Высшие органы законодательной власти Италии
По конституции, в стране была установлена парламентарная республика. Итальянский парламент состоит из двух палат: палаты депутатов и сената. При этом в Конституции подчеркивается абсолютное равенство палат при осуществлении полномочий как в законодательной области, так и при реализации парламентского контроля над правительством. Первоначально был установлен неодинаковый срок полномочий палат парламента: для палаты депутатов - 5 лет, а для сената - 6. В феврале 1963 г. Конституционный закон, увеличив число депутатов с 596 до 630, а сенаторов - с 248 до 315, одновременно ввел для обеих палат одинаковый срок полномочий - 4 года.
При выработке конституции антифашистским силам удалось настоять на демократическом порядке формирования обеих палат парламента путем их избрания на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Это было значительным шагом вперед, поскольку при всех прежних режимах итальянские женщины, составлявшие более половины всего населения, были лишены избирательных прав. Только 30 января 1945 г. итальянское правительство под давлением комитетов национального освобождения распространило избирательное право на женскую половину итальянского общества. При выборах в палату депутатов право голоса было предоставлено гражданам, достигшим 21 года (с 1957 г. возрастной ценз был снижен до 18 лет), а при выборах в сенат - тем, кому уже исполнилось 25.
Конституция 1947 г. установила также, что право на голосование не может быть ограничено иначе, как в силу гражданской неправоспособности, окончательного уголовного приговора или в случае совершения недостойных поступков, указанных в законе. В частности, в Основной закон была внесена статья, которая лишала ответственных функционеров фашистского режима активного и пассивного избирательного права на 5 лет с момента вступления в силу республиканской конституции. Не включались в число избирателей члены и потомки правившей объединенной Италией с 1870 по 1946 г. Савойской династии, которым пришлось покинуть страну. Конституция запретила прямым потомкам короля когда-либо возвращаться на итальянскую землю.
Все граждане, внесенные в избирательные списки, накануне выборов получают избирательные свидетельства, без которых никто не может быть допущен к голосованию. В этом свидетельстве указывается фамилия избирателя и другие сведения о нем. Свидетельство розового цвета - для тех, кто имеет право выбирать в палату депутатов и в сенат, а белого цвета - для тех, кто избирает только в палату депутатов. Избирательные свидетельства, предназначенные для женщин, заполняются зелеными, а для мужчин - черными чернилами:
в Италии избирательные списки составляются отдельно для мужчин и для женщин. Итальянец может голосовать только на том избирательном участке, где он внесен в избирательный список (исключения делаются для больных, военнослужащих и моряков, находящихся на корабле). Одновременно закон предоставляет льготы для проезда избирателям, проживающим за пределами коммуны, в списки которой они включены. Осуществление своего избирательного права без материального ущерба особенно важно итальянцам, работающим за границей: специальные избирательные свидетельства предоставляют им право на бесплатный проезд к месту голосования и обратно.
Следует особо подчеркнуть, что в конституции 1947 г. вообще ничего не говорится о порядке выборов в палату депутатов и сенат. Это давало возможность, не меняя ее статей, пересматривать те или иные положения избирательной системы.
В целом выборы в стране до 1993 г. осуществлялись на основе принципа пропорционального представительства. Выборы в палату депутатов проводились по 32-м избирательным округам (в каждый входило от одной до пяти провинций). Число депутатских мандатов распределялось между избирательными округами пропорционально численности их населения.
В соответствии с законом, правом быть избранным в палату депутатов пользуются все итальянцы, которым ко дню выборов исполнилось 25 лет. Однако это право не распространяется на депутатов и советников областных органов власти, на председателей провинциальных джунт (правительств), мэров коммун с населением свыше 20 тысяч человек. Не могут быть избраны в палату депутатов начальники и заместители начальников полиции, генеральные инспекторы и чиновники общественной безопасности, префекты и вице-префекты, судьи, высшие офицеры вооруженных сил в тех округах, где они служат.
Голосование в округах проходило не за ту или иную личность, а исключительно по партийным спискам. Места в палате депутатов распределялись между партиями строго пропорционально поданному за них количеству голосов. Обеспечивая более справедливое представительство в парламенте не только всех крупных, но даже мельчайших политических группировок, получавших иногда 0,2-0,3 процента голосов, пропорциональная система приводила к тому, что в палате депутатов, как правило, оказывались представленными не менее десятка различных политических партий. В результате ни одна из них не получала большинства мест и для формирования правительства образовывались коалиции, что, в свою очередь, порождало политическую неустойчивость. Из-за противоречий внутри коалиций правительства вынуждены были часто уходить в отставку (за послевоенный период в стране сменилось свыше пятидесяти правительств; средняя продолжительность существования одного кабинета министров составила около 10 месяцев).
Что касается выборов в сенат, то они проходят на базе областей. Распределение сенатских мандатов между областями производилось пропорционально численности населения каждой области. Правда, президент республики имеет право назначать пожизненно сенаторами пятерых граждан, прославивших страну выдающимися заслугами в социальной, научной, художественной и литературной сферах. Кроме того, все бывшие президенты являются сенаторами по собственному праву и пожизненно, если не откажутся от этого. Выставлять свои кандидатуры в сенат могут только лица старше сорока лет. В отличие от палаты депутатов, выборы в сенат проводились по мажоритарной системе квалифицированного большинства, т. е. от каждого округа полагалось выбрать одного сенатора и выставлялись не партийные списки, а конкретные кандидаты, каждый из которых должен был набрать не менее 65 процентов поданных голосов. Однако, поскольку это было по силам лишь очень немногим политикам, фактически при выборах в итальянский сенат применялся тот же принцип пропорционального представительства.
Хотя после 1993 г. место в парламенте не гарантирует депутату неприкосновенности, в материальном плане оно приносит определенные выгоды. В середине 90-х годов жалованье парламентария составило около 7 миллионов лир в месяц, что приблизительно в четыре с лишним раза превышало среднюю зарплату по стране. Кроме того, у парламентариев есть право на пожизненную пенсию в случае, если они прозаседают в парламенте не менее пяти лет. Однако удается это далеко не всегда, так как нередко парламент распускается досрочно.
Согласно конституции, каждый член парламента представляет нацию и выполняет свои функции без императивного мандата, т. е. без наказов избирателей. Итальянская избирательная система не знает также и права отзыва члена парламента своими избирателями. В то же время уставы всех крупных политических партий Италии устанавливают для своих членов, избранных в парламент, обязанность строго подчиняться решениям партии и ее руководящих органов. Таким образом, говорить о полной независимости депутатов не приходится. Для создания парламентской группы необходимо не менее 20 депутатов или 10 сенаторов. Однако возможно создание группы и в меньшем составе при условии, что эта группа, как гласит парламентский регламент, представляет <надлежаще организованную и действующую партию, список которой получил не менее 300 тысяч голосов избирателей по стране в целом>.
Палата депутатов избирает из своего состава председателя палаты и его заместителей, сенат - председателя сената и его заместителей. Анализ регламента итальянского парламента и практики его применения выявляет тенденцию к существенному ограничению прав отдельного депутата, к поглощению его партийными фракциями и другими парламентскими структурами. Регламентируется не только время (45 минут в общей дискуссии и 20 - при обсуждении поправок), но и тема выступления депутатов. Это позволяет легко контролировать ход прений, лишает депутата возможности отклониться от обсуждаемой темы. Председатель палаты депутатов наделен безоговорочным правом после двух предупреждений лишать слова оратора, отклоняющегося от обсуждаемого вопроса. Кроме того, никто не может, участвуя в дискуссии, высказаться более одного раза. Депутат парламента может выступить только после того, как он записался для участия в прениях и получил разрешение выступить. В то же время члены правительства не знают никаких ограничений в этой области. Они имеют право участвовать в заседаниях палат и комиссий, даже если не входят в парламент.
Хотя каждый парламентарий имеет право на законодательную инициативу и участие в обсуждении любых вопросов, деятельность рядовых членов парламента имеет весьма ограниченный характер. Особенно урезано право законодательной инициативы членов парламента в сфере финансовых вопросов, так как большая часть законоположений этого рода связана со значительными ассигнованиями: конституция указывает, что всякий новый закон, влекущий за собой новые расходы или увеличение прежних, должен содержать указание на средства для их покрытия.
В случае, если при прохождении законопроекта между палатой депутатов и сенатом возникают разногласия, представители обеих палат образуют смешанные комиссии, которые и вырабатывают компромиссный вариант.
Парламенту принадлежит право окончательного решения важных внешнеполитических вопросов. По конституции, только палата депутатов и сенат могут объявить состояние войны и облечь правительство необходимой для этого властью. Парламент в законодательном порядке ратифицирует международные договоры политического характера, а также договоры, предусматривающие арбитраж или судебное урегулирование, влекущее территориальные изменения, финансовые обязательства или изменение законов.
Хотя право на законодательную инициативу имеют и парламент, и правительство, для всего послевоенного периода была и остается характерной тенденция преобладания законодательной инициативы правительства: по инициативе парламента принимается обычно не более 25-30 процентов всех законов. Кроме того, в Италии существует практика правительственных декретов, имеющих силу закона. Они призваны регулировать ограниченный круг вопросов, требующих экстренных, не терпящих отлагательства решений, однако практика <декретирования> гораздо шире. К тому же возрастает практика так называемого делегированного законодательства, особенно в связи с предоставлением правительству права на издание постановлений в области экономического регулирования. Единственным условием их принятия является то, что правительство должно ставить парламент в известность об уже введенных мерах.
Решающую роль в законодательной деятельности играют постоянные парламентские комиссии, занимающие особое место в системе парламентских органов Италии. Эти комиссии, как и в других странах, формируются на основе пропорционального принципа, отражающего соотношение политических сил в парламенте. Отличает итальянские парламентские комиссии то, что конституция наделяет их правом не только обсуждать, но и утверждать внесенные законопроекты, т. е. правом выступать в качестве законодательного органа. О роли парламентских комиссий в законодательстве говорит то обстоятельство, что в течение каждой легислатуры (т. е. в среднем 3-5 лет) они принимали обычно от 1000 до 1800 законов. По мнению большинства итальянских юристов, деятельность постоянных комиссий в качестве законодательных органов представляет собой, несомненно, положительное явление. Во-первых, этим значительно разгружается работа палаты депутатов и сената; во-вторых, упрощенная процедура деятельности комиссий намного ускоряет прохождение дел и, в-третьих, значительно повышается технический уровень законодательства, поскольку, не будучи гласными, дебаты проводятся более серьезно, при участии специалистов, хорошо разбирающихся в обсуждаемых вопросах.
Конституция и закон о референдумах 1970 г. предусматривают возможность проведения референдумов как на общенациональном, так и на областном уровнях. На всеобщее голосование могут быть вынесены: конституционный закон, одобренный парламентом, но не получивший в каждой из палат большинство в две трети голосов; с целью частичной или полной отмены - любой закон республики, за исключением налоговых и бюджетных, об амнистии и помиловании, о санкционировании ратификации международных договоров; с целью консультации с заинтересованным населением - предложения о разделении областей и об изменении их границ. Вынесенное на референдум предложение считается принятым, если в голосовании участвовало большинство имеющих на это право граждан и если предложение одобрено большинством голосов, признанных действительными.
Общенациональный референдум назначается, если того потребуют 5 областных советов или если под требованием о его проведении будет собрано 500 тысяч подписей избирателей.
Подобно референдуму, институтом непосредственной демократии служит предусмотренное конституцией право внесения законопроекта самими избирателями (не менее 50 тысяч). Правда, ни одна из подобных народных инициатив не 5ыла одобрена законодательным органом.
- Государственное управление и государственная служба за рубежом
- Глава 1. Соединенные штаты америки
- Глава 2. Великобритания
- Особенности британской конституции
- Парламент
- Правительство
- Местное самоуправление
- Судебная система
- Гражданская (государственная) служба
- Глава 4. Германия
- Основной закон (конституция) фрг
- Высшие органы законодательной власти
- Органы судебной власти и конституционного надзора
- Система государственной службы
- Органы судебной власти и конституционного надзора
- Система государственной службы
- Глава 3. Франция
- Государственный строй. Конституция
- Президент Республики
- Правительство
- Парламент
- Национальное собрание
- Конституционный совет
- Местные органы власти
- Регион (округ)
- Департамент
- Коммуна
- Судебная власть
- Государственный совет
- Высокая палата правосудия и Суд Республики
- Государственная служба
- Центральная государственная служба
- Местная государственная служба
- Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих
- Глава 5. Италия
- Конституция 1947 г.
- Высшие органы законодательной власти Италии
- Высшие органы исполнительной власти
- Органы местного самоуправления
- Судебная система Италии
- Крушение режима Первой Республики и начало образования Второй Республики: борьба вокруг реформы конституции
- Государственная служба
- Глава 6. Страны северной европы (Финляндия, Дания, Швеция)
- Финляндия
- Центральные органы власти Парламент
- Президент республики
- Государственный совет
- Губернское и местное самоуправление
- Автономия Аландских островов
- Судебная власть
- Государственная служба
- Центральные органы власти Фолькетинг
- Правительство
- Местные органы власти
- Судебная власть
- Государственная служба
- Центральные органы власти Риксдаг
- Правительство
- Местные органы власти
- Судебная власть
- Государственная служба
- Глава 7. Япония
- Государственный строй. Конституция. Роль императора
- Парламент
- Правительство
- Местные органы власти и самоуправления
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Глава 8. Китайская народная республика
- Государственный строй. Конституция
- Высшие органы государственной власти
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Судебная власть и конституционный надзор
- Государственная служба
- Общие работы
- Соединенные Штаты Америки
- Великобритания
- Франция
- Германия
- Страны Северной Европы