logo
Kuzimin_-_Diplomaticheskiy_protokol_i_delovoy_et-1

§ 14. Начало миссии посла

После получения агремана и издания указа Президента о назначении, глава дипломатического представительства, как и каждый другой сотрудник, начинает готовиться к отъезду. В этих целях осуществляется ознакомление с договорами, соглашениями и другими двусторонними документами, с историей отношений со страной пребывания, с ее нынешним политическим и экономическим положением, с состоянием политических, экономических, культурных и других связей, с информационными материалами посольства и т. п. Многие практические вопросы еще до отъезда основательно прорабатываются в заинтересованных министерствах и ведомствах. Для успеха поддержания связей с представителями общественности полезно освежить в памяти знания в области мировой истории и истории культуры, о литературе, музыке, живописи и о выдающихся деятелях искусства страны назначения.

Примерно за 7—10 дней до отъезда может быть нанесен протокольный визит главе дипломатического представительства страны назначения в Москве — первый контакт посла с официальным представителем правительства страны. Во время визита возможно приглашение посла на завтрак или обед кэтому дипломатическому представителю, которое не принято отклонять.

До отъезда посла Министерством иностранных дел готовятся верительные грамоты ему и отзывные грамоты предшественнику.

Верительные грамоты — документ, удостоверяющий статус посла (посланника) как представителя главы своего государства и аккредитующий его в иностранном государстве. Верительные грамоты подписываются главой государства, назначающего дипломатического представителя, и адресуются главе государства, принимающего его. Грамоты скрепляются подписью министра иностранных дел. Сложиласьпримерно одинаковая структура грамот.

Составными элементами ее являются: соответствующее конституции или другому основному закону страны, принимающей дипломатического представителя, титулование главы этого государства; фраза, мотивирующая назначение дипломатического представителя, в редакции которой отражается состояние дипломатических отношений между двумя странами; имя, фамилия, а также ранг дипломатического представителя, соответствующий уровню, на котором обмениваются обе страны дипломатическими представителями; просьба верить всему, что будет излагать дипломатический представитель от имени главы своего государства или от имени своего правительства. Именно от слова «верить» и происходит название грамот — «верительные».

Верительные грамоты выдаются главам дипломатических представительств первых двух классов: послам и посланникам. Они могут выдаваться иногда специальным делегациям, направляющимся по приглашению в ту или иную страну на празднование провозглашения независимости или вступления в должность главы государства, а также для участия втраурных церемониях и т. п. Дипломатическому представителю 3-го класса — постоянному поверенному в делах — выдаются не верительные грамоты, а письмо министра иностранных дел на имя министра иностранных дел принимающей страны.

Верительные грамоты имеют характер общих полномочий дипломатического представителя. В случае поручения вести переговоры по какому-либо особому вопросу и подписать соответствующее соглашение или договор ему выдаются специальные для такого конкретного случая полномочия от имени правительства.

Во времена абсолютных монархий язык верительных грамот был крайне витиеват и цветист. Обращалось в этом плане особое внимание на воспроизведение полного титула монархов. Выдававшиеся русским царем грамоты содержали, в частности, упоминание 55 территорий, которыми он владел. Известна повышенная щепетильность в вопросе о титуле Екатерины II. В 1766 году французский двор отказался к титулу «Величество» прибавить слово «Императорское», объясняя это тем, что такое добавление будто противоречит канонам французского языка. Резолюция Екатерины II по этому поводу гласила: «Противу же правилам языка и протокола российского принимать грамоты без надлежащей титулатуры». (Речь шла о верительных грамотах французского посла, назначенною в Петербург).

Если посол едет на смену главы дипломатического представительства, то вместе с верительными готовятся для одновременного вручения с ними отзывные грамоты его предшественника — документ, сообщающий об отзыве дипломатического представителя с занимаемого им поста. Они также адресуются главе государства, при котором был аккредитован дипломатический представитель, подписываются главой государства, назначившего дипломатического представителя, и скрепляются министром иностранных дел. В преамбуле отзывных грамот в краткой форме сообщается о факте отзыва, о причинах отозвания; выражается надежда, что дипломатическим представитель содействовал поддержанию и развитию отношении между странами.

В крайне редких случаях отзываемый дипломатический представитель перед своим отъездом из страны пребывания может сам вручить свои отзывные грамоты главе государства. Практически отмерла и практика направления так называемых отпускных грамот, которые по форме мало отличаются от отзывных, но направляются соответственно главой государства, в которой был аккредитован дипломатический представитель, главе государства, назначившего его. В отпускных грамотах может быть отмечена положительная роль дипломатического представителя в поддержании и развитии отношений между странами; иногда отпускные грамоты заклю-чаются фразой о том, что глава государства ''отпускает'' дипломатическою представителя. Отпускные грамоты пересылаются дипломатическим путем и ответа не требуют.

Верительные, отзывные и отпускные грамоты печатаются на специальных бланках с государственным гербом. Печати на них не ставятся. Хотя эти грамоты называются во множественном числе, каждая из них представляет собой один отдельный документ.

Перед отъездом в страну пребывания вдипломатическое пред-ставитсльство направляется телеграмма о дате и часе приезда, виде транспорта и о всех других подробностях, облегчающих встречу его главы и проведения на должном уровне подобающих данному случаю протокольных мероприятий.

Приезд иностранного посла к месту своей дипломатической службы — всегда примечательное событие. В прошлом он обставлялся сложным ритуалом, вразличных странах имелись свои особенности. Однако смысл всех проводимых мероприятий состоял в том, чтобы проявить знаки внимания к послу, которые отвечали бы роли представляемого им главы государства на международной арене.

Естественно, оказывая те или иные почести посланцам из-за рубежа, русские цари пеклись и о своем престиже. На границе Российского государства, например, иностранного гостя встречей специальный пристав, в обязанности которого входили обеспечение безопасности посла, организация его ночлега, питания и т. п. Избирался маршрут поездки в столицу, дававший возможность составить наиболее благоприятное впечатление о стране, подчас для придания особой торжественности собирали «всех детей боярских», живших в округе. При въезде в столицу посла встречал назначенный для этого боярин, для проезда по городу готовился специальный экипаж в богатом убранстве, на улицы выводились толпы нарядных горожан. Постепенно складывалась традиция приглашения для встречи вновь прибывающего посла других иностранных послов, аккредитованных в России.

В настоящее время процедура значительно упрощена. В аэропорту (на вокзале) дипломатического представителя встречают представитель министерства иностранных дел (протокола), а также служебнаяколония своих граждан во главе с временным поверенным в делах. Количество встречающих может быть ограничено участием только старших дипломатических работников. Представитель МИД приветствует посла от имени министра иностранных дел или правительства. В некоторых странах сохранилась традиция, когда во встрече принимают участие также иностранные послы, аккредитованные в данном государстве.

В соответствии с местной практикой дипломатический представитель по приезде может сделать краткое заявление для печати или дать интервью. Соответствующий материал готовится заблаговременно, составляется в самых общих выражениях, поскольку принято считать, что до вручения верительных грамот посол не приступилк исполнению своих обязанностей в полном объеме и поэтому не должен выступать с какими бы то ни было политическими акциями. Недопустимо в первом заявлении касаться спорных вопросов. Отступление от этих норм может вызвать обвинения в нарушении протокола и создать без нужды затруднения с первых же минут пребывания на чужой земле. При настойчивых просьбах со стороны присутствующих иногда на встрече нового посла журналистов уместно впорядке любезности произнести несколько общих, вежливых фраз с выражением дружественных чувств и добрых пожеланий народу страны пребывания. В газетах, как правило, публикуется информационное сообщение о прибытии посла, а иногда — и краткие биографические данные о нем.

В зависимости от местной протокольной практики посол в день приезда или на следующий день направляет письмо министру иностранных дел, сообщая в нем о своем прибытии и о желании нанести ему визит. Посол наносит также визит шефу протокола (до визита министру), во время которого, в частности, выясняет порядок вручения верительных грамот и осуществления протокольных визитов официальным лицам после вручения верительных грамот.

Во время визита министру иностранных дел посол вручает ему копии своих верительных грамот и копии отзывных грамот своего предшественника, а также текст своей речи при вручении грамот (если произнесение речей предусмотрено местным протоколом). Одновременно посол официально запрашивает о визите к главе государства для вручения верительных грамот. Первый визит министру иностранных дел считается протокольным и обычно бывает кратким.

В тех странах, вкоторых дипломатическое представительство только открывается, возможен и полезен визит, также до вручения верительных грамот, дуайену дипкорпуса, для того, чтобы получить дополнительную информацию о местной протокольной практике. Да и в целом во многих странах ныне сложилась практика, частично «развязывающая руки» послу после вручения Министерством иностранных дел копии верительных грамот — он может начинать знакомство с некоторыми официальными лицами страны пребывания (избегая при этом, правда, постановки политических или спорных деловых вопросов), со своими коллегами по дипкорпусу.