logo
Государственное управление за рубежом

Судебная власть и конституционный надзор

Актами, определяющими состав, правовое положение и формы деятельности органов суда и прокуратуры, являются конституция КНР, Закон об организации народных судов и Закон об организации народной прокуратуры.

Высшим судебным органом является Верховный народный суд, несущий ответственность непосредственно перед ВСНП и его ПК. Председатель Суда назначается ВСНП на срок полномочий последнего и не может занимать своей должности более двух сроков подряд.

Местные народные суды делятся на 3 ступени: низовые (на уровне уездов, автономных уездов, городских районов); средней ступени (в автономных округах, городах провинциального подчинения или подчиненных автономным районам, а также в районах городов центрального подчинения); высшей ступени (в городах центрального подчинения, провинциях и автономных районах).

Председатели местных народных судов различных ступеней избираются соответствующими собраниями народных представителей и ответственны перед ними и их постоянными комитетами. Конкретная форма ответственности сводится к отчетам о работе судебных органов на сессиях СНП, а также достигается путем назначения и смещения собраниями народных представителей или их постоянными комитетами судебных работников.

В судах создаются палаты по уголовным, гражданским и хозяйственным делам. В палатах учреждаются должности начальников палат и их заместителей. Заместители председате

ля местного народного суда, начальники палат и судьи назначаются и смещаются постоянными комитетами местных СНП.

Установлена централизованная форма руководства судебной работой. Верховный народный суд контролирует деятельность местных народных судов, а вышестоящие суды контролируют работу нижестоящих. В результате местные народные суды оказываются в известной мере органами <двойного подчинения>. Вместе с тем вмешательство в деятельность судов со стороны административных органов, общественных организаций и отдельных лиц запрещено.

На судебные органы возложена обязанность охранять частную собственность китайских и иностранных граждан в Китае. Кроме того, весьма серьезное значение придается борьбе с хозяйственными преступлениями. Общей тенденцией в деятельности судов стало ужесточение мер наказания и ускорение судопроизводства по уголовным делам. В частности, смертные приговоры за наиболее серьезные правонарушения, вынесенные либо утвержденные судами высшей ступени, не направляются на утверждение Верховного народного суда.

Судьи народных судов по закону должны обладать специальными юридическими знаниями. Однако при остром дефиците юридических работников это оказалось возможным не везде (особенно в низовых судах), поэтому при рассмотрении дел в первичной инстанции обязательно участие народных заседателей.

В судопроизводстве КНР принимают участие защитники - адвокаты. Но адвокат рассматривается в КНР как государственный служащий, одной из главных задач которого является воздействие на обвиняемого с целью заставить его признать факт преступления. Поэтому число выносимых оправдательных приговоров относительно невелико.

Высшим государственным органом надзора за соблюдением законности в КНР является Верховная народная прокуратура, ответственная лишь перед ВСНП и его ПК. Генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры избирается ВСНП на срок, совпадающий со сроком полномочий последнего, и не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

Верховная народная прокуратура руководит местными органами прокуратуры, которые подразделяются на народные прокуратуры провинций, автономных районов и городов центрального подчинения; отделения народных прокуратур провинций, автономных районов и городов центрального подчинения; народные прокуратуры автономных округов и городов провинциального подчинения; народные прокуратуры уездов, автономных уездов, городов и городских районов.

Главные прокуроры провинций, автономных районов, городов центрального подчинения избираются и освобождаются от должности соответствующими местными собраниями народных представителей, а их заместители, прокуроры и члены коллегий прокуратур - постоянными комитетами СНП соответствующей ступени по представлению главных прокуроров. Главные прокуроры автономных округов, городов провинциального подчинения, уездов, городских районов назначаются и освобождаются от должности СНП соответствующей ступени, а их заместители - постоянными комитетами последнего.

Вышестоящие органы прокуратуры руководят работой нижестоящих, то есть все местные органы прокуратуры являются органами <двойного подчинения>. В структуре народной прокуратуры образуются отделы, отделения и другие рабочие подразделения, которые, в свою очередь, тоже являются органами <двойного подчинения>.

Закон об организации народной прокуратуры вменяет в обязанность прокуратуры надзор не только за точным и неукоснительным соблюдением законов государства, но и за единообразным проведением политических установок с тем, чтобы обеспечить успешное осуществление социалистической модернизации. Из функций прокуратуры особо выделяется пресечение серьезных преступлений, связанных с государственной изменой, расколом государства и т.п. Говорится также об осуществлении надзора за соблюдением государственными органами законных прав граждан, подчеркивается необходимость координации деятельности судов, прокуратуры и общественной безопасности в целях обеспечения точного и эффективного проведения в жизнь законов.