Центральные органы власти Фолькетинг
Дания - парламентская монархия. По конституции главой государства является король. Ему и фолькетингу (парламенту) принадлежит законодательная власть. Через правительство король осуществляет исполнительную власть. Фактически права короля значительно ограничены.
Парламент Дании состоит из одной палаты, в которую избираются 179 депутатов. Срок его полномочий - 4 года. Однако он может быть досрочно распущен королем по предложению правительства. После своего избрания фолькетинг на двенадцатый будний день собирается в 12 часов дня, но король вправе собрать его и раньше. Специального созыва на очередные сессии не требуется. Парламентский год начинается в первый вторник октября, и в этот день открывается сессия фолькетинга, которая продолжается обычно до весны. Если премьер-министр или не менее 2/5 депутатов потребуют созвать сессию и в другое время с указанием повестки дня, председатель фолькетинга обязан удовлетворить их требование.
Фолькетинг выбирает свой руководящий орган - президиум, состоящий из председателя и заместителей председателя. Президиум руководит работой фолькетинга и его комиссий. Постоянные комиссии создаются по основным отраслям государственной деятельности, в том числе по делам Гренландии. Они состоят из представителей партийных фракций пропорционально числу их мест в парламенте. Кроме того, могут быть образованы специальные комиссии для расследования какого-либо конкретного дела, выяснения какого-либо вопроса, рассмотрения законопроектов. Им предоставлено право требовать от любых лиц и учреждений необходимые сведения или документы. Фолькетинг избирает высшего государственного чиновника. Он наблюдает за гражданской и военной администрациями. Если этот чиновник находит, что действия тех или иных государственных служащих противоречат конституции либо законам, он докладывает об этом фолькетингу. В целях проверки финансовых отчетов государства, представляемых правительством, парламент назначает нескольких ревизоров. Фолькетинг выбирает (не из своего состава) половину членов Государственного суда и нескольких их заместителей.
Фолькетинг, по конституции, обладает довольно широкими правами. Они касаются таких важных вопросов, как финансы страны, законодательство, контроль за деятельностью правительства, внешняя политика государства, объявление войны и заключение мира, формирование вооруженных сил страны. Свой регламент фолькетинг утверждает сам, только он решает вопрос о законности выборов депутатов.
Фолькетинг является законодательным органом. Формально законодательная деятельность парламента ограничена королем, без санкции которого не вступает в силу ни один закон. Однако на практике король никогда не отказывает фолькетингу.
Законодательной инициативой обладают депутаты и правительство. Последнее направляет в парламент законопроекты от имени короля. Предпочтение всегда отдается правительственным проектам. Предложения отдельных депутатов, если они не поддержаны правительством, имеют мало шансов быть принятыми, так как за спиной правительства стоят партия либо блок партий, имеющие большинство в парламенте.
При обсуждении проект закона проходит три чтения. В первом чтении депутатов ставят в известность, что поступил тот или иной законопроект. Затем он посылается на рассмотрение соответствующей постоянной или специальной парламентской комиссии, которая его детально изучает.
После того, как законопроект обсужден в комиссии, он вместе с ее заключением поступает на второе чтение. Здесь уже обсуждается все содержание проекта по статьям. Третье чтение - обсуждение его в целом. Затем происходит голосование. Для одобрения любого законопроекта требуется большинство голосов. После этого он представляется королю, который в течение 30 дней утверждает его. Для принятия законопроектов, касающихся изменения конституционного порядка престолонаследия и ограничения национального суверенитета в пользу международных органов, необходимо большинство в 5/6 голосов членов фолькетинга.
Важной компетенцией парламента является обсуждение вопросов внешней политики страны. Обо всех значительных мероприятиях в этой области правительство должно ставить в известность фолькетинг. Без его согласия правительство не может увеличивать или уменьшать вооруженные силы страны, применять их против иностранного государства, за исключением обороны от агрессии. Но и в последнем случае должен быть немедленно созван парламент, на рассмотрение которого ставится данный вопрос.
Фолькетинг издает правила, касающиеся порядка назначения, увольнения и перемещения государственных служащих.
Важнейшим правом парламента считается контроль за деятельностью правительства. Принцип парламентской ответственности Совета министров впервые был закреплен в конституции 1953 г., хотя на практике он применяется с начала XX столетия. Ни один министр не может оставаться на своем посту, если парламент выразил ему недоверие. Это не вызывает отставки всего правительства. Если же фолькетинг выразил недоверие правительству в целом или премьер-министру, правительство должно уйти в отставку. И, наконец, фолькетинг может привлечь министров к судебной ответственности за их противозаконные действия. Обвинение рассматривается Государственным судом.
Меньшинство в фолькетинге обладает определенными гарантиями: так, законопроекты, против которых голосует меньшинство, рассматриваются по усложненной процедуре (это не относится к финансовым законопроектам и законопроектам об отчуждении собственности). Две пятых членов фолькетинга могут потребовать от его председателя отсрочки третьего чтения законопроекта на 12 дней после того, как он обсуждался во втором чтении. Одна треть членов парламента в течение трех будних дней после принятия проекта закона может направить письмо председателю фолькетинга с требованием, чтобы закон был поставлен на референдум. Если фолькетинг поддержит это предложение, законопроект публикуется, и референдум проводится не ранее 12 и не позднее 18 дней после публикации. Законопроект считается отклоненным, если против него высказалось большинство избирателей, участвующих в голосовании (но не менее 30 процентов избирателей). Из этого правила установлено исключение для ряда вопросов. Так, не могут быть поставлены на референдум финансовые законопроекты, законопроекты о штатах административных учреждений, о принудительном отчуждении частной собственности.
Король
Главой государства в Дании является король. По конституции он осуществляет совместно с фолькетингом законодательную власть и целиком - исполнительную власть.
Король не может вступать в брак без согласия фолькетинга. Наследники же при вступлении в брак должны получать на это разрешение короля, который дает его в Государственном совете. На практике король согласовывает этот вопрос с правительством. После смерти или отречения короля престол переходит к его детям в порядке старшинства. В случае отсутствия наследников престола короля избирает фолькетинг. Фолькетинг устанавливает цивильный лист короля на все время его царствования, определяет, какие замки и другие государственные владения передаются в его пользование.
По конституции, король обладает довольно значительными правами. Он назначает и увольняет в отставку премьер-министра и министров, определяет их полномочия, возглавляет Государственный совет (собрание министров под его председательством), назначает судей, всех высших должностных лиц государства, чиновников, возглавляющих управление на местах, в Гренландии и на Фарерских островах. Король может распустить фолькетинг, открывает его очередные сессии и утверждает принятые им законопроекты, может издавать в период между его сессиями временные законы.
Король назначает представителей датского государства за границей, при нем аккредитованы представители иностранных государств. От его имени заключаются международные договоры и соглашения. Он считается главнокомандующим вооруженными силами страны.
Король имеет право помилования и амнистии.
Однако фактически власть короля существенным образом ограничена. Большинство его прав как в области внутренней жизни страны, так и в международных отношениях перешло к Совету министров. Назначение им Совета министров стало чисто формальной процедурой, вооруженными силами на деле руководит правительство через министра обороны и т.д. Что касается права короля не утвердить законопроект, то этим правом он уже давно не пользуется.
- Государственное управление и государственная служба за рубежом
- Глава 1. Соединенные штаты америки
- Глава 2. Великобритания
- Особенности британской конституции
- Парламент
- Правительство
- Местное самоуправление
- Судебная система
- Гражданская (государственная) служба
- Глава 4. Германия
- Основной закон (конституция) фрг
- Высшие органы законодательной власти
- Органы судебной власти и конституционного надзора
- Система государственной службы
- Органы судебной власти и конституционного надзора
- Система государственной службы
- Глава 3. Франция
- Государственный строй. Конституция
- Президент Республики
- Правительство
- Парламент
- Национальное собрание
- Конституционный совет
- Местные органы власти
- Регион (округ)
- Департамент
- Коммуна
- Судебная власть
- Государственный совет
- Высокая палата правосудия и Суд Республики
- Государственная служба
- Центральная государственная служба
- Местная государственная служба
- Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих
- Глава 5. Италия
- Конституция 1947 г.
- Высшие органы законодательной власти Италии
- Высшие органы исполнительной власти
- Органы местного самоуправления
- Судебная система Италии
- Крушение режима Первой Республики и начало образования Второй Республики: борьба вокруг реформы конституции
- Государственная служба
- Глава 6. Страны северной европы (Финляндия, Дания, Швеция)
- Финляндия
- Центральные органы власти Парламент
- Президент республики
- Государственный совет
- Губернское и местное самоуправление
- Автономия Аландских островов
- Судебная власть
- Государственная служба
- Центральные органы власти Фолькетинг
- Правительство
- Местные органы власти
- Судебная власть
- Государственная служба
- Центральные органы власти Риксдаг
- Правительство
- Местные органы власти
- Судебная власть
- Государственная служба
- Глава 7. Япония
- Государственный строй. Конституция. Роль императора
- Парламент
- Правительство
- Местные органы власти и самоуправления
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Глава 8. Китайская народная республика
- Государственный строй. Конституция
- Высшие органы государственной власти
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Общие работы
- Соединенные Штаты Америки
- Великобритания
- Франция
- Германия
- Страны Северной Европы