§ 5. Специфика профессии дипломата
Профессия дипломата является одной из древнейших. И хотя, как отмечалось выше, дипломатия в качестве относительно самостоятельного направления государственной деятельности напрямую связана с рождением национальных государств и развитием общения между ними, надобность в людях, выполнявших специальные поручения по налаживанию отношений, решению вопросов войны и мира, соблюдению ритуала при приеме заморских гостей и т. п., существовала с незапамятных времен.
Дипломат в наши дни — официальное должностное лицо, сотрудник министерства иностранных дел или иного внешнеполитического государственного органа, ведущий работу по осуществлению официальных политических контактов с другими государствами как в своей стране (в центральном аппарате), так и в дипломатических представительствах (посольствах, миссиях, консульствах) за границей. Определяя черты и особенности, которым должен соответствовать человек данной профессии, французский дипломат XVIII века Кальер писал: «Эти качества суть: внимательный и приятный ум, не позволяющий себе отвлекаться удовольствиями и фривольными забавами; здравый смысл, отчетливо воспринимающий вещи такими, как они есть, идущий к цели самыми короткими и естественными путями, не вдаваясь в тонкости и ненужные ухищрения, которые обычно отталкивают тех, с кем ведешь переговоры; проницательность, позволяющая угадывать, что происходит в сердцах людей; ум, скорый на выдумки, способный сгладить встречающиеся затруднения и примирить интересы, составляющие предмет переговоров; присутствие духа, необходимое, чтобы ответить, кстати, на непредвиденные вопросы и осторожными репликами избежать рискованного шага; ровный характер, спокойная и терпеливая натура, всегдашняя готовность выслушать внимательно того, с кем имеешь дело; всегда открытый подход к человеку, мягкость, учтивость, приятность общения, непринужденная и располагающая манера, которая очень помогает снискать расположение тех, с кем имеешь дело, тогда как холодный и важный вид, грубая и мрачная манера обычно отталкивают и внушают отвращение. Особенно необходимо, чтобы дипломат достаточно хорошо владел собой и умел противостоять неудержимой потребности заговорить раньше, чем он основательно продумал то, что собирается сказать; чтобы он не торопился ответить тотчас же, не подумав, на сделанные ему предложения…» (циm по: Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике М., 1947, с. ЮЗ, 104).
Как видим, в пожеланиях представлен весьма широкий набор интеллектуальных, этических и иных качеств, которыми призван обладать «посланник государя». Ясно, что столь высоким запросам может отвечать далеко не каждый дипломат. И государство, самостоятельно устанавливая в своем внутреннем законодательстве правила доступа к дипслужбе, обычно предусматривает определенные, достаточно формальные требования, которым должен соответствовать кандидат на замещение дипломатической должности (возраст, образование, знание иностранных языков и т. п.).
Во многих государствах большая часть дипломатических должностей занимается лицами, имеющими специальную подготовку и прошедшими последовательный ряд степеней службы, т. е. профессиональными или, как их еще называют, «карьерными» дипломатами. В ряде стран существует конкурсная система замещения должностей. В то же время руководитель дипломатической службы (министр иностранных дел), будучи членом правительства, назначается, как правило, из числа видных деятелей той политической партии, которая находится вданное время у власти и формирует правительство. «Политическими назначенцами» могут быть также заместители министра иностранных дел, генеральные секретари министерства, директора департаментов, начальники управлений и ряд других. Подготовка дипломатов сосредоточена преимущественно в специальных учебных заведениях: в США — в Институте заграничной службы и на курсах при Гарвардском, Йельском и Принстонском университетах; в Англии — в колледжах Итон, Гарроу и Оксфордском и Кембриджском университетах; во Франции — в Национальной школе администрации и Школе восточных языков; в КНР — в Институте международных отношений. В России местом подготовки дипломатических кадров являются Институт международных отношений и Дипломатическая академия МИД РФ.
- Э. Л. Кузьмин Протокол и этикет дипломатического и делового общения основы дипломатии и международных деловых связей
- § 1. Понятие дипломатии
- § 2. Дипломатия как наука и искусство
- § 3. Историческая природа дипломатии
- § 4. О «новой дипломатии»
- § 5. Специфика профессии дипломата
- § 6. Значение и основы дипломатического протокола
- § 7. Общее и особенное в протоколе дипломатического и делового общения
- § 8. Правовые основы международных деловых связей
- Азбука дипломатической службы
- § 9. Установление дипломатических отношений
- § 10. Органы внешних сношений
- § 11. Структура представительств. Ранги дипломатов
- § 12. Дипломатический корпус. Принцип старшинства
- § 13. Назначение главы дипломатического представительства
- § 14. Начало миссии посла
- § 15. Вручение верительных грамот. Визиты вежливости
- § 16. Завершение дипломатической миссии
- § 17. Дипломатические привилегии и иммунитеты
- Дипломатическая и деловая переписка
- § 18. Роль и значение дипломатической документации
- § 19. Виды дипломатической документации
- § 20. Новые виды и формы дипломатических документов
- § 21. Требования к дипломатическим документам
- § 22. Язык дипломатии
- § 23. Понятие деловой переписки
- § 24. Структура и оформление деловой корреспонденции
- Официальные визиты и деловые встречи. Международная вежливость
- § 25. Классификация визитов
- § 26. Официальные визиты
- § 27. Деловые и неофициальные визиты
- § 28. Протокол в многосторонней дипломатии
- § 29. Личные визиты и беседы
- § 30. Некоторые дополнительные вопросы организации деловых переговоров и бесед
- § 31. Оформление итогов переговоров и бесед
- § 32. Визитные карточки и их применение
- § 33. Подарки и сувениры
- § 34. Международная вежливость
- Дипломатические приемы: виды, порядок проведения
- § 42. Значение приемов в дипломатической практике
- § 43. Виды приемов
- § 44. Организационные аспекты подготовки приемов
- § 45. Проведение приема
- Некоторые итоговые замечания об этикете
- § 46. Понятие современного этикета
- § 47. Несколько добрых советов опытного человека
- За столом
- На визитах и в гостях
- В общественных местах и на улице
- Внешний вид и привычки
- Дополнительно: правила общегражданского этикета приветствия
- За столом
- Ведение беседы
- Телефонный разговор: общепринятые правила
- В общественных местах
- В магазинах
- В транспорте и на улице
- Подарки
- Манера держаться
- Стол: психологическое значение формы стола
- Работа с переводчиком
- Офисный дресс-код Встречают по одежке…
- Рубашка
- Аксессуары
- Костюм в целом
- Визитная карточка
- Государственная символика Государственный флаг
- Государственный герб
- Вот он наш российский герб…
- Государственный гимн