Выразительность
Краткость речи должна сочетаться с ее глубоким содержанием, чему содействуют эмоциональность и экспрессивность. Эмоции вызывает сам материал судебной речи. Экспрессивность (выразительность) выступления оратора зависит от самостоятельности его мышления, от его интереса к тому, о чем говорит; от умения контролировать свою речь; от сознательного намерения говорить выразительно. Выразительная речь вызывает интерес у судей и присутствующих в зале суда граждан, поддерживает интерес к предмету разговора. Созданию экспрессивности, а также эмоциональности служат языковые средства, с помощью которых оратор выражает эмоционально-волевое отношение к предмету речи и тем самым воздействует на эмоции присяжных заседателей и слушающих дело граждан. Это различные изобразительно-выразительные средства[20]. Однако каждое изобразительно-выразительное средство уместно в судебной речи в том случае, когда помогает усилить звучание аргумента, а также выразить важную, с точки зрения оратора, мысль, передать ее суду, подсудимому или присутствующим в зале суда гражданам. Использование риторических приемов ради украшательства, красивости речи ослабляет ее логический аспект, снижает ее убедительность. Об одном из таких случаев рассказал А. П. Чехов («Случай из судебной практики»): Подсудимый Шельмецов обвинялся в краже со взломом, мошенничестве и проживании по чужому паспорту. Защищал его «знаменитейший и популярнейший адвокат. Этого адвоката знает весь свет. Чудные его речи цитируются, фамилия его произносится с благоговением… Когда товарищ прокурора сумел доказать, что Шельмецов виновен и не заслуживает снисхождения, когда он уяснил, убедил и сказал: «Я кончил», - поднялся защитник. Все навострили уши. Воцарилась тишина. Адвокат заговорил, и… пошли плясать нервы N…ской публики! Он вытянул свою смугловатую шею, склонил на бок голову, засверкал глазами, поднял вверх руку, и необъяснимая сладость полилась в напряженные уши. Язык его заиграл на нервах, как на балалайке. После первых же двух-трех фраз его кто-то из публики громко ахнул, и вынесли из залы заседания какую-то бледную даму. Через три минуты председатель вынужден был потянуться к звонку и трижды позвонить. Судебный пристав с красным носиком завертелся на своем стуле и стал угрожающе посматривать на увлеченную публику. Все зрачки расширились, лица побледнели от страстного ожидания последующих фраз, они вытянулись… А что делалось с сердцами?! – Мы - люди, господа присяжные заседатели! - сказал между прочим защитник. - Прежде чем предстать перед вами, этот человек выстрадал шестимесячное предварительное заключение. В продолжение шести месяцев жена была лишена горячо любимого супруга, глаза детей не высыхали от слез при мысли, что около них нет дорогого отца! О, если бы вы посмотрели на этих детей! Они голодны, потому что их некому кормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны… Да поглядите же! Они протягивают к вам свои ручонки, прося вас возвратить им их отца! Их здесь нет, но вы можете себе их представить (Пауза). Заключение… Гм… Его посадили рядом с ворами и убийцами… Его! (Пауза). Надо только представить себе его нравственные муки в этом заключении, вдали от жены и детей, чтобы… Да что говорить?! В публике послышались всхлипывания… Заплакала какая-то девушка с большой брошкой на груди. Вслед за ней захныкала соседка ее, старушонка. Защитник говорил и говорил… Факты он миновал, а напирал больше на психологию. – Знать его душу - значит знать особый, отдельный мир, полный движений. Я изучил этот мир… Изучая его, я, признаюсь, впервые изучил человека. Я понял человека… Каждое движение его души говорит за то, что в своем клиенте я имею честь видеть идеального человека… Судебный пристав перестал глядеть угрожающе и полез в карман за платком. Вынесли из залы еще двух дам. Председатель оставил в покое звонок и надел очки, чтобы не заметили слезинки, навернувшейся в его правом глазу. Все полезли за платками. Прокурор, этот камень, этот лед, бесчувственнейший из организмов, беспокойно завертелся на кресле, покраснел и стал глядеть под стол… Слезы засверкали сквозь его очки. «Было б мне отказаться от обвинения! - подумал он. - Ведь этакое фиаско потерпеть! А?» – Взгляните на его глаза! - продолжал защитник (подбородок его дрожал, голос дрожал, и сквозь глаза глядела страдающая душа). - Неужели эти кроткие, нежные глаза могут равнодушно глядеть на преступление? О нет! Они, эти глаза, плачут! Под этими калмыцкими скулами скрываются тонкие нервы! Под этой грубой, уродливой грудью бьется далеко не преступное сердце! И вы, люди, дерзнете сказать, что он виноват?! Тут не вынес и сам подсудимый. Пришла и его пора заплакать. Он замигал глазами, заплакал и беспокойно задвигался… – Виноват! - заговорил он, перебивая защитника. - Виноват! Сознаю свою вину! Украл и мошенства строил! Окаянный я человек! Деньги я из сундука взял, а шубу краденую велел свояченице спрятать… Каюсь! Во всем виноват! И подсудимый рассказал, как было дело. Его осудили».
- Основы судебного красноречия (риторика для юристов) Ивакина н.Н.
- Оглавление
- Условные сокращения
- Введение
- Тема 1. Определение понятий
- 1. Понятие судебного красноречия
- Ораторское искусство
- 2. Речевая культура юриста
- Речь - визитная карточка юриста
- Специфика языка права
- Понятие культуры речи юриста
- 3. Качества воздействующей речи
- Ясность
- Точность
- Логичность
- Уместность
- Чистота
- Правильность
- Лаконичность
- Выразительность
- Самобытность
- Богатство
- Тема 2. Судебная речь - жанр ораторского искусства
- 1. Из истории судебного красноречия
- Судебное красноречие в Древней Греции
- Судоговорение в Древнем Риме
- Искусство судебной речи в IV - XIV вв .
- Судебное ораторское искусство Франции
- Судебное красноречие в дореволюционной России
- Судоговорение в советский и постсоветский периоды
- 2. Назначение судебной речи
- Прения сторон
- Ближайшая и конечная цель судебной речи
- 3. Отличительные черты судебной речи
- Предмет и материал судебной речи
- Оценочно-правовой характер
- Адресаты судебной речи
- 4. Диалогизированный монолог
- Судебная речь как монолог
- Признаки диалога
- Средства диалогизации монолога
- Юристы о стиле судебной речи
- Стилевые черты судебной речи
- Тема 3. Логические основы судебной речи
- А.Ф. Кони. Приемы и задачи прокуратуры
- 1. Убедительность судебной речи
- Основные законы мышления
- Логическая операция доказательства
- Прямое и косвенное доказательство
- Опровержение
- 2. Логические ошибки в речи
- Ошибки в логике рассуждения
- Ошибки в выборе языковых средств
- Софизмы
- 3. Языковые средства, создающие логичность речи
- Специальные средства связи
- Вопросительные высказывания
- Тема 4. Композиция судебной речи
- 1. Логическая структура судебной речи
- Вступление
- Главная часть
- Заключение
- 2. Лингвистический аспект композиции
- Прием контраста
- Прием обрамления
- Лингвистические термины
- Интеллектуализированные средства воздействия
- «Умеренный стиль красноречия»
- 2. Средства эмоционального воздействия
- Яркие краски художественной литературы
- Фигуры речи
- Вопросительные конструкции
- «Курсив в печати»
- Тема 6. Техника речи - средство речевого воздействия
- Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия
- 1. Интонационно-выразительные средства
- Сила голоса
- Темп речи
- Мелодический рисунок речи
- 2. Произношение
- Произношение гласных
- Произношение согласных
- Произношение сочетаний
- 3. Благозвучие
- Благозвучные и неблагозвучные звуки
- Причины неблагозвучия
- 4. Ударение
- Подвижное ударение
- Нарушения в постановке ударения
- Некоторые акцентологические нормы
- Тема 7. Этические основы судебных прений
- 1. Судебная этика
- А.Ф. Кони - основатель судебной этики
- Судебная этика в советский и постсоветский периоды
- 2. Этикет судебного оратора
- Правила вежливости для прокурора
- Правила этичного поведения адвоката
- 3. Этика речевого поведения оратора
- Обстановка официальной вежливости
- Юмор в судебных прениях
- Уважение к «живому человеку»
- Тема 8. Устный характер судебной речи
- 1. Спонтанность судебной речи
- Специфика устной речи
- Подготовка судебной речи
- Устность судебной речи
- 2. Разговорные конструкции в судебной речи
- Смещение синтаксической перспективы высказывания
- Паузы обдумывания
- Типизированные предикативные конструкции
- Страшная месть
- Заключение
- Литература [81]
- Словари
- Приложение 1 судебные речи известных дореволюционных юристов Александров п.А. Речь в защиту Засулич
- Андреевский с.А. Речь в защиту братьев Келеш
- Громницкий м.Ф. Обвинительная речь по делу о бывшем студенте Данилове
- Карабчевский н.П. Речь в защиту Мироновича
- Кони а.Ф. Обвинительная речь по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем
- Обнинский п.Н. Обвинительная речь по делу Качки
- Плевако ф.Н. Речь в защиту Качки [86]
- Плевако ф.Н. Речь по делу рабочих Коншинской фабрики
- Спасович в.Д. Речь в защиту Дементьева
- Урусов а.И. Речь в защиту Волоховой
- Хартулари к.Ф. Речь в защиту Левенштейн
- Судебные речи известных юристов советского периода Дервиз о. В. Речь в защиту Васильевой
- Кан н.П. Речь в защиту Далмацкого
- Киселев я.С. Речь в защиту Бердникова
- Росселъс в.Л. Речь в защиту Семеновых
- Царев в.И. Обвинительная речь по делу братьев Кондраковых
- Магнитофонная запись обвинительной речи по делу Кителева
- Судебные речи современных прокуроров и адвокатов красноярского края Речь представителя гражданского истца Савельевой
- Обвинительная речь по делу Старовойтова
- Обвинительная речь по делу Артемьева
- Речь в защиту Артемьева
- Речь в защиту Иванова
- Речь в защиту Шемберга
- Приложение 2 Сергеич п . Искусство речи на суде Глава 5. Предварительная обработка речи (Раздел «Художественная обработка»)
- Шустова м.Л. [90] Функции вопросительных конструкций в судебной речи
- Ивакина н.Н. Дело производством прекратить ! (Язык российских законов)