Государственная служба
Статус государственной службы в Японии определяется Законом о государственных служащих, принятым 21 октября 1947 г., в который в дальнейшем вносились неоднократные поправки и изменения. Контроль за соблюдением данного закона возложен на Совет по делам персонала при кабинете министров.
В категорию государственных служащих в Японии включают не только работников административного аппарата, чиновников в собственном смысле слова, но и тех, кто работает на предприятиях, принадлежащих государству, служащих государственных железных дорог, работников телевидения, государственных и общественных (муниципальных) школ, военнослужащих <сил самообороны>, сотрудников полиции и пожарной службы. По численности государственных служащих Япония значительно уступает странам Западной Европы и США, что связано с относительно небольшими размерами государственного сектора в стране.
Конституция Японии закрепила положение государственных служащих как <слуг всего общества, а не какой-либо одной его части>. В развитие этого определения Закон о государственных служащих предписывает, что чиновник должен работать только ради общественного интереса и посвящать ему все силы и помыслы.
Находящиеся на государственной службе лица в зависимости от характера выполняемой работы подразделяются на две основные группы: а) работники <обычной службы> и б) работники <особой службы>.
Работники <обычной службы> - это основная -масса чиновников, которых в стране насчитывается около трех миллионов. Они направляются на работу после сдачи экзаменов на должность, и их жалованье определяется соответствующей стандартной шкалой. Все, входящие в эту группу, делятся Законом на 7 категорий, причем к чиновникам как таковым можно отнести только лиц первой категории, занимающихся канцелярской работой и трудом, требующим специальных профессиональных знаний и получающих жалованье за административную работу. Именно эта категория государственных служащих является самой многочисленной среди других государственных лиц. К другим категориям относятся работники полиции и налоговой службы, просвещения, здравоохране-' ния, занимающиеся научно-исследовательской работой и т.д.
Назначение на государственную службу производится на основе конкурсных экзаменов, которые проводятся по принципу <открытых дверей> с сообщением о времени и месте их проведения в средствах массовой информации. Подобная система была введена в Японии еще в конце XIX века и действует до настоящего времени практически без изменений. Организацией конкурсных экзаменов ведает Совет по делам персонала, в составе которого находится специальный экзаменационный отдел и 4 главных экзаменатора. К экзаменам допускаются только японские подданные. Экзамены для впервые поступающих на государственную службу проводятся по трем отдельным группам: 1) для лиц, окончивших высшие учебные заведения; 2) для лиц, имеющих неполное высшее образование; 3) для лиц, окончивших средние учебные заведения. Лиц, сдающих экзамены по первой группе, в случае успеха зачисляют в категорию <квалифицированных служащих>, к которой принадлежат, в частности, высшие слои чиновничества. Кроме того, желающие стать административными работниками на экзаменах составляют отдельную подгруппу. Характерно, что обычно число претендентов в несколько (иногда и в десятки) раз превосходит количество вакантных мест.
Через конкурсные экзамены происходит и повышение в должности. Японские законы формально дают каждому лицу, поступившему на административную службу, равное право на повышение в должности. Совет по делам персонала ежегодно летом проводит конкурсные экзамены на повышение в должности работников <обычной службы>, в которых могут участвовать любые лица, находящиеся на нижестоящих постах. Однако существует ряд оговорок и ограничительных условий, предъявляемых к претендентам на руководящие посты. Одно из важнейших условий - образовательный ценз. Существующая практика исключает возможность назначения на посты начальников секций, отделов и департаментов лиц, не имеющих высшего образования. Кроме того, успешная сдача экзаменов не означает автоматического назначения на должность. Это сопряжено, как правило, с испытательным сроком (не менее полугода), по истечении которого при положительных результатах и происходит официальное назначение на искомую должность.
Служебное положение чиновников определяется должностями, которые они занимают в соответствии со своими рангами, стажем работы и другими обстоятельствами. От должности, определяющей объем полномочий, зависят размеры жалованья, которое жестко регламентировано специальной шкалой. В соответствии с этой шкалой, все чиновники (т.е. государственные служащие, входящие в первую категорию
лиц, занятых на <обычной службе>) подразделяются на восемь рангов. Каждый ранг, в свою очередь, делится на 15 разрядов. Ранг каждого чиновника зависит от должности, занимаемой им в государственном аппарате, а его разряд - от стажа работы, образования, служебных характеристик и т.п. Высшим рангом в чиновничьей иерархии является первый, что же касается разрядов, то первый в каждой ранговой категории - самый низкооплачиваемый. Кроме должностного оклада, государственный служащий получает различные надбавки: премии, доплату на содержание домашнего хозяйства, за сверхурочные, за работу в выходные дни, <отраслевые> надбавки и др.
Привилегированные чиновники трех первых рангов составляют сравнительно небольшую часть всех служащих центрального административного аппарата. Однако, занимая посты начальников департаментов, отделов и секций или равные им по значимости должности, чиновники этих рангов фактически держат в своих руках рычаги административной власти во всех министерствах и ведомствах страны. Что же касается остальных групп чиновников, то они являются лишь исполнителями решений и указаний своих начальников.
На государственной службе Японии, равно как и в подавляющем большинстве учреждений и предприятий страны, действует специфическая система <пожизненного найма>. Эта система предполагает длительную (вплоть до ухода на пенсию) службу работающего по найму в одной организации. Его должность и размер жалованья ставятся в прямую зависимость от продолжительности непрерывного стажа. Например, при прочих равных условиях чиновнику необходимо проработать в одном государственном ведомстве 15-20 лет, чтобы достичь поста начальника секции, и около 30 лет, чтобы получить должность начальника департамента. Данная система предопределяет практическое отсутствие межведомственной мобильности чиновников, что стало одной из наиболее характерных черт государственной службы в Японии. В то же время особенностью являются частые, каждые два-три года, перемещения чиновников внутри их ведомства.
Еще одна отличительная черта бюрократического мира Японии - межведомственные трения и раздоры. Они обусловлены как наличием у чиновников каждого из звеньев государственно-административного аппарата собственных узковедомственных интересов, так и дублированием и перекрещиванием функций различных подразделений этого аппарата.
Специфической особенностью является и <культ> образованности, характерный для всего японского общества. В частности, высшее образование дает чиновникам на всех этапах служебной карьеры целый ряд преимуществ, помимо уже ранее упомянутых. Так, если лица со средним и специальным техническим образованием зачисляются при поступлении на службу во 2-й разряд 8-го ранга, то выпускники университетов получают сразу 1-й разряд 7-го ранга. При дальнейшем служебном повышении в разрядах и рангах выпускники университетов также получают ряд привилегий и льгот. Однако далеко не все чиновники, обладающие университетскими дипломами, имеют равные шансы на успех при продвижении по служебной лестнице. Весьма важным фактором служит <ранг> университета. Бесспорный приоритет здесь принадлежит Токийскому университету, который известен как <питомник бюрократии>. Его выпускники гораздо быстрее, чем остальные их коллеги, проходят нижние ступени административной лестницы и через 10 лет достигают высоких рангов и руководящих постов, тогда как выпускники других вузов всячески оттираются.
Японское законодательство допускает существенное ограничение трудовых прав государственных служащих. В частности, на ряд категорий не распространяются правила об условиях труда, урезаны права на ведение коллективных переговоров. Полностью запрещены забастовки государственных служащих. Чиновники также значительно ограничены в политической деятельности: вступление в политические партии не запрещено, но они не могут баллотироваться на выборные публичные должности и выступать в качестве политических консультантов.
Закон о государственной службе четко определяет круг должностных лиц, находящихся на <особой службе>. Они направляются на работу без экзаменов, и их жалованье не связано со стандартной шкалой. В их число входят: премьер-министр, министры, советники по делам персонала и ревизионного совета, генеральный секретарь кабинета и его заместители, парламентские вице-министры, личные секретари премьер-министра, министров и других видных должностных лиц. К этой же группе относятся все государственные должностные лица, избираемые парламентом либо утверждаемые обеими или одной из палат. Сюда входят также чрезвычайные и полномочные послы, посланники, члены Академии наук Японии, судьи и другие судебные работники, служащие управления обороны, служащие парламента, секретари депутатов парламента и другие должностные лица.
Работников <особой службы> насчитывается всего несколько сот человек, но они составляют самый верхний слой чиновников центрального государственного аппарата. Исключением являются лишь члены Академии наук, служащие парламента и секретари депутатов парламента, которые по характеру своей работы не могут быть причислены к чиновникам. Лица, занятые на <особой службе>, получают оплату в порядке, установленном специальными законами.
Законодательство предусматривает дисциплинарную ответственность государственных служащих, причем взыскания на них могут налагать как их начальники по службе, так и Совет по делам персонала. Основаниями для привлечения к дисциплинарной ответственности могут служить: нарушение Закона о государственных служащих и правил, издаваемых Советом по делам персонала; невыполнение должностных обязанностей; совершение поступков, порочащих государственного служащего в качестве <слуги всего народа>.
Основными видами дисциплинарных взысканий являются: увольнение от должности; временное отстранение от занимаемой должности сроком от одного дня до одного года (за это время государственный служащий, как правило, не получает заработную плату); удержание из должностного оклада (может быть удержано до трети жалованья за период от одного дня до одного года); письменный выговор (замечание).
Как правило, дисциплинарные взыскания влияют на решения о продвижении по службе, прибавке к жалованью, установлении надбавки за усердие. Запись о дисциплинарных санкциях никогда не изымается из личных дел.
Однако государственный служащий может обратиться за восстановлением в правах к вышестоящим административным руководителям, а также в Совет по делам персонала, направив туда заявление о <неподчинении> в отношении принятых к нему дисциплинарных мер. Если Совет принимает решение в пользу обратившегося, то в соответствии с Законом о государственных служащих дисциплинарное взыскание аннулируется, а также принимаются меры по исправлению допущенной несправедливости.
Японское законодательство провозглашает принципы <деполитизации> и <деидеологизации> административного аппарата и декларирует его подчиненность кабинету министров. Тем не менее политическая реальность Японии показывает, что эти юридические предписания нередко носят формальный характер и японская бюрократическая элита самым непосредственным образом участвует в политической деятельности. В соответствии с существующими законами, министрами не могут быть назначены официальные должностные лица, то есть штатные чиновники. Практически все министры назначаются из числа депутатов парламента и, следовательно, министр в Японии - это не чиновник, а политический деятель, который призван контролировать и направлять работу штатных служащих государственного аппарата - чиновников, долг которых - действовать в соответствии с указаниями министра. Такая система как будто закрепляет главенство политиков над бюрократией. Но на деле все происходит иначе, и подобное положение связано с несколькими обстоятельствами.
Во-первых, частая сменяемость политиков на министерских постах приводит к частым перемещениям в правительстве. Реальная деятельность министра, профессионального политика, зачастую сводится к назначению на высшие административные посты своих сторонников и представлению интересов своего ведомства в парламенте. Практическая же работа соответствующего министерства направляется аппаратом, его высшими звеньями во многом независимо от того, какое лицо в данный момент занимает пост министра. Во-вторых, высшие органы бюрократии Японии обладают значительно большей, по сравнению с правительством, стабильностью, так как частые перемещения в кабинете министров не отражаются на персонале правительственных учреждений.
Большие преимущества дают чиновничеству также специальные знания и юридическое образование. Последним обладает подавляющее большинство (около 70%) высокопоставленных чиновников, что облегчает им ориентирование в огромной массе юридических норм и предписаний.
Для послевоенной Японии характерно еще одно явление, связанное с усилением роли бюрократии в политической жизни страны. Это массовый переход высокопоставленных правительственных чиновников к политической деятельности путем выдвижения своих кандидатур на парламентских выборах после ухода с государственной службы. За годы работы в центральном административном аппарате они завязывают тесные контакты с партиями, получают богатый опыт участия в деятельности парламентских комиссий, составления законопроектов и т.д. В результате многим бывшим правительственным чиновникам удается получить назначение на министерский пост.
Сфера влияния бюрократии распространяется не только на исполнительные, но и на законодательные органы государственной власти. Ведь чиновникам в действительности принадлежит важнейшая роль в законодательном процессе, ибо большинство выносимых на утверждение парламента законопроектов - это законопроекты правительства, то есть подготовленные правительственными учреждениями. Их составление является от начала и до конца делом рук бюрократии.
Из числа проектов, подготовленных парламентом, лишь небольшая часть получает силу закона, а правительственные законопроекты становятся законами в своем подавляющем большинстве. Поэтому и в стенах парламента чиновники являются влиятельными лицами.
- Государственное управление и государственная служба за рубежом
- Глава 1. Соединенные штаты америки
- Глава 2. Великобритания
- Особенности британской конституции
- Парламент
- Правительство
- Местное самоуправление
- Судебная система
- Гражданская (государственная) служба
- Глава 4. Германия
- Основной закон (конституция) фрг
- Высшие органы законодательной власти
- Органы судебной власти и конституционного надзора
- Система государственной службы
- Органы судебной власти и конституционного надзора
- Система государственной службы
- Глава 3. Франция
- Государственный строй. Конституция
- Президент Республики
- Правительство
- Парламент
- Национальное собрание
- Конституционный совет
- Местные органы власти
- Регион (округ)
- Департамент
- Коммуна
- Судебная власть
- Государственный совет
- Высокая палата правосудия и Суд Республики
- Государственная служба
- Центральная государственная служба
- Местная государственная служба
- Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих
- Глава 5. Италия
- Конституция 1947 г.
- Высшие органы законодательной власти Италии
- Высшие органы исполнительной власти
- Органы местного самоуправления
- Судебная система Италии
- Крушение режима Первой Республики и начало образования Второй Республики: борьба вокруг реформы конституции
- Государственная служба
- Глава 6. Страны северной европы (Финляндия, Дания, Швеция)
- Финляндия
- Центральные органы власти Парламент
- Президент республики
- Государственный совет
- Губернское и местное самоуправление
- Автономия Аландских островов
- Судебная власть
- Государственная служба
- Центральные органы власти Фолькетинг
- Правительство
- Местные органы власти
- Судебная власть
- Государственная служба
- Центральные органы власти Риксдаг
- Правительство
- Местные органы власти
- Судебная власть
- Государственная служба
- Глава 7. Япония
- Государственный строй. Конституция. Роль императора
- Парламент
- Правительство
- Местные органы власти и самоуправления
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Глава 8. Китайская народная республика
- Государственный строй. Конституция
- Высшие органы государственной власти
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Общие работы
- Соединенные Штаты Америки
- Великобритания
- Франция
- Германия
- Страны Северной Европы