя гражданского истца Савельевой
- Обвинительная речь по делу Старовойтова
- Обвинительная речь по делу Артемьева
- Речь в защиту Артемьева
- Речь в защиту Иванова
- Речь в защиту Шемберга
- Приложение 2 Сергеич п . Искусство речи на суде Глава 5. Предварительная обработка речи (Раздел «Художественная обработка»)
- Шустова м.Л. [90] Функции вопросительных конструкций в судебной речи
- Ивакина н.Н. Дело производством прекратить ! (Язык российских законов)