Правительство
Правительство формально назначается королем. Но на деле он назначает премьер-министром лидера партии парламентского большинства. Тот формирует правительство и представляет его состав на утверждение короля, в котором последний не отказывает. Кандидатуры министров обсуждаются руководством победившей на выборах партии. Если же ни одна из партий не имеет абсолютного большинства и создается блок двух или даже нескольких партий, то состав и численность правительства согласовываются с руководством этих партий путем переговоров.
Совет министров зависит в своей деятельности от поддержки большинства депутатов в фолькетинге. Если Совет министров не имеет такого большинства, то он должен уйти в отставку. Однако в парламентской практике Дании такие случаи не очень часты. Кроме того, правительство может добиться от короля согласия на роспуск фолькетинга и проведение новых выборов. Для датской политической жизни характерны устойчивость правительств и редкие правительственные кризисы, хотя в парламенте далеко не часто бывает устойчивое большинство одной партии.
Конституция предписывает, что Государственным советом (собрание министров под председательством короля) руководит король. В совете же обязан заседать и наследник престола, если он достиг совершеннолетия (18 лет). В Государственном совете должны обсуждаться все законы и важнейшие правительственные мероприятия.
По конституции, король может поручить обсуждение любого вопроса Совету министров - собранию министров, возглавляемому премьер-министром. Решения Совета министров формально нуждаются в одобрении короля.
На практике Государственный совет сохранился как архаизм. Все дела по управлению государством сосредоточены в руках Совета министров. Король не отвечает за действия правительства. Его подпись под законопроектами и актами управления недействительна, если она не контрассигнована, т.е. не скреплена подписью премьер-министра или того министра, которого касается этот акт. Совет министров осуществляет большинство прав короля.
Правительство заключает различные соглашения с иностранными государствами (причем только часть из них нуждается в одобрении фолькетинга). С согласия короля оно назначает дипломатических представителей Дании за границей.
Совет министров подготавливает законопроекты по различным вопросам жизни государства. Пользуясь поддержкой парламентского большинства, он проводит их через фолькетинг.
Фактически в руках правительства находятся вооруженные силы страны.
Правительство (формально это делает король) может и законодательствовать под предлогом <особой срочности>. Конституция устанавливает, что такие временные законы принимаются лишь в перерывах между сессиями парламента, не должны противоречить основному закону и нуждаются в одобрении фолькетинга, когда он соберется.
Премьер-министр имеет право потребовать от председателя фолькетинга созыва последнего на чрезвычайную сессию, указав порядок дня.
Министры могут присутствовать на заседаниях парламента и выступать, как только пожелают. Они оказывают воздействие на решения фолькетинга путем выступления на сессиях и через парламентские комиссии, используя в них депутатов своей партии.
- Государственное управление и государственная служба за рубежом
- Глава 1. Соединенные штаты америки
- Глава 2. Великобритания
- Особенности британской конституции
- Парламент
- Правительство
- Местное самоуправление
- Судебная система
- Гражданская (государственная) служба
- Глава 4. Германия
- Основной закон (конституция) фрг
- Высшие органы законодательной власти
- Органы судебной власти и конституционного надзора
- Система государственной службы
- Органы судебной власти и конституционного надзора
- Система государственной службы
- Глава 3. Франция
- Государственный строй. Конституция
- Президент Республики
- Правительство
- Парламент
- Национальное собрание
- Конституционный совет
- Местные органы власти
- Регион (округ)
- Департамент
- Коммуна
- Судебная власть
- Государственный совет
- Высокая палата правосудия и Суд Республики
- Государственная служба
- Центральная государственная служба
- Местная государственная служба
- Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих
- Глава 5. Италия
- Конституция 1947 г.
- Высшие органы законодательной власти Италии
- Высшие органы исполнительной власти
- Органы местного самоуправления
- Судебная система Италии
- Крушение режима Первой Республики и начало образования Второй Республики: борьба вокруг реформы конституции
- Государственная служба
- Глава 6. Страны северной европы (Финляндия, Дания, Швеция)
- Финляндия
- Центральные органы власти Парламент
- Президент республики
- Государственный совет
- Губернское и местное самоуправление
- Автономия Аландских островов
- Судебная власть
- Государственная служба
- Центральные органы власти Фолькетинг
- Правительство
- Местные органы власти
- Судебная власть
- Государственная служба
- Центральные органы власти Риксдаг
- Правительство
- Местные органы власти
- Судебная власть
- Государственная служба
- Глава 7. Япония
- Государственный строй. Конституция. Роль императора
- Парламент
- Правительство
- Местные органы власти и самоуправления
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Глава 8. Китайская народная республика
- Государственный строй. Конституция
- Высшие органы государственной власти
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Общие работы
- Соединенные Штаты Америки
- Великобритания
- Франция
- Германия
- Страны Северной Европы