Коммуна
В своем большинстве коммуны возникли из церковных приходов и крупных деревень и носят старинные исторические названия. Их территориальные границы определены государством. Численность населения коммуны устанавливается
декретом правительства по итогам переписи (от этого зависит их статус, размер государственных дотаций, количество муниципальных советников). За последние сто с лишним лет права коммун все более расширялись (до 1882 г. мэры и муниципальные советники назначались префектами). Для взаимной помощи в решении местных проблем коммуны могут создавать ассоциации.
Во главе коммун стоит муниципальный совет. Он состоит из муниципальных советников, число которых колеблется от 9 (для коммун с населением менее 100 жителей) до 69 (с населением от 300 тыс. и более). В особом положении находятся крупнейшие города Франции: Париж (163 советника), Марсель (101), Лион (73). Совет выбирается прямым всеобщим голосованием всех избирателей коммуны. Избиратели должны обладать правом голоса (условия: французское гражданство, совершеннолетие, правоспособность и наличие гражданских прав) и быть связанными с коммуной. Для каждой коммуны составляется единый список избирателей, который используется для всех политических выборов. Список пересматривается раз в год и перед каждыми очередными выборами.
Любой избиратель данной коммуны может войти в члены муниципального совета, за исключением случаев несовместимости занимаемой должности с участием в выборном органе. Например, не могут быть членами совета государственные служащие, выполняющие властные функции в департаменте или регионе, куда входит данная коммуна. В этих случаях приходится выбирать одно из двух: либо должность, либо членство в муниципальном совете. Запрещено входить в несколько муниципальных советов.
Муниципальные советы переизбираются каждые 6 лет одновременно во всех коммунах Франции в одно из воскресений марта. Процедура выборов различается в зависимости от числа жителей коммуны.
В коммунах с числом жителей до 3,5 тыс. выборы проходят по мажоритарной системе в два тура. Избиратель имеет право вносить во время голосования изменения в списки. Избранным считается тот, кто получил более половины действительных голосов (и не менее четверти числа зарегистрированных избирателей). Для избрания советников на? оставшиеся вакантными после первого тура места проводится второй тур выборов в следующее воскресенье. Выставить свои кандидатуры во втором туре могут все, кто не был избран в первом, но также и другие лица. На этот раз достаточно получить относительное большинство голосов.
В коммунах с населением более 3,5 тыс. человек выборы проходят в два тура по <закрытым> спискам, т.е. без права для избирателей вносить изменения в списки во время голосования. Списки выдвигаются партиями и политическими движениями. Если один из списков получил в первом туре абсолютное большинство голосов (и четверть списочного состава избирателей), то второй тур не проводится. Победивший список получает половину мест <с округлением наверх>. Остальные места распределяются по пропорциональной системе между партийными списками, включая и список победившей партии. Таким образом, партия, собравшая более половины голосов, фактически получает значительный перевес в числе мандатов. Если же в первом туре ни один из списков не набирает абсолютного большинства, то проводится второй тур. В нем участвуют только те списки, которые получили в первом туре не менее 10% действительных голосов. Можно сводить воедино несколько списков при условии, что каждый из них собрал не менее 5%. Поддержанный большинством избирателей список получает большинство мест. Остальные места распределяются пропорционально. Списки, получившие менее 5% голосов, остаются без мандатов.
Муниципальный совет заседает не менее 4 раз в год. Необходим кворум - большинство муниципальных советников. Голосование осуществляется поднятием руки. Оно может быть открытым или поименным (по требованию 25% присутствующих советников). Голосование по вопросам назначений на должности может быть тайным (по требованию трети присутствующих советников).
До 31 марта муниципальный совет принимает бюджет на начавшийся финансовый год; до 30 июня - отчет по завершившемуся финансовому году. Совет создает коммунальные службы. Он обеспечивает безопасность жителей; управляет имуществом коммуны; утверждает проекты гражданского строительства; организует строительство школ и обеспечивает содержание начальных учебных заведений; в его ведении находится уборка города от мусора.
Муниципальный совет избирает из своего состава мэра и его заместителей (вместе они составляют муниципалитет). Мэр избирается тайным голосованием по мажоритарной системе в три тура (в первом и втором для избрания требуется абсолютное большинство действительных голосов, в третьем - относительное большинство). Минимальный возраст для мэра - 21 год. Запрещается совмещение более двух мандатов, если гражданин, избранный мэром, является депутатом Национального собрания, сенатором, депутатом Европейского парламента, генеральным советником департамента, мэром коммуны с населением более 20 тысяч жителей.
Мэр имеет как минимум одного заместителя. Число заместителей не должно составлять более 30 % муниципальных советников. Среди них не может быть представителей оппозиции.
Мэр руководит работой муниципального совета, персоналом коммуны, муниципальной полицией, назначает на должности, создаваемые советом. Он выдает разрешения на землепользование и строительство, обеспечивает безопасность, соблюдение социально-гигиенических норм и общественного порядка, принимает меры для предотвращения катастроф. В его обязанности входит также и организация выборов.
На каждом заседании совета мэр отчитывается о ходе выполнения его решений.
В городах Париже, Марселе и Лионе система местного самоуправления имеет некоторые особенности: кроме совета города, имеются и советы городских районов; соответственно, избираются мэры города и районов.
- Государственное управление и государственная служба за рубежом
- Глава 1. Соединенные штаты америки
- Глава 2. Великобритания
- Особенности британской конституции
- Парламент
- Правительство
- Местное самоуправление
- Судебная система
- Гражданская (государственная) служба
- Глава 4. Германия
- Основной закон (конституция) фрг
- Высшие органы законодательной власти
- Органы судебной власти и конституционного надзора
- Система государственной службы
- Органы судебной власти и конституционного надзора
- Система государственной службы
- Глава 3. Франция
- Государственный строй. Конституция
- Президент Республики
- Правительство
- Парламент
- Национальное собрание
- Конституционный совет
- Местные органы власти
- Регион (округ)
- Департамент
- Коммуна
- Судебная власть
- Государственный совет
- Высокая палата правосудия и Суд Республики
- Государственная служба
- Центральная государственная служба
- Местная государственная служба
- Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих
- Глава 5. Италия
- Конституция 1947 г.
- Высшие органы законодательной власти Италии
- Высшие органы исполнительной власти
- Органы местного самоуправления
- Судебная система Италии
- Крушение режима Первой Республики и начало образования Второй Республики: борьба вокруг реформы конституции
- Государственная служба
- Глава 6. Страны северной европы (Финляндия, Дания, Швеция)
- Финляндия
- Центральные органы власти Парламент
- Президент республики
- Государственный совет
- Губернское и местное самоуправление
- Автономия Аландских островов
- Судебная власть
- Государственная служба
- Центральные органы власти Фолькетинг
- Правительство
- Местные органы власти
- Судебная власть
- Государственная служба
- Центральные органы власти Риксдаг
- Правительство
- Местные органы власти
- Судебная власть
- Государственная служба
- Глава 7. Япония
- Государственный строй. Конституция. Роль императора
- Парламент
- Правительство
- Местные органы власти и самоуправления
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Глава 8. Китайская народная республика
- Государственный строй. Конституция
- Высшие органы государственной власти
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Общие работы
- Соединенные Штаты Америки
- Великобритания
- Франция
- Германия
- Страны Северной Европы